Социально- психологический климат группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить социально- психологический климат группы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность социально-психологического климата коллектива ВОХР и факторы, его определяющие.
2. Определить объективные и субъективные условия эффективности деятельности формальных и неформальных лидеров группы по формированию благоприятных взаимоотношений в коллективе работников.
3. Обосновать пути и средства формирования социально-психологического климата в специфических условиях работы в военизированной охране.
4. Разработать рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в карауле.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Понятие психологического климата.
Глава 2. Психологическая совместимость.
Глава 3. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в группе.
Глава 4. Пути оптимизации социально- психологического климата группы.
Глава 5. Эмпирическое исследование социально- психологического климата группы.
§1.Характеристика объектов исследования.
§2.Характеристика метода исследования.
§3.Результаты исследования.
Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по психологии.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Глава 5.

    §1.Характеристика объектов исследования

    Для исследования были выбраны 10 сотрудников ВОХРА с различными стажами работы (1-5 лет).

    Исследование  проводилось в течение июня 2011 года. Каждому из работников раздавался отдельный бланк анкеты, на котором размещалось 14 утверждений. Все исследуемые заполняли анкеты самостоятельно. В среднем люди отвечали на заданные вопросы 5-10 минут.

    §2.Характеристика метода исследования.

     Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы,  — группового эмоционального состояния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

     Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата  коллектива можно воспользоваться  картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь  в левой стороне листа описаны  те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).

     Используя схему, следует прочесть сначала  предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует  истине.

     Надо  иметь в виду, что оценки означают:

+3 —  свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+2 —  свойство проявляется в большинстве  случаев;

+1 —  свойство проявляется достаточно  часто;

0 —  ни это, ни противоположное  (указанное справа) свойства не  проявляются достаточно ясно  или то и другое проявляются  в одинаковой степени;

–1 —  достаточно часто проявляется противоположное  свойство (указанное справа);

–2 —  свойство проявляется в большинстве  случаев;

–3 —  свойство проявляется всегда. 

Положительные

особенности

+3 +2 +1 0 –1 –2 –3 Отрицательные

особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладают подавленное  настроение,  пессимистический тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладают  конфликтность в отношениях,  агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и  понимание               Группировки конфликтуют  между собой
Членам  коллектива нравится бывать вместе, участвовать  в совместных делах, вместе проводить  свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более  тесному общению, выражают отрицательное  отношение к совместной деятельности
Успехи  или неудачи отдельных членов коллектива вызывают

сопереживание, участие всех членов коллектива

              Успехи и  неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть

и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и  критика высказываются с добрыми  намерениями               Критические замечания  носят характер явных и скрытых  выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других               В коллективе каждый считает свое мнение главным и  нетерпим к мнениям товарищей
В трудные  для коллектива минуты происходит эмоциональное  единение по принципу «один за всех, все за одного»               В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения  или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения  или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных  представителей
Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается  помочь им освоиться               Новички чувствуют  себя лишними, чужими, к ним нередко  проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать  полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существует справедливое отношение  ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Коллектив разделяется  на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к  слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство  гордости за свой коллектив, если его  отмечают руководители               К похвалам и  поощрениям коллектива здесь относятся  равнодушно
 

     Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить  все положительные и отрицательные  баллы. Полученный результат может  служить условной характеристикой  психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Обработка полученных данных

     Осуществляется  в несколько этапов.

     Первый  этап: необходимо сложить все абсолютные величины – сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

     Второй  этап: все цифры, полученные после  обработки ответов каждого исследуемого, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

     +22 и более — это высокая степень  благоприятности социально-психологического  климата; 

     от 8 до 21 — средняя степень благоприятности  социально-психологического климата;

     от 0 до 7 — низкая степень (незначительная) благоприятности;

     от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность  социально-психологического климата;

     от (–9) до (–10) — средняя неблагоприятность;

     от (–11) и ниже в отрицательную сторону  — сильная неблагоприятность. 

    §3.Результаты исследования

     В результате проведения исследования и  обработки данных по заданной теме были получены следующие результаты.

     Один  из исследуемых считает, что в  коллективе наблюдается высокая степень благоприятности социально-психологического климата; семь исследуемых считают, что в коллективе преобладает средняя степень благоприятности социально-психологического климата; один испытуемый уверен, что в коллективе  начальная неблагоприятность социально-психологического климата; один опрошенный предполагает, что в коллективе ярко выражена сильная неблагоприятность.

     В среднем по результатам опрошенных, можно предположить, что в коллективе все таки преобладает средняя степень благоприятности социально-психологического климата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 6. Рекомендации по повышению эффективности совместной деятельности исследуемого коллектива и формированию его сплоченности.

    Для оптимизации социально- психологического климата в исследуемом коллективе и формирования его сплоченности можно дать следующие рекомендации: улучшение условий труда, совершенствование организации и стимулирования труда, совершенствование  социально-демографических  характеристик коллектива и  совершенствование  взаимоотношений и стиля управления. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение.

    В ходе курсовой работы были решены поставленные задачи:

    1. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
    2. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.
    3. В результате исследования социально- психологический климат коллектива караула ВОХР был определен как средний по степени благоприятности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература.

  1. Аникеева Н.П.: Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1989г.
  2. Карелина А.А. «Психологические тесты»: В 2 т.- П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Т.2.- 248с.: ил.
  3. Коломинский Я.Л.: Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000г.
  4. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  6. Реан А.А.: Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999г.
  7. Робер М., Тильман Ф.: Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988г.
  8. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др.: Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 600 с.

   
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 

    Приложение

Информация о работе Социально- психологический климат группы