Социально- психологический климат группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить социально- психологический климат группы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность социально-психологического климата коллектива ВОХР и факторы, его определяющие.
2. Определить объективные и субъективные условия эффективности деятельности формальных и неформальных лидеров группы по формированию благоприятных взаимоотношений в коллективе работников.
3. Обосновать пути и средства формирования социально-психологического климата в специфических условиях работы в военизированной охране.
4. Разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в карауле.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Понятие психологического климата.
Глава 2. Психологическая совместимость.
Глава 3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.
Глава 4. Пути оптимизации социально- психологического климата группы.
Глава 5. Эмпирическое исследование социально- психологического климата группы.
§1.Характеристика объектов исследования.
§2.Характеристика метода исследования.
§3.Результаты исследования.
Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по психологии.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Республики Беларусь

    Учреждение  образования «Витебский государственный

    технологический университет» 
 
 

    Кафедра психологии 
 

    Курсовая  работа

    Социально- психологический  климат группы. 
 

                       Исполнитель:

                       Барановский П.М. 

                       Руководитель: 
                   
                   
                   
                   

     Витебск – 2011 

    План  работы:

    Введение.

    Глава 1. Понятие психологического климата.

    Глава 2. Психологическая совместимость.

    Глава 3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.

    Глава 4. Пути оптимизации социально- психологического климата группы.

    Глава 5. Эмпирическое исследование социально- психологического климата группы.

             §1.Характеристика объектов исследования.

             §2.Характеристика метода исследования.

             §3.Результаты исследования.

    Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.

    Заключение.

    Литература.

    Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально- психологического климата коллектива.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Формирование  благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост

производительности  труда и качество выпускаемой  продукции.

Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве

полифункционального показателя:

–       уровня психологической включенности человека в деятельность;

–       меры психологической эффективности  этой деятельности;

–       уровня психического потенциала личности и коллектива, не только

реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

–       масштаба и глубины барьеров, лежащих  на пути реализации

психологических резервов коллектива;

–       тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала

личности  в коллективе.

    Цель  исследования – изучить социально- психологический климат группы.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность  социально-психологического климата коллектива ВОХР и факторы, его определяющие.

2. Определить  объективные и субъективные условия  эффективности деятельности формальных  и неформальных лидеров группы по формированию благоприятных взаимоотношений в коллективе работников.

3. Обосновать  пути и средства формирования  социально-психологического климата  в специфических условиях работы в военизированной охране.

4. Разработать  рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в карауле.

    Объекты исследования – караул ВОХР ОДО.

    Предмет исследования – социально- психологический климат.

    Гипотеза  – формирование социально-психологического климата в коллективе караула ВОХР обладает спецификой, которая определяется субординацией и требованиями служебной деятельности работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие «социально-психологический климат».  
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.  
        В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми.

    В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других: социально – психологическая атмосфера, морально – психологический настрой, морально – психологическая обстановка.

    Одним из первых  раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального  климата.  
В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива.

      В.Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности».

    Наиболее  глубоким по содержанию и степени  разработанности является определение  социально – психологического климата, данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели.

    В психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.  
Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.  
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.  
Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.  
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.  
При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:  
Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.  
Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

    Психологический климат  отражает преобладающий  психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации.  

    На  социально-психологический климат коллектива оказывают влияние множество  объективных и субъективных факторов. Можно выделить, в первую очередь, факторы внешней и внутренней среды предприятия. К факторам внешней среды относятся общесоциальная экономическая и политическая  обстановка,  уровень  и условия жизни, культура.

    Внутренняя  среда или внутренние условия  жизнедеятельности коллектива весьма многообразны. К ним относятся: организация  и условия труда, действующая система стимулирования, бытовые условия труда,  методы и стиль руководства,  уровень самоуправления и информированность коллектива.

    Внешняя и. внутренняя среда воздействуют  на социально-психологический климат  не прямо,  а косвенно, через восприятия людей. Восприятие  определяется  принадлежностью людей к социальной группе в зависимости от характера и содержания труда,  места и роли в иерархической структуре  управления,  профессии,  пола, возраста, семейного положения и образования, комплекса социально-психологических характеристик (потребностей, интересов, мотивов поведения).

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность — один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность  и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

    Социально-психологический  климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа — группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников коллектив может добиться оптимальной совместимости и сработанности. 
        Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат – это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не сумма групповых состояний, а их интеграл.

    Несмотря  на различие в подходах и определениях социально – психологического климата,  многие авторы сходятся на том, что  относительно устойчивый психологический  настрой является в известной степени целостной характеристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Психологическая совместимость.

     Психологическая совместимость – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

     Совместимость включает целый ряд качеств
·      физиологических (половозрастные и другие физиологические особенности); 
·      психофизиологических (различие темпераментов и биологических потребностей); 
·      собственно психологических (личностный характер и мотивы поведения); 
·      социально-психологических (ценности, интересы, ролевые ожидания). 
 
            Доказано, что психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции. 
Одним из исходных моментов обеспечения психологической совместимости является учет особенностей темперамента членов группы. Темперамент – это система эмоциональных и динамичных (характеризующих быстроту психологических реакций и активность) свойств личности. 
В современной психологии широко распространена базовая типология темпераментов, которая включает 4 типа: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Достаточно наглядная графическая схема классификации этих темпераментов предложена группой американских ученых под руководством Г. Айзенка.                                    
Эта схема позволяет классифицировать различные темпераменты людей в зависимости от двух групп показателей: интроверсии – экстраверсии (горизонтальная ось) и эмоциональной стабильности – нейротизма (вертикальная ось). 
Экстраверсия означает психологическую ориентацию человека на внешний мир, окружающих, общение с другими людьми, открытость и активность; интроверсия – прямо противоположный тип, предполагающий направленность внимания личности на собственный мир и интересы, повышенную рефлексивность, сосредоточенность на внутренних переживаниях и внешнюю пассивность, замкнутость. 
Эмоциональная стабильность означает устойчивость нервной системы, проявляющуюся в спокойствии, высокий иммунитет по отношению к стрессам и т.п.; нейротизм – прямо противоположное качество. 
       Знание и учет особенностей темперамента – важное условие обеспечения групповой совместимости и эффективности деятельности, а также оптимального распределения заданий. 
       Наилучшее использование индивидуальных и деловых качеств работников может быть обеспечено с помощью различных механизмов психологической совместимости. Наиболее важными из них являются следующие: 
1.      Подобие и взаимодополнение (комплементарность) качеств взаимодействующих работников. Подобие качеств необходимо, например, при формировании экипажей самолетов или судов, при работе на конвейере с заданным темпом. 
2.      Контрастность свойств и качеств. Этот механизм совместимости встречается довольно редко и проявляется в основном лишь тогда, когда у всех работников наблюдается ярко выраженная устремленность к общей коллективной цели. В этом случае сотрудники с контрастными качествами полнее отражают и воспринимают реальность. 
3.      Гомеостазис – саморегулирование системы, обеспечивающее поддержание равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, имеющее целью устойчивость и эффективность групповой деятельности. Явление гомеостазиса наиболее ярко наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и проявляется в том, что группа под влиянием требований ситуации гибко реагирует на нее, сама перераспределяет функции ее членов, выполняет работу отсутствующих, изыскивает резервы. Гомеостазис, не исключая действия первых двух механизмов психологической совместимости, отражает качественно новые, системные свойства группы как целостности.

Информация о работе Социально- психологический климат группы