Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить социально- психологический климат группы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность социально-психологического климата коллектива ВОХР и факторы, его определяющие.
2. Определить объективные и субъективные условия эффективности деятельности формальных и неформальных лидеров группы по формированию благоприятных взаимоотношений в коллективе работников.
3. Обосновать пути и средства формирования социально-психологического климата в специфических условиях работы в военизированной охране.
4. Разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в карауле.
Введение.
Глава 1. Понятие психологического климата.
Глава 2. Психологическая совместимость.
Глава 3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.
Глава 4. Пути оптимизации социально- психологического климата группы.
Глава 5. Эмпирическое исследование социально- психологического климата группы.
§1.Характеристика объектов исследования.
§2.Характеристика метода исследования.
§3.Результаты исследования.
Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.
Заключение.
Литература.
В
зависимости от разнообразного сочетания
потребностей людей, реализующиеся
в специфических моделях
А) взаимообменная– относится к взаимному
проявлению любви, контроля и включенности;
Б) инициаторная – основывается на принципе
комплементарности, т.е. дополнительности:
в этом случае один из членов группы выступает
в качестве субъекта инициативы, а другие
являются ее объектом;
В) реципрокная – характеризуется степенью,
в которой проявление каждым субъектом
контроля, включенности или любви отвечает
желаниям других людей относительно соответствующей
потребностной сферы.
Н.Н. и А.Н. Обозовы выделили следующие
три подхода к изучению
психологической совместимости:
Психологическую
совместимость можно
· совместимость, основанная на сыгранности,
сработанности членов группы – обусловлена
длительным, иногда многолетним их взаимодействием;
· операционально-ролевая совместимость
– в ее основе лежит хорошее понимание
партнерами замыслов и действий друг друга
в различных игровых эпизодах безотносительно
к продолжительности предварительных
совместных дел;
· совместимость в личностных чертах –
основывается на взаимном соответствии
личностных черт членов группы;
· совместимость в деловом общении – проявляется
в удовлетворенности партнеров межличностными
отношениями, складывающимися между ними
в ситуациях деятельности.
Одно
из значительных проявлений психологической
совместимости характеризуется сходством
жизненных целей и интересов членов группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что
совместимость – одно из важнейших
условий групповой сплоченности и эффективности.
Применение психологических знаний в
управлении может существенно повысить
эффективность и надежность самых разнообразных
решений, связанных с совершенствованием
организационной деятельности, с формированием дружного
Глава 3. Признаки благоприятного и неблагоприятного климата в группе.
Социально-психологический
климат как интегральное состояние
коллектива включает в себя целый
комплекс различных характеристик.
Поэтому его невозможно измерить по
какому-либо одному показателю. Разработана
определенная система показателей, на
основании которых оказывается возможным
оценить уровень и состояние социально-психологического
климата.
Характеристики благоприятного
социально-психологического
климата:
1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный
тон взаимоотношений между работниками,
оптимизм в настроении; отношения стоятся
на принципах сотрудничества, взаимной
помощи, доброжелательности; членам коллектива
нравится участвовать в совместных делах,
вместе проводить свободное время; в отношениях
преобладают одобрение и поддержка, критика
высказывается с добрыми пожеланиями.
2. В коллективе существуют нормы справедливого
и уважительного отношения ко всем его
членам, здесь всегда поддерживают слабых,
выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В коллективе высоко ценят такие черты
личности как принципиальность, честность,
трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены коллектива активны, полны энергии,
они быстро откликаются, если нужно сделать
полезное для всех дело, и добиваются высоких
показателей в труде и профессиональной
5. Успехи или неудачи отдельных членов
коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех
6. В отношениях между группировками внутри
коллектива существует взаимное расположение, понимание,
Характеристики неблагоприятного
социально-психологического
климата:
1. В коллективе преобладают подавленное
настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность,
агрессивность, антипатии людей друг к
другу, присутствует соперничество; члены
коллектива проявляют отрицательное отношение
к более близкому отношению друг с другом;
критические замечания носят характер
явных или скрытых выпадов, люди позволяют
себе принижать личность другого, каждый
считает свою точку зрения главной и нетерпим
к мнению остальных.
2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости
и равенства во взаимоотношениях, он заметно
разделяется на «привилегированных» и
«пренебрегаемых», здесь презрительно
относятся к слабым, нередко высмеивают
их, новички чувствуют себя лишними, чужими,
к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как принципиальность,
честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны,
некоторые стремятся обособиться от остальных,
коллектив невозможно поднять на общее
дело.
5. Успехи или неудачи одного оставляют
равнодушными остальных членов коллектива,
а иногда вызывают нездоровую зависть
или злорадство.
6. В коллективе возникают конфликтующие
между собой группировки, отказывающиеся
от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях коллектив не способен
объединиться, возникают растерянность,
ссоры, взаимные обвинения; коллектив
закрыт и не стремится сотрудничать с другими
Таким
образом, благоприятный климат переживается
каждым человеком как состояние удовлетворенности
отношениями с товарищами по работе, руководителями,
своей работой, ее процессом и результатами.
Это повышает настроение человека, его
творческий потенциал, положительно влияет
на желание работать в данном коллективе,
применять свои творческие и физические
силы на пользу окружающим людям.
Неблагоприятный климат индивидуально
переживается как неудовлетворенность
взаимоотношениями в коллективе, с руководителями,
условиями и содержанием труда. Это сказывается
на настроении человека, его работоспособности
и активности, на его здоровье.
Глава 4. Пути оптимизации социально-психологического климата группы.
Социально-
В работах западных психологов большое внимание уделяется вопросам тактики воздействий руководителя с целью регуляции и оптимизации производственного климата. Однако нередко рекомендации, содержащиеся в работах по этой тематике, носят не столько конструктивный, сколько манипулятивный характер. Во многих статьях обосновывается необходимость психологической подготовки и специального тренинга руководителя в связи со сложностью проблем по регуляции социально- психологического климата в постоянно меняющемся организационном контексте.
Среди основных путей по оптимизации климата выдвигаются следующие:
1. Формирование единодушия и согласованности в отношении норм, принятых в организации.
2. Создание
таких условий в рамках
3. Повышение
уверенности членов
4. Развитие
умений целенаправленного
5. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, стимулирующей дискуссию, обмен знаниями и опытом.
6. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.
7. Использование процессов подражания, имитирования, моделирования. Стиль взаимодействия руководителей верхнего звена с руководителями среднего звена воспроизводится последними во взаимоотношениях с подчиненными. Руководители среднего звена, ограниченные администрацией в осуществлении своих полномочий, чаще прибегают к порицаниям и критике подчиненных.
Приемы воздействия на социально- психологический климат включают в себя принципы психоанализа Фрейда, теории поля Левина, теории ролей Мида, социометрию Морено, идеи гештальтпсихологии и бихевиоризма Маслоу и Роджерса. Часто улучшение климата можно получить, создавая атмосферу, стимулирующую выявление скрытых чувств членов коллектива. Это позволяет прояснить межличностные отношения. Изменение психологического климата в группе тесно связано с повышением психологической культуры его членов, с развитием у них навыков самоконтроля, самоанализа и анализа своего общения с другими.
Все формы воздействия на социально- психологический климат (как в организациях, так и в группах социально - психологического тренинга) можно условно разделить на пять видов:
1. Группы
социально-психологического
2. Игры общения. Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению социально- психологического климата в группе.
3. Обсуждения.
Являются дополнением игр и
средством прояснения
4. Еще один ряд приемов регуляции социально- психологического климата, применяемых как в группах контактов, так и в управлении организацией, - это невербальные контакты, используемые для мышечной разрядки, снятия напряжения. Это может быть релаксация с помощью аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика и другие методы.
5. Делаются попытки повлиять на климат предприятия, изменяя обстановку в рабочем помещении. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.
Описанные
выше способы регуляции социально- психологического
климата, безусловно, не исчерпывают всех
вариантов методик, применяемых в психологии,
однако, они отражают основные пути воздействия
на социально- психологический климат
коллектива.
Информация о работе Социально- психологический климат группы