Морально-психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы в том, чтобы показать, как образуется морально-психологический климат в коллективе организации, из чего он состоит и как влияет на результаты деятельности предприятия.
Достижение цели курсовой работы требовало решения таких задач как: раскрытие понятия коллектива, теоретической стороны морально-психологического климата; исследования структуры рабочего коллектива, так же рассмотр факторов, влияющих на морально-психологический климат; описания классификаций конфликтов и проведения анализа конфликтной ситуации на предприятии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....…3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Понятие коллектива………………..…………………………………….......5
2. Морально-психологический климат и структура
рабочего коллектива ………..…………………………………….....10
3. Факторы, влияющие на психологический климат
коллектива………...………………………………………………….14
3.1 Стили руководства……………………..………….…...…...........21
4. Понятие и классификация конфликтов…………………....……………….25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Анализ морально-психологического климата на примере коллектива предприятия МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА».
1. Общие сведения о
МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА»..……………………...………………..…..29
2. Оценка морально-психологического климата
МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА» ..…………………...……………………...33
3. Рекомендации по улучшению морально- психологического климата
МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА»…..…………………...………………..…..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…..39

Файлы: 1 файл

морально-психологический климат в коллективе.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....…3 

      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 

  1. Понятие коллектива………………..…………………………………….......5
  2. Морально-психологический климат и структура 
              рабочего коллектива ………..…………………………………….....10
  3. Факторы, влияющие на психологический климат 
              коллектива………...………………………………………………….14

               3.1 Стили руководства……………………..………….…...…...........21

4. Понятие и классификация конфликтов…………………....……………….25

      ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

      Анализ  морально-психологического климата на примере коллектива предприятия МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА». 

  1. Общие сведения о 

          МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА»..……………………...………………..…..29

  1. Оценка морально-психологического климата 
    МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА» ..…………………...……………………...33
  2. Рекомендации по улучшению морально-  психологического климата 
    МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА»…..…………………...………………..…..35

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..37 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…..39 
 

ВВЕДЕНИЕ.

      Сегодняшняя жизнь, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, и победить – прежде всего, себя, а затем обстоятельства.

      Рынок поставил организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом- занимают немаловажную роль. Эту среду образует персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через выполнение обязанностей в данной организации. Одна из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом. Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе.

      В современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия  человека и организационного окружения  уделяется недостаточное внимание. Так как решение этой проблемы способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.

      Цель данной курсовой работы в том, чтобы показать, как образуется морально-психологический климат в коллективе организации, из чего он состоит и как влияет на результаты деятельности предприятия.

      Достижение цели курсовой работы требовало решения таких задач как: раскрытие понятия коллектива, теоретической стороны морально-психологического климата;  исследования структуры рабочего коллектива, так же рассмотр  факторов, влияющих на морально-психологический климат; описания классификаций конфликтов и проведения анализа конфликтной ситуации на предприятии.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

        1. Понятие трудового коллектива.

      Трудовой  коллектив – группа трудящихся людей, объединённых общей работой, интересами и целями.1

      Коллектив является одним из видов малой  группы. Малые группы могут быть разными по величине; по характеру и структуре отношений, существующих между их членами; по индивидуальному составу; по особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками межличностных отношений; по целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией.

      Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы.

      Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

      Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

      Малые группы, в зависимости от их структуры, особенностей и рода деятельности, различают по видам (Рисунок 1).

Рисунок 1 «Виды малых групп»

      Среди высокоразвитых малых групп особо  выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, 
ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, их порядочности и уважении 
друг к другу.

      Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству. Как группа, давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

      Психологически  развитой как коллектив считается  такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. 
Такие отношения можно назвать коллективистскими.

      Коллективистские  отношения определяются через понятия  нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности.

      Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

      Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.2 Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

      Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив.

      Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. 
В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

      Для подлинно коллективистских отношений  характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

      Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

      Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

      Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является «сверхаддитивный» эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

      Таких малых групп, которые полностью  бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим морально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.

      Представленную  модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как-то, что отражает реальность существования малых групп.

     Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.

      Эффективность работы коллектива во многом зависит от его психологического климата. 
 
 
 
 
 
 

2. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива.

      Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

       Он  составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

       Если  психологический климат связан с  моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально – психологическом климате.

       Морально-психологический климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы.

     В морально-психологическом климате видно не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива.3 В совместной деятельности люди неизбежно вступают в деловой и психологический контакт, взаимодействуют, общаются. Контактное общение – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей. На основе этих потребности возникает общественная, познавательная и иная активность личности, поддерживается и регулируется взаимодействие личностей с ближайшим окружением социальной среды. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.

       Межличностные психологические отношения оказывают исключительно большое влияние на поведение сотрудников. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба,  неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. В жизни ей пока, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание.

Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе