Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:55, реферат
задачи:
1. Выявить факторы, влияющие на состояние психологического климата в коллективе;
2. Выявить специфику психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ;
3. Разработать модель формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ;
4. Осуществить экспериментальную проверку модели формирования благоприятного психологического климата.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В условиях современной научно-
Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из важнейших условий для достижения целей всей организации, а в условиях ДОУ – целей обучения, воспитания, развития личности.
В настоящее время в
подавляющем числе научных
Актуальность и недостаточно
полная научно-теоретическая
Цель исследования - изучение формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ.
Объектом исследования являлся психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ №_, а его предметом –формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Гипотезу исследования составили предположения о том, что целенаправленное формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ будет обеспечено, если:
1 - процесс формирования
благоприятного
будет построен с учетом специфики
рассматриваемой
личностное развитие педагогов, характер внутригрупповых
взаимоотношений в коллективе и на состояние психологического климата в
данной сфере;
2 - будет обеспечено
3 - в основе модели формирования
благоприятного
Исходя из цели, объекта, предмета и для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить факторы, влияющие на состояние психологического климата в коллективе;
2. Выявить специфику
3. Разработать модель
4. Осуществить экспериментальную
проверку модели формирования
благоприятного
Теоретическую основу исследования
составили психолого-
Значительную роль в исследовании поставленной проблемы сыграли работы Даниловой Д.А., Дятлова В.А., Кабаченко Т.С. Лазарева В.С., Малуева П.А., Свеницкого А.Л., Шакурова Р.Х. и других авторов, посвященные исследованию психологии управления персоналом, управления человеческими ресурсами и педагогическим коллективом.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного воспитания и образования служит предметом многочисленных исследований. Вопросы, связанные с ее структурой, спецификой профессиональных умений специалиста данного профиля и методикой их формирования рассматриваются в работах А.М. Бородич, Р.С. Буре, О.В. Драгуновой, И.Ю. Ерофеевой, Л.И. Зорило, М.А. Кавардаковой, В.И. Логиновой, В.А. Лысовой, З.И. Нестеровой, М.Л. Палавандишвили, Г.Г. Петроченко, Н.И. Пинчук, Л.В. Поздняк, К.Е. Праховой, Л.Ф. Самборенко, П.Г. Саморуковой, Л.Г. Семушиной, Л.П. Ступниковой, Т.Н. Тарановой, Т.Х. Яворской, В.И. Ядешко и др.
Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования:
1. Теоретические: а) анализ
и синтез социологической,
2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик, констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальной базой исследования являлся ДОУ №_. В исследовании приняли участие 16 воспитателей, заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, физинструктор, учитель-логопед и педагог-психолог (всего 22 педагога).
Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что обоснована
значимость влияния внутригрупповых
межличностных и деловых
Практическая значимость заключается в том, что разработана модель формирования психологического климата в педагогическом коллективе, которая может быть использована не только в ДОУ, но и в других учебных заведениях.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В дипломной работе 7 рисунков, 5 таблиц и 14 приложений. Общий объем работы составил 140 страниц. Список литературы включает в себя 70 источников
Заключение (выдержка)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование теоретических основ проблемы формирования
благоприятного
аспектов позволило нам получить всестороннее представление о предмете
исследования и определить пути формирования благоприятного психологического климата.
Психологический климат в
педагогическом коллективе в рамках
данного исследования трактуется как
комплексное эмоционально-
Специфика психологического
климата в педагогическом коллективе
обусловлена особенностями
Анализируя особенности
рассматриваемой
1._
2._
К современным тенденциям в дошкольном образовании, можно отнести то, что в настоящее время_
Констатирующий эксперимент проводился в 2009-2010 учебном году в ДОУ _. Он был основан на изучении психологического климата в коллективе, предполагающем обобщенную оценку климата и его компонентов в диапазоне - весьма благоприятный - в целом неудовлетворительный. Помимо этого констатирующий эксперимент предполагал анализ уровня выраженности личностных качеств и способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное протекание процесса установления межличностных и профессиональных взаимоотношений.
Его результаты подтвердили наше предположение о взаимосвязи уровня сформированности у членов коллектива таких качеств, способностей и навыков, которые бы способствовали построению конструктивных взаимоотношений между ними и состоянием психологического климата в коллективе.
Теоретические выводы, сделанные в первой главе исследования и
результаты констатирующего эксперимента, позволили нам разработать
модель формирования благоприятного психологического климата.
Структура предлагаемой модели формирования благоприятного
психологического климата представлена следующими компонентами: целевой компонент - цели профессиональной деятельности по теме; содержательный компонент - содержание профессиональной деятельности по теме, организационно-методический компонент – функциональные методы руководства и методы обучения.
Ведущее место в предлагаемой
модели занимает работа руководителя,
всего педагогического
Структура модели представлена четырьмя основными взаимосвязанными тематическими блоками:_
Динамика состояния
Анализ результатов
повышение уровня сформированности и развития личностных качеств и
способностей у членов коллектива, которые обеспечивают оптимальное
протекание процесса установления межличностных и профессиональных
взаимоотношений, так и значительное улучшение психологического климата
в коллективе, которое проявлялось в следующих тенденциях:
повысился уровень групповой сплоченности; повысилась удовлетворенность
членов коллектива избранной профессиональной деятельностью, ее
условиями, внутригрупповыми взаимоотношениями; характер взаимоотношений между членами коллектива стал более конструктивным; повысилась конфликтоустойчивость педагогов, среди них стал преобладать конструктивный тип поведения в конфликтных ситуациях; наблюдалось некоторое улучшение отношения к непосредственному руководителю.
Таким образом, проведенный
нами формирующий эксперимент
Дальнейшее изучение поставленной
проблемы видится нам через разработку
методических и учебных пособий
по данной проблематике, разработке рекомендаций
по совершенствованию
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -336 с.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с.
3. Агеев B.C. Психология
межгрупповых отношений:
4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 1996. -358 с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. -364 с.