Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.
1.2 Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования
Необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т. ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории, является анализ социально-экономического положения муниципального образования. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие периоды.
Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста.[5]
С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям.
По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования.
Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей.
Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций.
На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и пр.
Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Кроме того, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и т.д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности.
Измерителями уровня отдельных показателей социально-экономического положения муниципальных образований служат минимальные государственные социальные стандарты и нормативы, а также строительные, экологические и другие нормативы. Строительные нормы и нормативы определяют, в частности, параметры и размеры земельных участков градостроительных объектов различного назначения и используются в качестве расчетных при разработке градостроительных решений. Такие нормы и нормативы разработаны для учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, учреждений культуры и искусства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, предприятий связи, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.
Социальные нормы и нормативы используются при решении вопросов, связанных с развитием учреждений социальной сферы муниципального образования. В 1999 г. Правительство РФ одобрило Методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать указанную методику при разработке планов инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов РФ.[6]
Экологические нормы и нормативы по загрязнению воздушного бассейна, водоемов и почв на территории муниципального образования устанавливаются государственными органами и могут служить основанием для принятия управленческих решений по исправлению сложившейся экологической ситуации.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием и количественной характеристикой основных проблем. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач программ комплексного социально-экономического развития.
Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя три взаимосвязанных элемента: прогнозирование, текущее планирование и перспективное (стратегическое) планирование.
Переход российской экономики к рыночным отношениям был одновременно переходом от директивных методов планирования к индикативным. Следствием этого перехода стало возрастание роли прогнозов в планировании. При действии на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-правовых форм единственным документом, характеризующим в сводном виде показатели дальнейшего развития муниципального образования, может быть только прогноз. Последний может быть краткосрочным (для обоснования текущих планов), среднесрочным и долгосрочным.
Для муниципального хозяйства в целом и отдельных муниципальных предприятий и учреждений может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.[7]
Основу прогноза составляют показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти.
Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно.
Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий. Сложнее прогнозировать показатели развития малых и средних предприятий, когда основой исследования служат данные предыдущих лет и экспертные оценки.
Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюджета, необходимо организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.[8]
Существенной составной частью годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке.
2. Анализ социально-экономического прогнозирования развития МО
«Холмский городской округ» 2008-2010 ( до 2015).
2.1 История развития МО «Холмский городской округ»
Если обратиться к архивным документам и страницам истории, то повествование о городе надо начать с января 1854 года, с того момента, когда Николай Рудановский побывал в айнском стойбище Маока (Маука).
Но в имеющихся публикациях обычно сообщается, что начало городу, как русскому населенному пункту, было положено в 1870 году созданием военного поста Маука, получившего свое название по близлежащему айнскому селению. Шхуна «Восток» доставила сюда десять русских солдат, заложивших пост. Итак, начало строительства города было связано с утверждением прав России на остров Сахалин.
После 1875 года большинство мелких постов было упразднено, но военный пост Маука продолжал существовать в связи с развитием рыбных промыслов на юге Сахалина. Вокруг туземного стойбища и постовых построек постепенно появлялись новые дома. Возникло промышленное поселение, в котором уже просматривалась судьба будущего города, полностью связанная с морем. Вплоть до 1946 года населенный пункт именовался город Маока. Некоторые исследователи переводят это название как «ветреное место».
В айнско-русском словаре М. Добротворского (издан в 1875г.) «мау» означает «шиповник», «ка» - «холм» или «вершина». Значит, Маука можно трактовать как холмы, поросшие шиповником. Вариант названия Маока так же обозначает расположение селения на холмах. Некоторые исследователи считают, что само слово Маока обнаруживает связь с далекой Океанией.
Поселение с поэтическим названием Маука получило развитие с перенесением сюда главной фактории фирмы «Семенов и К0». Купец Я. Семенов явился зачинателем в развитии отечественной рыбной промышленности на берегах Тихого океана. Размеры морских промыслов росли очень быстро: в первой половине 80-х годов ХIХ века Маука стал одним из основных районов добычи морепродуктов на русском Дальнем Востоке. И был таковым вплоть до лета 1904 года, когда прекратилось сообщение Сахалина с материком из-за опасности японского вторжения.
Русско-японская война 1904-1905 годов резко изменила ход событий сахалинской истории. Неудачную для России войну венчал мирный Портсмутский договор, подписанный «графом Полусахалинским» С.Ю. Витте.
По данному договору Россия уступила Японии часть Сахалина к югу от 50-ой параллели. Поселение Маука стало японским. /фото некоторых японских зданий в Маока.
В период японского владения селение Маока (так японцы стали называть населенный пункт Маука) развивалось как административный и промышленный центр: прокладывались дороги через горные перевалы Южно-Камышового хребта и сквозь тайгу, на железнодорожной линии было пробито 15 тоннелей, возведено 35 мостов. Завершилось строительство искусственных сооружений морского порта, пассажирского железнодорожного вокзала, грузовой станции, паровозного депо, почтамта. К 1928 году Маока превратился в крупный транспортный узел, через который круглый год осуществлялись экономические связи Карафуто с портами Японии, Китая, Кореи и других стран. Поселению был присвоен статус города, а спустя несколько лет - города первой категории.
В 1945 году юг Сахалина и Курильские острова были освобождены от японских милитаристов. В истории города Холмска началась новая эпоха. В июне 1946 года был образован Холмский район с центром в городе Холмске (бывший Маока).
В 1947 году в районе было организовано шесть сельскохозяйственных колхозов: им. Хрущева, "Заря Востока", им. Жданова, им. Кирова, "Красный маяк", им. Чехова и Холмская машино-тракторная станция; в 1948 году - три сельскохозяйственных артели: "Новая жизнь" в селе Пожарское, им. Калинина в селе Бамбучки, "40 лет Октября" в селе Чаплаково (так оно называлось в те годы); в 1950 году - сельхозартель "Пионер". Все они явились основой нынешнего агропромышленного комплекса района.
В течение 1947-1948 годов Холмский район принял 7200 семей переселенцев: происходила замена японских рабочих и их репатриация.
Постоянно, год от года, наращивались темпы жилищного строительства, вводились в эксплуатацию Дома культуры, библиотеки, больницы, школы и детские сады, магазины, обустраивались скверы и площади города.
В 60-70-е годы, город приобретает особую роль: он призван быть главным портом островной области, ее морскими воротами. В эти годы идет строительство морской железнодорожной переправы Ванино-Холмск. Четыре года с апреля 1969 года по июнь 1973 года шло сооружение уникальной транспортной артерии через Татарский пролив. Намечено, что гигантский плавучий «мост» должен соединить Большую землю с Сахалином в 1972 году».1430 дней кипела работа на берегу Татарского пролива. Построен причал длиной 252 метра, более 30 километров железнодорожных путей в городе Холмске, отвоевано у моря 15 гектаров земли, вынуто и перевезено 520 тысяч кубометров скального грунта, уложено бетона и смонтировано сборных железобетонных конструкций более 65 тысяч кубических метров. Для моряков и железнодорожников было возведено около 10 тысяч квадратных метров нового жилья. В сооружении паромной переправы принимали участие десятки предприятий и организаций страны.