Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

(в конце первого года обучения)         

 

Представления о педагогической профессии

(в начале первого года обучения)         

(в  середине первого семестра)         

( в конце первого семестра)          

(в конце первого года обучения)         

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

 

Куратору группы           

Преподавателям                        

ПАСПОРТ  АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УЧЕБНОЙ ГРУППЕ НОВОГО НАБОРА

                                               

Преподаваемые учебные дисциплины                                  

Факторы     успешной     адаптации    к   студентам    группы   первого    года   обучения,   наиболее    значимые    с

позиции   преподавателя                                                  

Стиль общения преподавателя                      

Преобладающий тип темперамента в структуре личности педагога                   

Составляющие адаптирующей технологии, наиболее полно представленные в системе работы преподавателя

 в учебных группах первого  года обучения                     

Составляющие       адаптирующей        технологии,       не     реализуемые     преподавателем     на  занятиях   в

группах  первого года обучения                      

Возможные компенсаторные средства                                 

Рекомендации  преподавателю  по   использованию   компенсаторных   средств   с  целью  недопущения  или смягчения  отрицательных  проявлений кризисов в  адаптации первокурсников  к  условиям обучения в вузе, педагогической  деятельности,  а  также  успешной   социально-психологической  адаптации  преподавателя к  студентам группы первого года обучения               

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Способы регуляции психофизиологического состоянияÜ

Упражнение «Наблюдение».

1. В процессе наблюдений  за людьми делайте выводы о  преобладании у них положительных  и отрицательных эмоций.

2. Опишите состояние  тех, кто переживает преимущественно положительные или отрицательные эмоции (внешний вид, походка, поза, жестикуляция, цвет лица, наличие морщин).

3. Наблюдая за людьми  старайтесь определить причины  изменения их настроения. Как  наблюдаемые воспринимают других?

4. Оцените свою способность переносить стрессовые нагрузки.

 

Упражнение «Антистресс».

Чтобы избавиться от нарастающих волн разрушительного стресса, нужно окунуться в волну положительных эмоций. Нередко этому помогает эмоциональная гимнастика. Исходное положение – стоя, сидя, лежа (в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь).

1. Имитация зевка. Расслабьтесь. Настройтесь на зевок, постарайтесь  ощутить приход зевка. Мысленно  произнесите, как при зевке, звук  «у-у-у», который по мере звучания  понижается, становится грудным.

2. Зевок. Слегка наморщите  нос и приподнимите брови, стараясь  вызвать на лице мимику неодолимой  зевоты. Зевайте с наслаждением.

3. Состояние после сна. Полностью расслабьтесь. Представьте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щеки, расслабляются плечи, руки, ноги, хочется потянуться.

4. Добрая улыбка. Вспомните  приятный момент в своей жизни. Поднимите кончики губ, сделайте  веселые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните  на лице эту мимику.

5. Ликование. Вскиньте руки, как спортсмен, одержавший победу. Ликуйте! Произносите звуки ликования (не очень громко).

6. Луч солнца. Синтез  всех предыдущих упражнений. Зевните, улыбнитесь, ликуйте. Вообразите, что  лицо озарилось ласковыми лучами  солнца. Постарайтесь сохранить  это ощущение. Упражнение очень эффективно: человек начинает ощущать прилив сил, все невзгоды в сторону. Мрачное настроение рассеивается.

 

Упражнение «Аутогенная медитация».

Исходное положение: сидя. Расслабьтесь, сосредоточьтесь на дыхании, полузакройте глаза. На выдохе мысленно произносите ключевое слово. Лучше, если оно не будет иметь предметного значения. Некоторым подходит слово «раз», другим «ом», третьим «онг» и т.д. Можно вместо ключевого слова использовать воображаемые или реальные предметы:

    • после полного расслабления и установки дыхания мысленно воспроизводится какой-либо пейзаж. Закрыв глаза, тренирующийся в малейших деталях воспроизводит хорошо знакомый ему участок местности;
    • мысленное воспроизведение какого-либо предмета (вазы, букета, цветка). Чтобы добиться аутогенного эффекта, сначала с открытыми глазами изучают контуры, цветовую гамму предмета и его особенности, а потом воспроизводят это с закрытыми глазами;
    • мысленное воспроизведение пламени свечи. Для этого в метре с небольшим перед собой устанавливают горящую свечу, затем в течение двух минут пристально изучают пламя и потом, закрыв глаза руками, воспроизводят в своем сознании.

Продолжительность сеанса 20 минут. Двукратная каждодневная тренировка благотворно сказывается на самочувствии, помогает избавиться от многих недугов, способствует шлифовке характера.

 

Упражнение «Дыхательная медитация».

Исходное положение сидя. Расслабьтесь, установите дыхание, полузакройте глаза. Сосредоточьте внимание на дыхании. Мысленно считайте выдохи от 1 до 10, затем повторяйте все сначала. Выполняйте упражнение в течение 15-20 минут.

Не пугайтесь, если в ходе упражнения вам покажется, что вы что-то услышали или увидели. Все это характерно для периода погружения в сон. Однако старайтесь не засыпать, настойчиво продолжайте счет.

Ежедневная тренировка в дыхательной медитации благотворно сказывается на работоспособности, устраняет многие личностные «недуги».

 

Дыхательные упражнения.

«Успокаивающее дыхание».

Стоя (сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Так проделать 4 раза. После вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Данную процедуру повторить 3 раза. Затем подобным образом выдохнуть два раза в две параллельные линии. Всего нужно проделать 9 процедур, после чего наступает успокоение.

 

 

«Оживляющее дыхание».

1. Полный вдох. Задержав  дыхание, сделать глоток. Затем медленно  выдохнуть весь воздух, вообразив, что жизненная сила направляется  в солнечное сплетение.

2. Вдох. На вдохе медленно  вытянуть перед собой обе руки, сильно сжав кулаки. Задержать дыхание, затем медленно выдохнуть воздух. При этом представляйте, что жизненная сила направляется в солнечное сплетение.

3. Медленный вдох. Напрячь  все мускулы тела. Задержать дыхание, затем медленно выдохнуть воздух, концентрируя внимание на солнечном сплетении.

4. Вдох. На вдохе подняться  на пальцы ног. Задержать дыхание  и медленно выдохнуть, концентрируя  внимание на солнечном сплетении.

5. Вдох. На вдохе поднять  руки над головой, соединив вместе  ладони. Задержать дыхание, затем  выдохнуть так же, как и в предыдущих процедурах.

6. Вдох. На вдохе ладони  рук перед грудью. Задержать дыхание  и выдохнуть в солнечное сплетение.

7. Вдох. На вдохе поднять  руки над головой, затем, соединив  ладони вместе, опустить их перед  грудью. Задержать дыхание и выдохнуть в солнечное сплетение.

Упражнение оживляющего дыхания может повторяться до трёх раз. После каждых семи процедур необходимо проделывать очищающее дыхание.

 

«Очищающее дыхание».

Исходное положение стоя. Медленный вдох с одновременным поднятием рук в стороны со сведением их над головой. Задержать дыхание. Затем энергично бросьте верхнюю часть тела вперёд с одновременным энергичным голосовым выдохом (произносится звук «ха»). При этом представляйте, что вместе с воздухом выдыхается усталость.

 

«Выдыхание усталости».

Лечь на спину, расслабиться, установить дыхание. Вообразить, что с каждым вдохом жизненная сила наполняет лёгкие, а с каждым выдохом распространяется по всем клеткам организма.

 

«Укрепляющее дыхание».

Исходное положение стоя, вдох, выдох производится через нос.

1. Скрестить пальцы рук, положив их на голову. Вдох  с одновременным поднятием вверх  скрещенных рук. Задержать дыхание, выдохнуть, вообразив, что жизненная  сила поступает в голову.

2. скрестить пальцы рук, приложив их к груди. Вдох с одновременным отводом рук вперёд и поворотом ладоней от себя. Задержка дыхания. Выдохнуть, представив, что жизненная сила поступает в сердце.

3. Скрестить пальцы рук, опустив их перед собой в  расслабленном состоянии. Вдох с  одновременным напряжением мышц рук и поворотом ладоней вниз. Задержка дыхания и выдох. Представьте, что жизненная энергия направляется в желудок.

4. скрестите пальцы рук  за спиной. Руки в расслабленном  состоянии опустите вниз. Вдох  с одновременным напряжением  мышц рук и поворотом ладоней вниз. Задержка дыхания и выдох. Представьте, что жизненная энергия направляется в поясницу.

 

«Выдыхание боли».

Исходное положение сидя или лёжа. Расслабиться, установить глубокое дыхание. Настойчиво думать о посылке жизненной силы к болевому участку. Процедура здесь такова: вдох; задержка дыхания с одновременным  сосредоточением внимания на болевом участке; выдох. Представьте, что жизненная сила подавляет болевое ощущение.

При головной и зубной боли, а также болевых ощущениях в спине перед началом упражнения выпить глоток холодной воды.

 

«Волевое дыхание».

Исходное положение стоя. Расслабиться, остановить дыхание:

- вдыхать ровно и спокойно, одновременно поднимая руки до  уровня груди ладонями вверх;

- согнуть руки в локтях, отодвигая локти назад;

- сделать спокойный вдох и медленно опустить руки ладонями вниз, как бы выталкивая из лёгких остатки воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативностьÜ

 

Упражнение «Дерево».

Ощутимое ослабление внутренней напряженности, характеризующейся суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях, достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации – то есть снятие центра ситуации с себя и перенос его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. По сути дела, при помощи децентризации осуществляется объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывание его во внешнюю среду и тем  самым избавление от него.

Существует несколько форм децентризации. Ролевая деценризация связана с перевоплощением человека в другой предмет, с мысленным включением в другую ситуацию. Интеллектуальная деценризация производится за счет активизации рефлексии, когда человек старается смотреть на себя «со стороны», произвести анализ ситуации глазами внешнего наблюдателя, реализовать «психическое зеркало». Упражнение «Дерево» способствует развитию внутренних средств ролевой децентризации.

Упражнение выполняется индивидуально и направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в городском транспорте следует представить себя деревом (какое нравится, с каким легче всего себя отождествить). Необходимо детально проиграть в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление вросших в землю корней дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.

 

Упражнение «Пословицы».

Предлагаемое упражнение «снимает» внутреннюю депрессию и плохое настроение, а также помогает решению сложной проблемы, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с учебой, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Практически в каждой библиотеке такие книги есть. Полистайте книгу, читая фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов