Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы в том, чтобы показать, как образуется морально-психологический климат в коллективе организации, из чего он состоит и как влияет на результаты деятельности предприятия.
Достижение цели курсовой работы требовало решения таких задач как: раскрытие понятия коллектива, теоретической стороны морально-психологического климата; исследования структуры рабочего коллектива, так же рассмотр факторов, влияющих на морально-психологический климат; описания классификаций конфликтов и проведения анализа конфликтной ситуации на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....…3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Понятие коллектива………………..…………………………………….......5
2. Морально-психологический климат и структура
рабочего коллектива ………..…………………………………….....10
3. Факторы, влияющие на психологический климат
коллектива………...………………………………………………….14
3.1 Стили руководства……………………..………….…...…...........21
4. Понятие и классификация конфликтов…………………....……………….25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Анализ морально-психологического климата на примере коллектива предприятия МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА».
1. Общие сведения о
МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА»..……………………...………………..…..29
2. Оценка морально-психологического климата
МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА» ..…………………...……………………...33
3. Рекомендации по улучшению морально- психологического климата
МОАО «БОЛЬШЕВИЧКА»…..…………………...………………..…..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…..39
В науке существует три основные теории, определяющие отношение руководителя к персоналу: теории Х и Y (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи).5
Содержание теории Х:
1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее.
2.
Большинство сотрудников
3. Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности.
Содержание теории Y:
1. Работа является желанной для большинства сотрудников.
2.
Сотрудники способны к
3.
Сотрудники стремятся к
4.
Заинтересованность работников
зависит от системы
Содержание теории Z:
1. Необходима забота о каждом сотруднике организации.
2.
Необходимо привлекать
3.
Целесообразно обеспечивать
Практика и научные исследования показали явную выигрышность теорий Y и Z по сравнению с теорией Х, опора руководителя на теории Y и Z ведет к формированию у него эффективного стиля управления подчиненными, и позволяет ему добиваться положительных результатов
Взаимоотношения подчиненных с руководителями, психологический климат коллектива, результат работы коллектива также зависят от стиля руководства, реализуемого руководителем.
3.1 Стили руководства.
Под стилем руководства понимается совокупность принципов и методов, используемых руководителем в своей деятельности.
Стиль характеризует индивидуальный способ деятельности руководителя, который определяется его интеллектуальными и психологическими особенностями. Поэтому можно сказать, что стиль – это типичный для руководителя образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом.6
В зависимости от используемых приемов и методов выделяют 3 типа руководства:
Авторитарный
стиль руководства основывается на жестких
и односторонних требованиях, предъявляемых
в форме приказов, распоряжений, указаний.
Для него характерно жесткое единоличное
принятие решений (“минимум демократии”),
постоянный жесткий контроль выполнения
работы с угрозой наказания (“максимум
контроля”), отсутствие интереса к работнику
как к личности. (Таблица 1)
Таблица 1 «Характеристика авторитарного стиля руководства»
|
|
Таблица
2 «Характеристика
демократического стиля
руководства»
Решающую роль в формировании стиля руководства занимает индивидуальная, управленческая концепция руководителя, то есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности.
В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить «управленческую матрицу»7:
«Организатор» - высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям;
«Либерал» - максимум внимания к людям, минимум внимания к работе;
«Манипулятор» - умеренное внимание к работе и к людям (поиск компромиссов);
«Пессимист» - незначительное внимание к производству и к людям;
«Диктатор» - максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям;
«Бюрократ» - направленность на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания (ради соблюдения инструкции могут ущемляться интересы людей, интересы дела и даже собственные интересы);
«Карьерист» - повышенная направленность на собственные интересы (ради достижения своих целей, карьеры могут быть принесены в жертву интересы дела и людей).
При
желании и соответствующих усилиях руководитель
может создать в коллективе прекрасный
психологический климат и, вместе с тем,
ему ничего не стоит (также при соответствующих
условиях) сделать жизнь сотрудников невыносимой,
создавая или провоцируя конфликты
своим поведением.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность, агрессивное поведение руководителя, отсутствие таких показателей, как сплоченность, доверие и взаимопонимание в группе приводят к конфликтам, которые сказываются на психологическом климате группы.
Конфликт – это несогласие между двумя и более сторонами, конкретными лицами или группами, каждая из которых настаивает, чтобы были приняты именно ее взгляды и при этом старается помешать сделать другой стороне то же самое.
Конфликты делятся на следующие типы в зависимости от:
— внутри-личностные – возникают, когда человеку предъявляют противоречивые требования по поводу результатов его работы;
— межличностные – проявляются в виде борьбы людей за распределение ресурсов, статусов и места иерархии;
— межгрупповые – возникают между формальными и неформальными группами;
— между отдельным человеком и группой – возникает, когда нормы группы не соблюдаются личностью.
— Скрытые – участники держат его от посторонних глаз;
— Открытые – которые находятся под контролем руководства.
— Горизонтальные – конфликты между отдельными направлениями деятельности;
— Вертикальные – конфликты между различными уровнями иерархии.
— Деловые – связанные с официальной деятельностью человека;
—Личностные – затрагивающие его неофициальные отношения.
К психологическим особенностям трудового коллектива, оказывающим влияние на вероятность возникновения в нем конфликтов, относится общий характер отношений сложившихся в нем.
Сложная система деловых и личных отношений может быть охарактеризована с точки зрения взаимной доброжелательности, направленности на сотрудничество, готовности членов коллектива к совместному мирному урегулированию возникших проблем. Отмечается тенденция к иррадиации складывающихся в коллективе традиций общения, проявляющаяся в том, что склонность руководителя к конфликтному поведению, внесения им компонента напряженности в отношения с подчиненными, оказывает отрицательное воздействие и на их отношения между собой. Напротив, умение руководителя не только не обострить сложные ситуации, но и снять напряженность, перевести зарождающиеся конфликты в русло конструктивного делового обсуждения, способствует развитию подобного же стиля и в отношениях между рядовыми членами коллектива. Таким образом, общий стиль отношений в коллективе может стать в благоприятном климате гарантией против возникновения излишней конфликтности, а при неблагоприятной атмосфере – предрасполагать к перерастанию возникающих в группе трудностей и напряженных ситуаций в конфликты.8
Информация о работе Морально-психологический климат в коллективе