Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

В качестве составляющих АТ выступают другие адаптирующие средства: совместная учебная деятельность студентов в дидактическом театре на занятиях по психологии, пресс-конференция студентов, имеющих опыт адаптации, для первокурсников, а также школа диагностики для кураторов групп студентов первого года обучения.

Дидактический театр (ДТ) – это совместная учебная деятельность, моделирующая профессиональную, где усвоение студентами содержания учебного материала опосредствовано их совместным творческим взаимодействием по его сценическому воплощению, вызванным осознанием единства дидактической цели, занимаемой позицией учителя, предполагающим разделение труда и частичный контроль за деятельностью самими студентами. Результатами реализации совместной учебной деятельности в ДТ являются повышение уровня адаптированности студентов к творческому аспекту профессиональной деятельности (рост уровня сформированности качеств творческой личности, их высокая адекватная самооценка, удовлетворенность выбором профессии), а также творческие продукты (сценарии дидактических спектаклей, видеоспектакли, планы-конспекты учебных занятий с использованием ДТ).

Пресс-конференция студентов, имеющих позитивный опыт адаптации на этапе профессионализации, для студентов первого года обучения (ПК), является адаптирующим средством, предоставляющим возможность эффективно усваивать новое знание о содержании и структуре учебного заведения, специфике учебной деятельности первокурсников, трудностях, переживаемых в адаптационный период, способах их упреждения или смягчения,  углублять представления всех участников мероприятия о профессии педагога-психолога, перестраивать модели поведения,  воздействуя на когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты их личности посредством создания условий для запуска психологических механизмов СПА к педагогической деятельности. В основу  ее разработки и апробации положены идеи А. Бандуры о научении посредством моделирования  и самоэффективности, а также концепция психологического прививания  
      Задачи, решаемые в процессе подготовки и проведения ПК:  
а) формирование адекватных представлений об учебной и конструируемой профессиональной реальности, мотивов деятельности, учебного поведения, т.е. изменение установок студентов-первокурсников, формирование у них готовности к встрече с трудностями на этапе профессионализации; б) формирование новых установок на проблемы, возникающие в учебно-познавательной, профессиональной видах деятельности и общении, знаний об адекватных способах их решения.

Адаптирующие средства – адаптационные тренинги, презентация научных работ студентов вуза для первокурсников, заседания НОС с приглашением студентов первого года обучения, консилиумы, мини-консилиумы, диагностические оперативки, собеседования, консультации, консилиум на базе одной из проблемных учебных групп первого года обучения, заседания научно-исследовательской лаборатории и научно-методического совета, консилиумы с участием кураторов групп студентов первого года обучения.

Результатом реализации вышеназванных мер в учебно-воспитательном процессе вуза выступает: а) готовность преподавателей к управлению адаптацией студентов, осуществлению научно-исследовательской деятельности; б) смягчение дидактического кризиса, кризисов профессионального выбора и взаимоотношений в адаптации студентов к педагогической деятельности (Мирзаянова Л.Ф.).

 

Стратегии повышения адаптированности личности студентов.

 

 Основные стратегии в повышении адаптированности лиц, относящихся по своему будущему профессиональному статусу к соционимическим видам деятельности  заключаются в использовании ресурсов индивидного, личностного и субъектного уровней индивидуальности человека [35; 465].

Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, предполагающие, в первую очередь, нормализацию организменных функций (дыхание и сердечно-сосудистая система), а уже затем, на основе системности в формировании целостного состояния (Е. П. Ильин, 1980), способствующие уменьшению нервно-психического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.

В свою очередь, различные группы методов, направленные на реализацию характерологических и мотивационных потенций (тренинги личностного роста, упражнения по выработке уверенности в себе и формированию позитивных установок) являются личностно-ориентированными средствами, увеличивающими стрессоустойчивость человека.

И, наконец, разнообразные пути и формы повышения профессиональной компетентности (семинары, тренинги деловых навыков и креативности, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии), а также сознательное формирование индивидуального стиля деятельности (поведения) относятся к технологиям повышения адаптированности через привлечение ресурсов человека как субъекта деятельности [35; 421-422]. В Приложении 6 и 7 приводятся распространенные и, на наш взгляд, наиболее продуктивные в связи с обозначенным подходом технологии повышения адаптационных возможностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе 2

 

1. Экспериментальное исследование  специфики защитных механизмов  в юношеском возрасте позволяет  нам говорить о том, что существующая  иерархия  ЗМ у студентов 1 курса  на первых позициях содержит более примитивные, незрелые  механизмы ПЗ, чем иерархия у студентов 5 курса. Кроме того, у студентов 1 курса напряженность защит превышает норму у таких психологических  механизмов как, регрессия, проекция, компенсация, рационализация, у пятикурсников же –  у регрессии, проекции, реактивного образования, рационализации.

2. Экспериментальное  исследование  уровня социально-психологической  адаптации лиц юношеского возраста  позволило определить картину  общей социально-психологической  адаптированности студентов 1 и 5 курсов. Группа (1 курса) с низким уровнем составила 13 (38%) испытуемых, с высоким – 21 (62%). Группа (5 курса) с низким уровнем СПА составила 12 (40%) человек, с высоким – 18 (60%).

3. Наша гипотеза о  том, что в разные годы юношеского периода на передний план выступают различные ЗМ, подтвердилась лишь относительно защитного механизма компенсации. С другими механизмами корреляционной связи на наблюдается. Также для каждой защиты был выделен своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность защиты больше всего. Для дальнейшего изучения и подтверждения был выдвинут ряд общих закономерностей о динамике выраженности  ПЗ с возрастом.

4. Гипотеза о том, что  у студентов с разным уровнем  социально-психологической адаптации  будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов подтвердилась.

Для студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны вытеснение, замещение, компенсация и рационализация.

Для студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации характерны такие защитные механизмы как, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.

5. В соответствии с  полученными результатами нами  были предложен блок рекомендаций  с целью повышения уровня СПА, который включает в себя:  рекомендации к методическому обеспечению студентов, рекомендации по организации условий, направленных на успешную адаптацию студентов, стратегии повышения адаптированности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью данной работы было изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.

Для реализации  поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Осуществить анализ  современного состояния и основных  направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.

  2. Провести экспериментальное  исследование специфики защитных  механизмов в юношеском возрасте.

  3. Провести экспериментальное  исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

  4. Экспериментально  выявить и проанализировать соотношение  уровня социально-психологической  адаптации и особенностей действия  защитных механизмов.

  5. Разработать рекомендации, направленные на повышение уровня социально-психологической адаптации.

Предмет − взаимосвязь механизмов психологической защиты и уровня социально-психологической адаптации в студенческом возрасте. Объект: механизмы психологической защиты.

Теоретический анализ научной литературы позволил нам рассмотреть исторический путь развития проблемы исследования психологической защиты, а также выделить основные аспекты современного состояния проблемы психологической защиты, социально-психологической адаптации и их взаимосвязи в юношеском возрасте.

Вопрос выявления и нормализации механизмов психологической защиты является актуальным, прежде всего потому, что затрагивает особенности функционирования нормальной психики. Несмотря на их огромную практическую значимость, защитные механизмы еще не стали предметом достаточно широких исследований.

В работе представлены основные подходы к пониманию сущности этого феномена. Это необихевиористский (Г. Айзенк, Р. Хэнки, Дж. Вольп и Б. Скиннер), психоаналитический (З. и А. Фрейд, Г. Гартманн), философско-социологический (И.А. Милославова, М.И. Субий, С.В. Овдей), социально-психологический (А.Д. Глоточкин, Ж.Г. Сенокосов, М.П. Коробейников и др.) подходы и др. 

Взаимосвязь адаптации и ЗМ изучалась многими психологами. Интересной в этом плане является теория А.А. Налчаджяна, работы Л.Н. Собчик, В. Г. Леонтьева, Ф.Б. Березина, М.С. Яницкого, И.В. Агличевой, Е. С. Романовой и Л.Р. Гребенникова.  Изучение психологических механизмов дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать адаптивный потенциал личности.

Основная гипотеза исследования построена на предположении о том, что у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов.

Логика практического исследования сводилась к изучению психологических механизмов у студентов 1 и 5 курса, исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявлению (проверке гипотезы) взаимосвязи между этими феноменами.

В качестве дополнительной гипотезы мы предположили, что существует динамика выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Экспериментальное исследование  специфики защитных механизмов  в юношеском возрасте позволяет нам говорить о том, что существующая иерархия  ЗМ у студентов 1 курса на первых позициях содержит более примитивные, незрелые  механизмы ПЗ, чем иерархия у студентов 5 курса. Кроме того, у студентов 1 курса напряженность защит превышает норму у таких психологических  механизмов как, регрессия, проекция, компенсация, рационализация, у пятикурсников же –  у регрессии, проекции, реактивного образования, рационализации.

2. Экспериментальное  исследование  уровня социально-психологической  адаптации лиц юношеского возраста позволило определить картину общей социально-психологической адаптированности студентов 1 и 5 курсов.. Группа (1 курса) с низким уровнем составила 13 (38%) испытуемых, с высоким – 21 (62%). Группа (5 курса) с низким уровнем СПА составила 12 (40%) человек, с высоким – 18 (60%).

3. Наша гипотеза о  том, что в разные годы юношеского  периода на передний план выступают  различные ЗМ, подтвердилась лишь  относительно защитного механизма  компенсации. С другими механизмами  корреляционной связи на наблюдается. Также для каждой защиты был выделен своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность защиты больше всего. Для дальнейшего изучения и подтверждения был выдвинут ряд общих закономерностей о динамике выраженности  ПЗ с возрастом.

4. Гипотеза о том, что у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов подтвердилась. Для студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны вытеснение, замещение, компенсация и рационализация. Для студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации характерны такие защитные механизмы как, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.

5. В соответствии с  полученными результатами нами были предложен блок рекомендаций с целью повышения уровня СПА, который включает в себя:  рекомендации к методическому обеспечению студентов, рекомендации по организации условий, направленных на успешную адаптацию студентов, стратегии повышения адаптированности личности.

 

Библиография

 

  1. Агличева И.В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза: автореф. дис…. к. психол. н. Ставрополь, 2006. 26 с.
  2. Алексеев Б.Е. Психологические защиты в структуре параметров психосексуальной сферы при аффективных расстройствах// Научно-практическая конференция «Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации» 12 мая 2002, СПб.
  3. Аксарина И.Ю. Педагогические условия адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего к высшему профессиональному образованию: автореф. дис….к. пед. н. М, 2006. 16 с.
  4. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Том 15. №1. с. 3-19.
  5. Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов. // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2000, № 1 с. 20-29.
  6. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. 2-е изд., стереотип. Мн.: «ТетраСистемс». 2001. 464 с.
  7. Бассин Ф.В. О «силе Я» и психологической защите // Вопросы философии 1969 №2. с. 12-16.
  8. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.М. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. Том 3. №3. с. 78-87.
  9. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Изд-во «КПС». М, 1996. 161с.
  10. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,  В. Зинченко. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  11. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия», 2004. 736 с.
  12. Воловик В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией/ Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии/ Ред М.М. Кабанов, Л., 1976. с 257-264.
  13. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал. 1994. Том 15. № 3. с. 131 – 135.
  14. Голованевская В. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2003. №4.
  15. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 560 с.
  16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологических защит.
  17. Демина Л. И., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. Алтай, 2000, 123 с.
  18. Дзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272  с.
  19. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. с.14-23.
  20. Захарова Ю.Б. О моделях психологической  защиты на уровне межгруппового взаимодействия. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология 1991. № 4 с. 11-17.
  21. Защитные механизмы личности. Методические рекомендации/ Сост. проф. В.В. Деларю.  Волгоград. ВолгГАСА, 2004. 48с.
  22. Каменская В.Г., Зверева С.В. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки)// Психологический журнал. 2005. Том 26. №4 с. 77-88.
  23. Каменская В.Г. Социально психологические основы управленческой деятельности. Учебное пособие. Академия, 2002. 160 с.
  24. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. М. 2003 с. 465.
  25. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия СПб.: Питер Ком, 1999. 752 с.
  26. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 464 с.
  27. Краткий психологический словарь//Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.
  28. КрыловА.П. Психология. Изд-во «Проспект», 2007, с. 743, С. 417-422.
  29. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/Пер. с франц. Н.С. Автономовой  М.: Высшая школа, 1996. 623 с.
  30. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе/ Пер. с англ. под ред. М.Н. Глущенко, М.В. Ромашкевича. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 480 с.
  31. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 1. №2. 1998.
  32. Налчаджян А.А. Социально – психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Изд-во АН Армянской ССР. Ереван. 1988. 246 с.
  33. Охотникова Н.А. Роль защитных механизмов в процессе социализации ребенка.
  34. Охотникова Н.А. Влияние бессознательных механизмов психики на социальную адаптацию //Российский биомедицинский журнал. Том 7. октябрь 2006. с. 281 – 287.
  35. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
  36. Романова Е.С., Гребенников В.Г. Защитные механизмы психики: Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996. с. 167.
  37. Росляков А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях ВУЗа МПС: автореф. дис…. к. психол. н. Ярославль. 2003.
  38. Рыжкова Е. Защита от манипуляций. Реферат. СПГУТ им. Проф. М.А. Бонч – Бруквича/ Научный руководитель Забранюк А.П., СПб, 2002.
  39. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. Ярославль: Академия развития Холдинг: 2004. 208 с.: ил. (Практическая психология в школе).
  40. Современный психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2007. 633 с.
  41. Станкин М. О психологических защитах// Управление персоналом, №3, 2001.
  42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) Ростов н/Д: Феникс, 2001. 627 с.
  43. Субботина Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: автореф. дис…. к. психол.н. Ярославль. 2006. 23с.
  44. Ткачишина О.Р. Социально-психологический тренинг как средство повышения адаптированности студентов// Науч. матер. международ. форума и шк. молодых ученых ИП РАН/ Раздел 3. Актуал. проблемы совр. рос. психологии, 2003.
  45. Тухтарова И.В. Копинг – стратегии, механизмы психологической защиты и психосоциальная адаптация больных с ВИЧ – инфекцией: автореф. дис… к. мед. н. 2004.
  46. Улезко Е. Н. Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте. Улан-Уде, 2004.
  47. Феофанов В.Н. Практикум по психологии здоровья: учебное пособие; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. Изд-во ОГПУ, 2005. 386 с., С. 207-216.
  48. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2005. 490 с.
  49. Филиппов А. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 1. с. 14-22.
  50. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы/ Пер. с англ М.Р. Гинзбурга. М., 1993. 144 с.
  51. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с. (Психологическая энциклопедия).
  52. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптация преподавателя к профессионально – педагогической деятельности в высшей школе //Образовательные технологии и общество. №9 (2) 2006, с. 265 – 276.
  53. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. М., 1998. 196 с.
  54. Шамшикова О.А., Шатилова Т.Г. Нарциссический режим функционарования детских психологических защит//Сборник «Я и социальная среда». Материалы региональной научно-практической конференции 4 апреля 2003 г. Н.: НГПУ, 2004. с. 163-174.
  55. Шамшикова О.А., Шатилова Т.Г. Дифференциация механизмов психологических защит в системе детско-родительского взаимодействия// Сборник «Я и социальная среда». Материалы региональной научно-практической конференции 4 апреля 2003 г. с. 100-109, Н.: НГПУ, 2004.
  56. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. 1998, №4. с. 54-68.
  57. Штроо В. А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. 2001. Том 22, №1. с. 5-15.
  58. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики/ Учеб. пособие. Кемерово, 1999. 84 с. 

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов