Социально – психологический климат организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа посвящена проблеме формирования социально – психологического климата в организации, с социально – психологической точки зрения, ни примере исследования состояния СПК в ООО «Коктейль»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Социально – психологический климат организации 4
1.1 Понятие социально – психологического климата 4
1.2 Модели социально – психологического климата 4
1.3 Структура социально – психологического климата 6
Глава 2. Результаты эмпирического исследования СПК
в ООО «Коктейль» 10
2.1. Результаты исследования СПК подразделения № 1 10
2.2. Структура взаимоотношений в подразделениях 14
2.3. Анализ результатов исследования состояния СПК
коллектива фирмы в целом 18
2.4. Отношение сотрудников к различным аспектам своей
деятельности 19
2.5. Корреляционный анализ 20
2.6. Факторный анализ 20
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию в
улучшении социально – психологического климата на предприятии 24
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

климат.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение 3

     Глава 1. Социально – психологический  климат организации 4

     1.1 Понятие социально – психологического климата 4

     1.2 Модели социально – психологического климата 4

     1.3 Структура социально – психологического климата 6

    Глава 2. Результаты эмпирического исследования СПК

    в ООО  «Коктейль» 10

     2.1. Результаты исследования СПК подразделения № 1 10

     2.2. Структура взаимоотношений в подразделениях 14

    2.3. Анализ  результатов исследования состояния  СПК 

    коллектива  фирмы в целом 18

    2.4. Отношение  сотрудников к различным аспектам своей

    деятельности 19

     2.5. Корреляционный анализ 20

     2.6. Факторный анализ 20

    Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию  в 

    улучшении социально – психологического климата  на предприятии 24

     Заключение 26

     Список  литературы 27

 

      Введение 

     С ходом современного научно - технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально - психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально - психологического климата коллектива.

     Однако, климат это не только проблема сегодняшних  социально - психологических сложностей социального и научно - технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

     Формирование  благоприятного социально - психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

     Социально-психологический  климат может рассматриваться в  качестве полифункционального показателя.

     уровня  психологической включенности человека в деятельность;

     меры  психологической эффективности  этой деятельности;

     уровня  психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

     масштаба  и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива;

     тех сдвигов, которые происходят в структуре  психического потенциала личности в коллективе.

     Курсовая  работа посвящена проблеме формирования социально – психологического климата  в организации, с социально –  психологической точки зрения, ни примере исследования состояния СПК в ООО «Коктейль»

 

      Глава 1. Социально – психологический климат организации 

    1. Понятие социально – психологического климата
 

     Этот  термин, ныне широко употребляемый, часто  принято ставить в один ряд  с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.1

     СПК коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и так далее.

     Не  только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей СПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

     Климат  коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. 

    1. Модели  социально – психологического климата

     Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

     уровень развернутости психологического потенциала коллектива;

     степень реализации его в данный момент;

     тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;

     Вариант А.

     Высокий уровень развернутости социально - психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

     Вариант Б.

     Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально - экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

     Вариант В.

     Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.

     Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают  их реального многообразия.

     СПК аптечного коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены, прежде всего, целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая торговые функции, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получение прибыли – это обязательное условие существования.

     Влияние на СПК может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют частные контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.

     Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы аптек – зачастую коллективы женские. 

    1. Структура социально – психологического климата
 

     Существенным  элементом в общей концепции  социально - психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

     В свою очередь отношения друг к  другу дифференцируются на отношения  между товарищами по работе и отношения  в системе руководства и подчинения. 

       

     В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через  призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

     Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под  тональным – его эмоциональное  отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

     Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

     В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально - психологического климата.

     То  обстоятельство, что отношение к  миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение  и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

     Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

     Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

     Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.

     На  самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к  определенной группе в целом, степень  удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

     Каждый  из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата  вырабатывает в себе соответствующее  этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в  рамках данной конкретной общности людей.

     Самочувствие  личности в определенной мере может  служить и известным показателем  степени развернутости ее духовного  потенциала. В данном случае подразумевается  психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного  коллектива.

     С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться  как один из наиболее общих показателей  СПК.

     Вместе  с тем он не может считаться  вполне основательным для того, чтобы  конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности. 

     

     А – отношение к делу; Б –  самочувствие личности 
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.

Информация о работе Социально – психологический климат организации