Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:55, дипломная работа
Метод (метод исследования) — 1) прием, способ, образ действия; 2) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо.
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Не экспериментальные методы социально – психологического исследования…...5
1.1.Наблюдение…………………………………………………………………...5
1.2. Анкетирование……………………………………………………………….7
1.3. Беседа…………………………………………………………………………8
1.4. «Архивный метод»…………………………………………………………...8
1.5. Контент-анализ……………………………………………………………….9
2. Диагностические методы социально – психологического исследования……………………………………………………………………….…….10
3. Специфика экспериментальных методов социально – психологического исследования……………………………………………………………………………..12
4. Особенности формирующего метода социально - психологического исследования……………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………...15
1. 5. Контент-анализ.
К разновидностям
"архивного метода" относится также
техника контент-анализа. Контент-анализ
представляет собой один из наиболее разработанных
и строгих методов анализа документов.
Исследователь выделяет единицы содержания
и квантифицирует полученные данные. Этот
метод широко распространен не только
в психологии, но и других социальных науках.
Особенно часто он используется в практической
психологии, психологии рекламы и коммуникации.
Разработка метода контент-анализа связана
с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона,
автора фундаментальной монографии "Контент-анализ
в коммуникационных исследованиях".
Стандартными единицами при анализе текста
в контент-анализе являются:слово (термин,
символ); суждение или законченная мысль;
тема; персонаж; автор; целостное сообщение.
2. Диагностические методы социально – психологического исследования
К
диагностическим
Тесты и специально разработанные методики – являются диагностическими методами социально – психологического исследования. Тест (проба, испытание) – это стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов в социальной психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.
Основным
недостатком большинства диагностических
тестов и методик является осознание испытуемым
искусственной ситуации обследования,
которое часто приводит к актуализации
у испытуемых неконтролируемых методикой
мотивов (иногда начинает действовать
желание испытуемых угадать, что от них
хочет экспериментатор, иногда - стремление
поднять свой престиж в глазах экспериментатора
или других испытуемых и т.п.), что искажает
результаты эксперимента. Достоинство
диагностических методов (наряду с точностью
и портативностью) состоит в очень широком
спектре исследовательских задач, которые
могут решаться с помощью данных методов,
- от исследования степени овладения дошкольниками
различными персептивными и мыслительными
действиями и некоторыми предпосылками
формирования операционально-технической
стороны учебной деятельности и выявления
личностных особенностей испытуемых до
изучения специфики внутриколлективных
отношений.
Итак, отличие диагностических методов
от методов не экспериментальных состоит
в том, что они не просто описывают изучаемое
явление, но и дают этому явлению количественную
или качественную квалификацию, измеряют
его. Общей особенностью этих двух классов
исследовательских методов является то,
что они не дают возможности исследователю
проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают
закономерности его изменения и развития,
не объясняют его.
Существует множество видов тестов и диагностических методик: тесты определения способностей; тесты выявления умений и навыков; опросники; мнения; эстетические тесты; проективные тесты; ситуационные тесты; социометрические тесты; тесты - игры; физиологические тесты; физические тесты и другие. Объективные диагностические тесты и методики изучения личности представляют собой истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок. По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в психологии наиболее перспективна.
3. Специфика экспериментальных методов
социально – психологического исследования
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов использование в социально – психологическом исследовании экспериментальных методов социально предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания определенных условий. Поэтому специфика экспериментальных методов состоит в том, что они предполагают:
а) организацию
специальных условий
б) изменение этих условий в ходе исследования.
В социальной психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода: естественный (полевой) эксперимент; моделирующий эксперимент; лабораторный эксперимент.
Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь. Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных условий деятельности испытуемых и фиксирует у исследуемых психологические особенности испытуемых.
Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.
Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций.
4. Особенности формирующего метода
социально – психологического исследования.
Формирующий
метод социально –
Таким
образом, формирующий метод является существенной
перестройкой социально – психологической
и педагогической практики (как совместной
деятельности исследователя и испытуемого)
и, в первую очередь, перестройкой ее содержания
и методов, приводящей к существенным
видоизменениям хода психического развития
и характерологических особенностей испытуемых.
Именно в силу этих своих характеристик
данный тип исследовательских методов
различных отраслей психологии выявляет
резервы психического развития и одновременно
конструирует, создает новые психологические
особенности испытуемых. Поэтому формирующие
или обучающие методы входят в особую
категорию методов психологического исследования
и воздействия. Они позволяют направленно
формировать особенности таких психических
процессов, как восприятие, внимание, память,
мышление.
Заключение
В процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент. Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса свойств, качеств, знаний, умений и навыков у отдельной личности или у группы людей.
Используемые
в социально – психологическом исследовании
не экспериментальные, диагностические,
экспериментальные и формирующие методы
должны дополнять друг друга. Ибо их комбинация
позволяет достигнуть цели, которую ставило
перед собой социально – психологические
исследование. Залогом успеха исследования
– его системность и комплексный подход
к выборы методов, способствующих решению
поставленных задач.
Информация о работе Методы социально – психологических исследований