Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и выявление совокупности личностно-деловых качеств руководителя и его стиля работы в трудовом коллективе. Что определяет успешность его влияния на морально-психологический климат в коллективе. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Охарактеризовать формирование социально-психологического климата в коллективе;
Выявить факторы и критерии, влияющие на психологический климат в коллективе;
Введение 3
1 Роль психологического климата в деятельности организации 4
1.1 Понятие социально-психологического климата 4
1.2 Факторы и критерии, влияющие на психологический климат в коллективе
1.3 Структура социально-психологического климата
2 Управление психологическим климатом
2.1 Комплексное изучение социально-психологического климата
2.2 Методы изучения социально-психологического климата
2.3 Методика социально-психологической самооценки
3 Управление социально-психологическим климатом на предприятии
Заключение
Список затекстовых ссылок
Литература (Библиографический список)
Приложения
Содержание |
|
Введение | 3 |
1 Роль психологического климата в деятельности организации | 4 |
1.1 Понятие социально-психологического климата | 4 |
1.2 Факторы и критерии, влияющие на психологический климат в коллективе |
|
1.3 Структура социально-психологического климата |
|
2 Управление психологическим климатом |
|
2.1 Комплексное изучение социально-психологического климата |
|
2.2 Методы изучения социально-психологического климата |
|
2.3 Методика социально-психологической самооценки |
|
3 Управление социально-психологическим климатом на предприятии |
|
Заключение |
|
Список затекстовых ссылок |
|
Литература (Библиографический список) |
|
Приложения |
|
Введение
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Целью курсовой работы является анализ и выявление совокупности личностно-деловых качеств руководителя и его стиля работы в трудовом коллективе. Что определяет успешность его влияния на морально-психологический климат в коллективе. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Охарактеризовать формирование социально-психологического климата в коллективе;
Выявить факторы и критерии, влияющие на психологический климат в коллективе;
Определить комплекс методов исследования личностно-деловых качеств руководителя;
Проанализировать личностно-деловые качества руководителя на практике;
Сформулировать рекомендации, оказывающие эффективное влияние на психологический климат в организации.
1 Роль психологического климата в деятельности организации
1.1 Понятие социально- психологического климата
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.
По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
совокупность социально-психологических характеристик группы;
преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
характер взаимоотношений в коллективе;
интегральная характеристика состояния коллектива.
СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.
Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.
Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
1.2 Факторы и критерии, влияющие на морально психологический климат в коллективе
Среди факторов, которые могут вызвать психологическую напряжённость, эмоциональное напряжение, борьбу мотивов и интересов, конфликтные условия взаимодействия членов коллектива, их настроение занимают далеко не последнее место. Но основная проблема управления заключается в создании правильного воззрения людей, наличием заинтересованности, положительного настроения с учётом их потребностей, формированием чувства причастности к общему делу. Что же обуславливает развитие психологического климата в коллективе? «В литературе принято выделять пять факторов: экономический; социальный; производственно гигиенический (окраска рабочих помещений, степень их зашумлённости, загрязнённости воздуха и т.д.); социально – психологический (связанные с фактором группы, коллектива и порождаемые социумом феноменами); личностный (связанный с особенностями поведения отдельных членов коллектива). Из всего многообразия феноменов, наблюдаемых в коллективе, руководство, пожалуй, в наибольшей степени оказывает влияние на отношения и эмоциональное самочувствие людей»
Между тем, далеко не везде уделяют достаточно внимания задаче создания благоприятного психологического климата. «Довольно часто встречаются большие подразделения, и даже целые учреждения и организации, где господствует атмосфера повышенной нервной «наэлектризованности», в результате чего происходят неоправданные столкновения между сотрудниками, вследствие чего страдает качество работы и изнашивается их нервная система. Далее возникают стрессовые ситуации».
Стресс возникает в том случае, если человек получая информацию, уверен, что она угрожает его благополучию. Стрессовое состояние полностью уничтожает взаимопонимание и взаимное уважение руководителя и подчинённого. Стресс лежит в основе самых смертоносных в наше время заболеваний, таких как: стенокардия, атеросклероз, инфаркт, инсульт и т.д. Благоприятный морально - психологический климат - это одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности организации. «Для создания здоровой, творческой, психологически комфортной обстановки в коллективе руководителю необходимо знать критерии психологической управляемости коллектива, которыми являются:
Восприятие прямой связи, т. е. решения руководителю понятны и не противоречат интересам сотрудников;
Реализация решений;
Обратная связь от подчинённых к руководителю;
Правильное восприятие контроля решений руководителя.
Для того чтобы коллектив соответствовал критериям управляемости, он должен обладать определёнными психологическими параметрами как объект управления. К ним относят: определённый состав коллектива, наличие единого сознания, установок, мотивов, стимулов поведения, настроение коллектива, коллективные восприятие, культура общения и характер. Следует упомянуть еще один параметр организационной жизни, который оказывает влияние на морально-психологический климат коллектива. Это публичное выступление руководителя. Оно представляет собой важный элемент управленческой деятельности.
«Публичное выступление будет эффективным в плане объединения коллектива и его нацеливания на положительный эмоциональный настрой, если оно будет: четким, кратким, легко вводящим сотрудников в курс дела так же важна манера изложения информации и адресованность изложения. Л. Якокка формулирует манеру изложения информации так: «Очень важно говорить с людьми на привычном для них языке. Если вам это удается, слушатели скажут себе: «Боже, он сказал то же самое, о чем я думал»». Адресованность изложения характеризуется тем, что многие ораторы в ходе выступления вольно или невольно игнорируют своих слушателей, глядя в сторону, на пол. Они говорят как бы сами с собой, вследствие этого утрачивается контакт с аудиторией, что ведёт за собой утрату контакта и потере коммуникабельности. Оратор должен говорить со слушателями так, как будто он ожидает, что они сейчас встанут, и будут отвечать ему».
Межу тем, не стоит забывать во время выступления о коммуникативных средствах передачи информации и об обратной связи. Фактор обратной связи играет особую роль, он значим как для обеспечения бесперебойности коммуникативных потоков, так и для эффективности управленческого процесса.
Примером может послужить то, что руководитель, не имея необходимой информации о происходящем в организации, вряд ли сможет успешно решить стоящие перед ним задачи, и повлиять на формирование морально-психологического климата. Добиться эффективной обратной связи можно лишь в случае роста доверия и откровенности в отношениях между людьми и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий) и несовместимости общающихся.
«Принципиальное, гуманистическое отношение к подчиненным является единственно правильным при формировании положительного морально-психологического климата». Встреча руководителя с подчиненным по личным вопросам позволяет ему лучше узнать работников, поняв их нравственное восприятие жизненных и производственных условий, поняв их внутреннюю культуру, отношение к коллегам, потребности. При этом будет наблюдаться обратная связь, т. е подчиненные лучше узнают своего руководителя.
Внимание к тому, что волнует работника, искреннее желание оказать ему помощь в решении какого-то вопроса улучшают впечатление о руководителе, создают спокойную доброжелательную обстановку в коллективе, повышают его авторитет, повышают отдачу, хорошее настроение. «В должностной инструкции японского мастера указана обязанность: знать, как зовут рабочего, здороваться с ним за руку, один раз в смену поинтересоваться его здоровьем, второй - здоровьем жены и детей и т.д.».
Не менее важна систематичность, непрерывность и последовательность влияния на климат, так как не исключены нежелательные воздействия некоторых людей -носителей антисоциальных взглядов и установок. «В книге А.А. Леонтьева «Психология общения» приведено мнение на сей счет психологов Д. Брауна и Дж. Паркса. Негативный климат возникает тогда, когда: наблюдается малый контакт взглядов; небольшая роль телодвижений; малые движения рук; отклонение тела в сторону, противоположную собеседнику; «отрицающие» движения головой».
Из этого следует, что в психологии контакта особую роль играют невербальные средства общения. Только 7 процентов содержания сообщений передается смыслом слов, а в то время как 38 процентов информации определяется тем, как слова произносятся, и 55 процентов выражением лица (Приложение А). Лицо человека обнаруживает чувства и отражает его внутреннюю культуру.
Следовательно, руководитель должен уметь использовать каждое соприкосновение с подчинёнными, как возможность для предрасположения к себе как к человеку и работнику, закрепления своей личной популярности и как возможность создать ощущения психологического комфорта в коллективе. Для этого руководитель может применять комплекс методов.
Информация о работе Социально-психологический климат в организации