Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:20, курсовая работа
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,
обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой
деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и
управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,
использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения
индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат
коллектива.
|ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |
|ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |
|…………………………………………………………………. |5 |
| 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |
| 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |
|коллектива………. | |
| 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |
|ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |
|ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |
| 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |
| 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |
| 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |
|ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в
группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие
групповщины.
Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или
столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может
носить профессионально- производственную, социальную или эмоциональную
основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при
неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход
межгруппового конфликта в эмоциональную стадию разрушающе действует не
только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на
каждого индивидуального участника в отдельности. Развитие внутригруппового
конфликта приводит к внутри организационному конфликту.
Внутриорганизационный
возникающим на почве того, как были спроектированы отдельные работы или
организация в целом или на почве того, как формально распределена власть в
организации. Выделяют
четыре разновидности этого конфликта:
это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и
разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на
вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации,
культура. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части
организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие
горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его
разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или
чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений
руководством и специалистами. Ролевой конфликт возникает тогда, когда
индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли
задание. ( Выханский О.С., Наумов А.И. )
Существуют пять основных
положена система, называемая методом Томаса - Килменна. Метод был
разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет
создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта.
Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой
член коллектива
хочет удовлетворить
или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или
индивидуально). Если представить это в графической форме, то получится
сетка Томаса - Килменна, позволяющая определить место и название для
каждого из пяти основных
стратегий разрешения конфликта.
(рис. 1)
Стиль уклонения, предполагающий уход из конфликта, связан с
отсутствием личной
настойчивости и желания
разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от
конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется когда
проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение,
когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает
большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида
дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть
связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях
попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако
игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком
подходе к конфликту проигрывают обе стороны. ( Выханский О.С., Наумов А.И.)
Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется
большой личной вовлеченностью
и заинтересованностью в
однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-
проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или
физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в
достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования
волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное
впечатление об индивиде, использующем этот стиль.
Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной
вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с
другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе
выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно
обладают следующими характеристиками:
-они рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже
если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;
-при этом они проявляют
-они признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта,
все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего
решения;
-они считают, что каждый
разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;
-они полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах
всех.
Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у
других складывается благоприятное мнение.
Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны,
представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление
кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного
интереса. Этот стиль носит типа «невыигрыш-выигрыш» носит оттенок
альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях
развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного
конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других.
Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно,
однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому
влиянию.
Стиль компромисса
межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из
сторон. Реализация
данного стиля связана с
которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко
используется в разрешении конфликта и те кто его использует, оцениваются
окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш-невыигрыш». Во
многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения
конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные
преимущества.
Анализ полученных Горяниной В.А. данных показал, что подавляющая и
избирательная стратегии, дополняя друг друга, затрудняют возникновение
совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания,
неприязнь, недоверие, неуверенность, разочарование, взаимные негативные
оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. При этом подавляющая и
избегательная стратегии сопряжены с депривацией потребности в признании,
негативным отношением личности к себе и другим. Человек, склонный к
использованию подавляющей и избегательной стратегий переживает внутренний
конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и
желания, с одной стороны, и стремлением соответствовать одобряемому
авторитетами образу жизни, идеям, эталонам, с другой. Этот конфликт
сопровождается депривацией потребности в свободе. Этому конфликту
сопутствуют противоречивые установки, раздвоенность, неуверенность в себе,
слабость, беспомощность, неспособность отстоять свое мнение и оказывать
влияние на других; переживания эмоциональных состояний грусти, тоски,
интенсивной тревоги, страха, боли, гнева, которые обнаруживаются в
невербальном поведении и высказываниях. ( Горянина В.А. )
Таким образом, конфликт в
противоречие между
общающимися членами этого
сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для
разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями
поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания,
компромисса и сотрудничества.
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО
КОЛЛЕКТИВА
2.1. Формирование выборки и
Исследование социально-
коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем включенного
наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-
психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между
членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого
применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к
конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации
одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Исследование проводилось в
состоящем из 14 человек, из них 9 женщин и 5 мужчины.
Возрастной состав членов
Образование: среднее
Профессии: операционные
Выборка была ограничена
Описание выборки