Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:08, курсовая работа
Курсовая работа посвящена проблеме формирования социально – психологического климата в организации, с социально – психологической точки зрения, ни примере исследования состояния СПК в ООО «Коктейль»
Введение 3
Глава 1. Социально – психологический климат организации 4
1.1 Понятие социально – психологического климата 4
1.2 Модели социально – психологического климата 4
1.3 Структура социально – психологического климата 6
Глава 2. Результаты эмпирического исследования СПК
в ООО «Коктейль» 10
2.1. Результаты исследования СПК подразделения № 1 10
2.2. Структура взаимоотношений в подразделениях 14
2.3. Анализ результатов исследования состояния СПК
коллектива фирмы в целом 18
2.4. Отношение сотрудников к различным аспектам своей
деятельности 19
2.5. Корреляционный анализ 20
2.6. Факторный анализ 20
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию в
улучшении социально – психологического климата на предприятии 24
Заключение 26
Список литературы 27
Подразделение №2
социальный статус руководителя - 0,33
деловой критерий - 0,22
личностный критерий - 0,11
критерий лидерства - 0,22
референтометрический критерий 0,22
Подразделение №3
социальный статус руководителя - 0,22
деловой критерий - 0,33
личностный критерий - 0,11
критерий лидерства - 0,56
референтометрический критерий 0,56
Подразделение № 4.
социальный статус руководителя - 0,17
деловой критерий - 0,17
личностный критерий - 0,33
критерий лидерства - 0,40
референтометрический критерий 0,40
Подразделение №5.
социальный статус руководителя - 0,29
деловой критерий - 0,14
личностный критерий - 0,57
критерий лидерства - 0,86
референтометрический критерий 0,71
Подразделение №6.
социальный статус руководителя - 0,50
деловой критерий - 0,33
личностный критерий - 0,17
критерий лидерства - 0,17
референтометрический критерий 0,50
Подразделение №8.
социальный статус руководителя - 0,22
деловой критерий - 0,33
личностный критерий - 0,22
критерий лидерства - 0,67
референтометрический критерий 0,33
Подразделение №9.
социальный статус руководителя - 0,50
деловой критерий - 0,50
личностный критерий - 0,25
критерий лидерства - 0,38
референтометрический критерий 1,0
Можно отметить, что лидирующее положение по социальному статусу имеют руководители подразделений №6 (0,50) и №8 (0,50). На втором месте - руководитель подразделения № 3 (0,33). Третье место у руководителя подразделения №5 (0,29). Следующее место поделили руководители №3 (0,22) и №8 (0,22). Последнее место по этой позиции занимает руководитель подразделения №4 (0,17).
Таким образом:
не все руководители имеют высокий социальный статус;
высокие показатели по одинарному ролевому критерию находятся во взаимосвязи либо:
1) с личностной сферой и референтометрией
(подразделение №5 - 0,86 - 0,57 - 0,71;
подразделение №4 - 0,40 - 0,33 - 0,40;
подразделение №8 - 0,67 - 0,33 - 0,33).
2)
с деловой сферой и
(подразделение №6 - 0,50 - 0,33 - 0,50).
отсутствие взаимосвязи между лидерством и референтометрией при наличии высокого социального статуса (подразделение №6 - 0,17 - 0,50 - 0,50) свидетельствуют о том, что хотя руководитель является только формальным лидером, тем не менее, подчиненные уважают его мнение и он пользуется авторитетом.
Самую низкую позицию с достаточно ровными показателями по всем критериям занимает руководитель подразделения №2
1)
0,33 ; 2) 0,22 ; 3) 0,11 ; 4) 0,22 ; 5) 0,22 .Это может
быть обусловлено
Самая высокая позиция у руководителя подразделения №8, получившего признание подчиненных по всем критериям, кроме личностного.
1)
0,50; 2) 0,50; 3) 0,25; 4) 0,38; 5) 1,0. Это свидетельствует
о том, что руководитель
В целом можно отметить, что все руководители обладают высоким уровнем профессионализма и пользуются авторитетом среди подчиненных.
2.3.
Анализ результатов
В
процессе анализа результатов
Преобладание жизнерадостного типа настроения (77,8%);
Активность и энергичность групп (55,6%);
Желание работать коллективно (55,6%);
Доброжелательность и взаимные симпатии (44,5%).
Вместе с тем, наблюдается:
отсутствие переживания по поводу совместных достижений и неудач (55,6%);
недостаточно уважительное отношение к сотрудникам (33,3%).
Таким
образом, состояние СПК коллектива
фирмы в целом можно определить
как благоприятное. Но, вместе с тем, существуют
немалые резервы для его улучшения.
2.4.
Отношение сотрудников к
Показателями, характеризующими отношение сотрудников к различным аспектам трудового процесса, являются:
удовлетворенность деятельностью руководителей (88,9%);
оперативность (55,6%) и конструктивность (55,6%) совещаний;
забота о новичках (44,4%);
отсутствие конфликтов из-за мелочей (33,3%);
адекватность оценок руководством работы подчиненных (33,3%).
Негативным образом сотрудники характеризуют:
уровень доходов (100,0%);
отсутствие ритмичности в работе (55,6%);
коллегиальность в принятии решений (33,3%).
Руководству
следует обратить больше внимания на
сферу оплаты труда сотрудников, а также
на организацию мероприятий, направленных
на повышение стрессоустойчивости, и снижение
негативных последствий, отражающихся
на нервно - психическом состоянии вследствие
неритмичного характера труда.1 В конечном
счете, эти мероприятия окажут существенное
влияние на улучшение межличностных отношений
в коллективе. А этот фактор является ведущим
в определении состояния СПК наряду со
стилем руководства.
2.5.
Корреляционный анализ
На
основании результатов
Таким образом, следует отметить взаимодействие и взаимовлияние факторов СПК друг на друга, в частности, эмоциональное состояние работников и результаты деятельности находятся в зависимости друг от друга и от социального статуса.
Характеризуя
СПК коллектива, выявлена ярко выраженная
корреляция между переживанием сотрудниками
достижений и неудач и сплоченностью
коллектива (R=0.731). Искренние симпатии
и участие отражаются как на сплоченности
коллективов (R=0.696), так и на совместном
переживании успехов и неудач (R=0.688), а
также на уважительном отношении к мнению
товарищей (R=0.622). Взаимные симпатии способствуют
созданию в коллективах бодрого, жизнерадостного
типа настроения (R=0.599). Кроме того, уважительное
отношение к членам коллектива придает
группе энергичность и делает ее членов
более активными (R=0.576). Переживание достижений
происходит в результате совместной деятельности
(R=0.567).Созданию условий для развития чувства
коллективизма способствует в том числе,
и справедливое отношение ко всем сотрудникам
(R=0.569).
2.6.
Факторный анализ
В работе применялся следующий путь обработки результатов. С помощью статистических процедур сначала строилась матрица корреляций. После вычисления матрицы проводится факторный анализ методом главных компонент. На этом шаге вычислялись первые самые мощные главные компоненты и строились матрицы факторных нагрузок каждой строки матрицы корреляций на каждую главную компоненту. Главные компоненты - это независимые, ортогональные измерения (оси), в пространстве которых можно «упаковать» все коррелируемые параметры. Главные компоненты отличаются тем свойством, что первая из них является и самой мощной, задающей и самое сильное измерение (ось) факгорного пространства. Вторая компонента - следующая по величине, а каждая последующая - меньше, чем предыдущая. Для анализа отбирались факторы с весом, значительно более 1.0, то есть те, которые объясняют не меньше дисперсии результатов, чем одна переменная. Подсчитывался вес каждого фактора, процент объясняемой и накопленной дисперсии. На следующем шаге мы использовали процедуру VАRIМАХ вращения для поиска более простой и интерпретируемой структуры.
Обработка проводилась в пакете компьютерных программ: SPSS 10.0 for Windows.
С помощью выше описанной процедуры были выявлены универсальные факторы - категории, всего 16, объясняющие 76,4 % распределения.
Для
выбора числа интерпретируемых факторов
мы воспользовались критерием
В результате факторного анализа было выявлено следующее.
1. В первый фактор с наиболее значимым факторным весом вошли следующие переменные:
Справедливость (r=0.701 при P<0.01);
Эффективность совещаний (r=0.679 при P<0.01);
Активность группы (r=0.662 при P<0.01);
Отношение
сотрудников к успехам и
Идентификация сотрудников с принятыми решениями (r=0.650 при P<0.01);
Удовлетворенность совместной деятельностью (r=0.633 при P<0.01).
Как можно заметить, стержневым, определяющим все другие виды отношений является фактор справедливости.
Составляющими компонентами справедливости является эффективность проводимых совещаний и собраний с отсутствием директивности руководства в этих процессах.
Активность членов группы в выполнении своих обязанностей напрямую зависит от оценки действий руководства, как справедливых и несправедливых. В понятие справедливости большинство сотрудников включают и отношения коллег к совместным успехам и неудачам. В то же время. Справедливость понимается как участие в совместном принятии решений и в стремлении участвовать в равноправной совместной деятельности.
В
целом, можно сказать, что определяющим
психологическим феноменом
Информация о работе Социально – психологический климат организации