Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:55, дипломная работа
Метод (метод исследования) — 1) прием, способ, образ действия; 2) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо.
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Не экспериментальные методы социально – психологического исследования…...5
1.1.Наблюдение…………………………………………………………………...5
1.2. Анкетирование……………………………………………………………….7
1.3. Беседа…………………………………………………………………………8
1.4. «Архивный метод»…………………………………………………………...8
1.5. Контент-анализ……………………………………………………………….9
2. Диагностические методы социально – психологического исследования……………………………………………………………………….…….10
3. Специфика экспериментальных методов социально – психологического исследования……………………………………………………………………………..12
4. Особенности формирующего метода социально - психологического исследования……………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………...15
Реферат:
Тема:
«Методы социально
– психологических
исследований»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Не экспериментальные методы социально – психологического исследования…...5
1.1.Наблюдение…………………………………………
1.2. Анкетирование……………………………………………
1.3. Беседа………………………………………………………………
1.4. «Архивный
метод»…………………………………………………………..
1.5. Контент-анализ…………………………………………
2. Диагностические
методы социально – психологического
исследования………………………………………………
3. Специфика
экспериментальных методов социально
– психологического исследования………………………………………………
4. Особенности
формирующего метода социально - психологического
исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Введение
Метод (метод исследования) — 1) прием, способ, образ действия; 2) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо.
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика социально – психологического исследования по сравнению с другими науками характеризуется:
а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).
В социальной психологии различают 3 уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений. Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень — процедурный. Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.
Существует несколько взглядов на классификацию методов социально -психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на:
Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах
общей психологии" в качестве
главных психологических методов выделил
наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось
на "внешнее" и "внутреннее"
(самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный,
естественный и психолого-педагогический
плюс вспомогательный метод - физиологический
эксперимент в его основной модификации
(метод условных рефлексов). Кроме того,
он выделил приемы изучения продуктов
деятельности, беседу и анкету,
которые помогают в сборе информации.
1. Не экспериментальные методы социально – психологического исследования
1.1. Наблюдение
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в социальной психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования. Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
- несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
- систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения; во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение
может проводиться
Цель
наблюдения определяется общими задачами
и гипотезами исследования. Эта цель,
в свою очередь, определяет используемый
тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным
или дискретным, фронтальным или выборочным
и т.п.
Что касается способов регистрации получаемых
данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных
наблюдений лучше использовать не составленные
заранее протоколы, а развернутые и более
или менее упорядоченные дневниковые
записи. Результаты наблюдений обычно
систематизируются в виде индивидуальных
(или групповых) характеристик.
Наблюдение
является незаменимым методом, если необходимо
исследовать естественное поведение без
вмешательства извне в ситуацию, когда
нужно получить целостную картину происходящего
и отразить поведение индивидов во всей
полноте. Наблюдение может выступать в
качестве самостоятельной процедуры и
рассматриваться как метод, включенный
в процесс экспериментирования. Результаты
наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения
ими экспериментального задания являются
важнейшей дополнительной информацией
для исследователя.
1.2. Анкетирование
Анкетирование,
как и наблюдение, является одним из наиболее
распространенных исследовательских
методов в социальной психологии.
Существуют три основных типа анкет, применяемых
в психологии:
- это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
- это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.
- это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Между
этими тремя типами анкет не существует
принципиальных различий, все они
являются лишь различными модификациями
метода анкетирования. Однако если использование
анкет, содержащих прямые (а тем более
косвенные) вопросы, требует предварительного
качественного анализа ответов, что значительно
затрудняет использование количественных
способов отработки и анализа получаемых
данных, то анкеты-шкалы являются наиболее
формализованным типом анкет, так как
они позволяют проводить более точный
количественный анализ данных.
Бесспорным достоинством метода анкетирования
является быстрое получение массового
материала, что позволяет проследить ряд
общих изменений в зависимости от характера
учебно-воспитательного процесса и т.п.
Недостатком метода анкетирования является
то, что он позволяет вскрывать, как правило,
только самый верхний слой факторов: материалы,
при помощи анкет и вопросников (составленных
из прямых вопросов к испытуемым), не могут
дать исследователю представления о многих
закономерностях и причинных зависимостях,
относящихся к психологии. Анкетирование
- это средство первой ориентировки, средство
предварительной разведки.
1.3. Беседа
Беседа
- специфичный для психологии метод исследования
человеческого поведения, так как в других
естественных науках коммуникация между
субъектом и объектом исследования невозможна.
Диалог между двумя людьми, в ходе которого
один человек выявляет психологические
особенности другого, называется методом
беседы. Психологи различных школ и направлений
широко используют ее в своих исследованиях.
Беседа включается как дополнительный
метод в структуру эксперимента на первом
этапе, когда исследователь собирает первичную
информацию об испытуемом, дает ему инструкцию,
мотивирует и т.д., и на последнем этапе
- в форме постэкспериментального интервью.
Исследователи различают
Содержание бесед можно протоколировать
полностью или выборочно в зависимости
от конкретных целей исследования. При
составлении полных протоколов бесед
удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий
проведения беседы, включая сбор предварительных
сведений об испытуемых, делает этот метод
очень эффективным средством психологического
исследования. Поэтому желательно, чтобы
беседа проводилась с учетом данных, полученных
при помощи таких методов, как наблюдение
и анкетирование. В этом случае в ее цели
может входить проверка предварительных
выводов, вытекающих из результатов психологического
анализа и полученных при использовании
данных методов первичной ориентировки
в исследуемых психологических особенностях
испытуемых.
В
американской научной литературе принят
термин "архивный метод" для таких
исследований, проводя которые психолог
не измеряет и не наблюдает актуальное
поведение испытуемого, а анализирует
дневниковые записи и заметки, архивные
материалы, продукты трудовой, учебной
или творческой деятельности и т.д. Отечественные
психологи используют другой термин для
обозначения этого метода. Чаще всего
его обозначают как "анализ продуктов
деятельности".
В качестве объекта исследования при использовании
метода изучения продуктов деятельности
могут выступать самые разнообразные
продукты творчества испытуемых (стихи,
рисунки, различные поделки, дневниковые
записи, школьные сочинения, предметы,
как результат определенного вида трудовой
деятельности и т.п.). Применяя этот метод,
можно анализировать не только содержательные,
но и формальные характеристики объекта
изучения (внешний вид, детали).
Например, наиболее распространенным
методом изучения продуктов деятельности
учащихся в школе является изучение школьных
сочинений. Этот метод (также как и метод
индивидуальной беседы) дает богатый психологический
материал относительно индивидуальных
и возрастных особенностей учащихся. Благодаря
использованию этого метода, изменяя лишь
темы сочинений, учитель за сравнительно
короткое время может собрать массовый
качественный материал о самых различных
особенностях учащихся. Результаты использования
этого метода могут дать ценный материал
для составления вопросов различных анкет.
Анализ продуктов деятельности - метод,
широко распространенный в исторической
психологии, а также в антропопсихологии
и психологии творчества. Для психологии
творчества он является одним из основных,
поскольку особенность творческого продукта
как раз и состоит в его уникальности. Широкое
распространение в психологии личности,
психологии творчества и исторической
психологии получил биографический метод,
в ходе которого изучаются особенности
жизненного пути одной личности или группы
людей.
Информация о работе Методы социально – психологических исследований