Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования – изучить социально- психологический климат группы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность социально-психологического климата коллектива ВОХР и факторы, его определяющие.
2. Определить объективные и субъективные условия эффективности деятельности формальных и неформальных лидеров группы по формированию благоприятных взаимоотношений в коллективе работников.
3. Обосновать пути и средства формирования социально-психологического климата в специфических условиях работы в военизированной охране.
4. Разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в карауле.
Введение.
Глава 1. Понятие психологического климата.
Глава 2. Психологическая совместимость.
Глава 3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.
Глава 4. Пути оптимизации социально- психологического климата группы.
Глава 5. Эмпирическое исследование социально- психологического климата группы.
§1.Характеристика объектов исследования.
§2.Характеристика метода исследования.
§3.Результаты исследования.
Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.
Заключение.
Литература.
Глава 5.
§1.Характеристика объектов исследования
Для исследования были выбраны 10 сотрудников ВОХРА с различными стажами работы (1-5 лет).
Исследование проводилось в течение июня 2011 года. Каждому из работников раздавался отдельный бланк анкеты, на котором размещалось 14 утверждений. Все исследуемые заполняли анкеты самостоятельно. В среднем люди отвечали на заданные вопросы 5-10 минут.
§2.Характеристика метода исследования.
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы, — группового эмоционального состояния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 —
свойство проявляется в
+1 —
свойство проявляется
0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
–1 —
достаточно часто проявляется
–2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
–3 —
свойство проявляется всегда.
Положительные
особенности |
+3 | +2 | +1 | 0 | –1 | –2 | –3 | Отрицательные
особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи
или неудачи отдельных членов
коллектива вызывают
сопереживание, участие всех членов коллектива |
Успехи и
неудачи членов коллектива оставляют
равнодушными остальных, а иногда вызывают
зависть
и злорадство | |||||||
Преобладают
одобрение и поддержка, упреки и
критика высказываются с |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного» | В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения
или неудачи всего коллектива
не находят отклика у его | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется
на «привилегированных» и « | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
Чтобы
представить общую картину
Обработка полученных данных
Осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины – сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого исследуемого, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
+22
и более — это высокая степень
благоприятности социально-
от
8 до 21 — средняя степень
от 0 до 7 — низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность;
от
(–11) и ниже в отрицательную сторону
— сильная неблагоприятность.
§3.Результаты исследования
В результате проведения исследования и обработки данных по заданной теме были получены следующие результаты.
Один из исследуемых считает, что в коллективе наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата; семь исследуемых считают, что в коллективе преобладает средняя степень благоприятности социально-психологического климата; один испытуемый уверен, что в коллективе начальная неблагоприятность социально-психологического климата; один опрошенный предполагает, что в коллективе ярко выражена сильная неблагоприятность.
В
среднем по результатам опрошенных, можно
предположить, что в коллективе все таки
преобладает средняя степень благоприятности
социально-психологического климата.
Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.
Для
оптимизации социально- психологического
климата в исследуемом
Заключение.
В ходе курсовой работы были решены поставленные задачи:
Литература.
Приложение
Информация о работе Социально- психологический климат группы