Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа
Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.
Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………
В качестве составляющих АТ выступают другие адаптирующие средства: совместная учебная деятельность студентов в дидактическом театре на занятиях по психологии, пресс-конференция студентов, имеющих опыт адаптации, для первокурсников, а также школа диагностики для кураторов групп студентов первого года обучения.
Дидактический театр (ДТ) – это совместная учебная деятельность, моделирующая профессиональную, где усвоение студентами содержания учебного материала опосредствовано их совместным творческим взаимодействием по его сценическому воплощению, вызванным осознанием единства дидактической цели, занимаемой позицией учителя, предполагающим разделение труда и частичный контроль за деятельностью самими студентами. Результатами реализации совместной учебной деятельности в ДТ являются повышение уровня адаптированности студентов к творческому аспекту профессиональной деятельности (рост уровня сформированности качеств творческой личности, их высокая адекватная самооценка, удовлетворенность выбором профессии), а также творческие продукты (сценарии дидактических спектаклей, видеоспектакли, планы-конспекты учебных занятий с использованием ДТ).
Пресс-конференция студентов,
имеющих позитивный опыт адаптации на
этапе профессионализации, для студентов
первого года обучения (ПК), является адаптирующим
средством, предоставляющим возможность
эффективно усваивать новое знание о содержании
и структуре учебного заведения, специфике
учебной деятельности первокурсников,
трудностях, переживаемых в адаптационный
период, способах их упреждения или смягчения,
углублять представления всех участников
мероприятия о профессии педагога-психолога,
перестраивать модели поведения, воздействуя
на когнитивный, эмоциональный, мотивационный
и поведенческий компоненты их личности
посредством создания условий для запуска
психологических механизмов СПА к педагогической
деятельности. В основу ее разработки
и апробации положены идеи А. Бандуры о
научении посредством моделирования
и самоэффективности, а также концепция
психологического прививания
Задачи, решаемые в процессе
подготовки и проведения ПК:
а) формирование адекватных представлений
об учебной и конструируемой профессиональной
реальности, мотивов деятельности, учебного
поведения, т.е. изменение установок студентов-первокурсников,
формирование у них готовности к встрече
с трудностями на этапе профессионализации;
б) формирование новых установок на проблемы,
возникающие в учебно-познавательной,
профессиональной видах деятельности
и общении, знаний об адекватных способах
их решения.
Адаптирующие средства – адаптационные тренинги, презентация научных работ студентов вуза для первокурсников, заседания НОС с приглашением студентов первого года обучения, консилиумы, мини-консилиумы, диагностические оперативки, собеседования, консультации, консилиум на базе одной из проблемных учебных групп первого года обучения, заседания научно-исследовательской лаборатории и научно-методического совета, консилиумы с участием кураторов групп студентов первого года обучения.
Результатом реализации вышеназванных мер в учебно-воспитательном процессе вуза выступает: а) готовность преподавателей к управлению адаптацией студентов, осуществлению научно-исследовательской деятельности; б) смягчение дидактического кризиса, кризисов профессионального выбора и взаимоотношений в адаптации студентов к педагогической деятельности (Мирзаянова Л.Ф.).
Стратегии повышения адаптированности личности студентов.
Основные стратегии в повышении адаптированности лиц, относящихся по своему будущему профессиональному статусу к соционимическим видам деятельности заключаются в использовании ресурсов индивидного, личностного и субъектного уровней индивидуальности человека [35; 465].
Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, предполагающие, в первую очередь, нормализацию организменных функций (дыхание и сердечно-сосудистая система), а уже затем, на основе системности в формировании целостного состояния (Е. П. Ильин, 1980), способствующие уменьшению нервно-психического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.
В свою очередь, различные группы методов, направленные на реализацию характерологических и мотивационных потенций (тренинги личностного роста, упражнения по выработке уверенности в себе и формированию позитивных установок) являются личностно-ориентированными средствами, увеличивающими стрессоустойчивость человека.
И, наконец, разнообразные пути и формы повышения профессиональной компетентности (семинары, тренинги деловых навыков и креативности, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии), а также сознательное формирование индивидуального стиля деятельности (поведения) относятся к технологиям повышения адаптированности через привлечение ресурсов человека как субъекта деятельности [35; 421-422]. В Приложении 6 и 7 приводятся распространенные и, на наш взгляд, наиболее продуктивные в связи с обозначенным подходом технологии повышения адаптационных возможностей человека.
Выводы по Главе 2
1. Экспериментальное
2. Экспериментальное исследование
уровня социально-
3. Наша гипотеза о том, что в разные годы юношеского периода на передний план выступают различные ЗМ, подтвердилась лишь относительно защитного механизма компенсации. С другими механизмами корреляционной связи на наблюдается. Также для каждой защиты был выделен своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность защиты больше всего. Для дальнейшего изучения и подтверждения был выдвинут ряд общих закономерностей о динамике выраженности ПЗ с возрастом.
4. Гипотеза о том, что
у студентов с разным уровнем
социально-психологической
Для студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны вытеснение, замещение, компенсация и рационализация.
Для студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации характерны такие защитные механизмы как, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.
5. В соответствии с
полученными результатами нами
были предложен блок
Заключение
Целью данной работы было изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Осуществить анализ
современного состояния и
2. Провести экспериментальное
исследование специфики
3. Провести экспериментальное
исследование уровня социально-
4. Экспериментально
выявить и проанализировать
5. Разработать рекомендации,
направленные на повышение
Предмет − взаимосвязь механизмов психологической защиты и уровня социально-психологической адаптации в студенческом возрасте. Объект: механизмы психологической защиты.
Теоретический анализ научной литературы позволил нам рассмотреть исторический путь развития проблемы исследования психологической защиты, а также выделить основные аспекты современного состояния проблемы психологической защиты, социально-психологической адаптации и их взаимосвязи в юношеском возрасте.
Вопрос выявления и нормализации механизмов психологической защиты является актуальным, прежде всего потому, что затрагивает особенности функционирования нормальной психики. Несмотря на их огромную практическую значимость, защитные механизмы еще не стали предметом достаточно широких исследований.
В работе представлены основные
подходы к пониманию сущности этого феномена.
Это необихевиористский (Г. Айзенк, Р. Хэнки,
Дж. Вольп и Б. Скиннер), психоаналитический
(З. и А. Фрейд, Г. Гартманн), философско-
Взаимосвязь адаптации и ЗМ изучалась многими психологами. Интересной в этом плане является теория А.А. Налчаджяна, работы Л.Н. Собчик, В. Г. Леонтьева, Ф.Б. Березина, М.С. Яницкого, И.В. Агличевой, Е. С. Романовой и Л.Р. Гребенникова. Изучение психологических механизмов дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать адаптивный потенциал личности.
Основная гипотеза исследования построена на предположении о том, что у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов.
Логика практического исследования сводилась к изучению психологических механизмов у студентов 1 и 5 курса, исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявлению (проверке гипотезы) взаимосвязи между этими феноменами.
В качестве дополнительной гипотезы мы предположили, что существует динамика выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Экспериментальное
2. Экспериментальное исследование
уровня социально-
3. Наша гипотеза о
том, что в разные годы юношеского
периода на передний план
4. Гипотеза о том, что у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов подтвердилась. Для студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны вытеснение, замещение, компенсация и рационализация. Для студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации характерны такие защитные механизмы как, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.
5. В соответствии с полученными результатами нами были предложен блок рекомендаций с целью повышения уровня СПА, который включает в себя: рекомендации к методическому обеспечению студентов, рекомендации по организации условий, направленных на успешную адаптацию студентов, стратегии повышения адаптированности личности.
Библиография