Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительно

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:46, творческая работа

Краткое описание

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4

2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5

2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6

3. Цель и задачи проекта………………………………………….……………..7

4.Содержание проекта……………………………………………………………8

5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………9

5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9

5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9

5.3 Материально-техническое и финансовое обеспечение……………………...9

5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9

6. Ожидаемый результат ……………………………………………………….10

7. Список использованных источников ………………………………………

Файлы: 1 файл

Проект Парамонова ЕН 752 ОЗО ТЭФ.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

ГОУВПО  «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 

ПРОЕКТ

«Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей» 
 
 
 
 

                Автор-составитель: студентка 752 гр. ОЗО ТЭФ Парамонова Е.Н.

                Научный руководитель: Тазиев С.Ф. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Елабуга 2011

     Оглавление 
 

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4

2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5

2.2 Основные  идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6

3. Цель и задачи  проекта………………………………………….……………..7

4.Содержание проекта……………………………………………………………8

5. Ресурсное обеспечение  проекта ………………………………………………9                                                               

5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9

5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9

5.3 Материально-техническое  и финансовое обеспечение……………………...9

5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9

6. Ожидаемый результат  ……………………………………………………….10

7. Список использованных источников ………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Пояснительная записка  
 

     Данная  тема проекта актуальна конкретно  для нашего коллектива, т.к. в нашем коллективе существуют линии противоречий в социально-педагогическом процессе, т.е. вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация - педагог», «педагог - педагог».

     Важнейшим условием развития коллектива, его  устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.  

       Формирование благоприятного психологического  климата – это одна из главных  задач в работе администрации.  Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.  

     Данный  проект предназначен для формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного  образования детей. 
 

       
 
 

2. Концептуальные основы проекта 
 

     Прежде  чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.

     Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

     Педагог (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

     Климат  социально-психологический (гр. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. 
 

2.1. Проблемно факторный  (ориентированный)  анализ состояния  социально-психологического  климата в педагогическом  коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей 
 

     Наблюдения  позволяют выделить следующие  проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей:

    1. Напряженная социально-психологическая обстановка
    2. Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация - педагог», «педагог - педагог».
    3. Не сплоченность коллектива.

     Причинами этих проблем являются:

    • Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.
    • Предвзятое отношение друг к другу.
    • Большая нагрузка.
    • Неудобное расписание.
    • Неравномерное распределение часов.
    • Перекладывание чужих обязанностей на педагогов.
    • Административные и финансовые злоупотребления.
    • Формальное существование системы самоуправления.
    • Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.
    • Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.
 
 
 
 

2.2 Основные идеи  по улучшению состояния  социально-психологического  климата в педагогическом  коллективе образовательного  учреждения дополнительного образования детей 

     Исходя  из полученных данных, мы пришли к выводу о том, что основная цель формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей на настоящем этапе - объединение усилий и солидарной ответственности педагогов и администрации образовательного учреждения на  формировании сплоченного коллектива.

     Концепция формирования сплоченного коллектива представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения сотрудников.

     Для решения проблемы, на наш взгляд,  необходимо разработать и внедрить систему формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей, которая включила бы в себя следующие направления работы:

  • формирование высокой культуры общения и толерантности;
  • наличие заинтересованности работников в формировании сплоченного коллектива, актуализация значимости благоприятного социально-психологического климата для общего успеха;
  • улучшение (развитие) системы самоуправления педагогов.
 
 
 
 
 
 
 

3. Цель и задачи  проекта  
 

Цель  проекта: разработать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей

     Для этого необходимо решение следующих  взаимосвязанных задач:

    • дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом;
    • повышение культуры общения всех работников организации;
    • сплочение коллектива;
    • развитие системы педагогического самоуправления.

       

     С точки зрения интересов работников образовательного учреждения формирование благоприятного социально-психологического климата должно содействовать:

    • развитию коллектива, его устойчивости и жизнеспособности, его поступательному движению к поставленным целям;
    • улучшению общих условий труда;
    • спокойствию и уверенности работников;
    • самосовершенствованию педагогов в профессиональной сфере;
    • успеху каждого педагога лично, и всего коллектива в целом;
    • благоприятному развитию педагогического процесса.
 
 
 
 
 
 
 

4.Содержание  проекта  
 

Пути  реализации цели и  задач Ожидаемый эффект
1 Дополнительное  образование руководителя в сфере  управления педагогическим коллективом, т.е. прохождение специальных курсов Более грамотное  руководство, с учетом специфики  педагогического коллектива. Внедрение  целостной и последовательной концепции  развития коллектива
2 Совместное (всем коллективом) посещение культурных мероприятий Повышение культуры общения всех работников организации, толерантное отношение друг к  другу
3 Участие в различных  благотворительных акциях
4 Организация психологических  тренингов, направленных на:

- формирование  коммуникативных навыков

- управление  психологическим состоянием

- развитие персонала  (формирование команды)

- управление  личностного роста

Сплочение коллектива

На таких  тренингах работники научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека.

5 Формирования  структуры органов педагогического  самоуправления и распределения  полномочий.

Проведение  реальных, а не формальных педсоветов, на актуальные, животрепещущие темы.

Внедрение метода голосования при принятии решений.

Развитие системы  педагогического самоуправления. Грамотное, демократичное управление образовательным учреждением и всеми процессами, происходящими внутри него.

Информация о работе Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительно