Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

По мнению В.П. Каширина, СПА личности - это процесс её вхождения в системы психологических связей и отношений, возникающих в контактной социальной среде жизни и деятельности индивида. Эти психологические связи и отношения личности возникают главным образом в связи и по поводу объективных  её социальных и деятельных связей и отношений. И потому СПА личности может выступать как аспект производственной и социальной адаптации. Но СПА есть и  самостоятельный, автономно происходящий  процесс  в системах эмоционально-эмпатийных  товарищеских, дружеских взаимоотношений людей. 

СПА личности  -  процесс приобретения личностью определённого социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми  функциями.

Полярным адаптации и  по существу, как правило, деструктивным является процесс дезадаптации личности.

Наиболее полно указанная проблема рассматривается в клинико-психологическом подходе. Основу концепции социально-психической дезадаптации в рамках этого подхода составляет учение  В.Н.Мясищева о личности как  целостной, организованной системе  активных избирательных и сознательных связей. Предпосылки данной концепции имеются в трудах Б.И.Теплова об индивидуальных различиях и типологических свойства высшей нервной системы, а также в современном  учении о неврозах и пограничных состояниях.

С точки зрения В.Н. Мясищева,  сущность состояний психической  дезадаптации находится в противоречиях, которые могут возникнуть в системе отношений личности с окружающей действительностью и в себе самой. При социально – психической дезадаптации в системе отношений личности наступают качественные изменения. В отечественной психиатрической литературе, термин «дезадаптация» обозначает крушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Патогенность тех или иных факторов, как отмечал В.Н.Мясищев, определяется не только объективным фактором травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности. Поэтому процесс дезадаптации в большой степени зависит  от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей индивида.

В схематическом виде процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом являются, как правило, резкое изменение жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выбрать формы поведения деятельности, адекватные новым условиям.

Таким образом, клинико-патологический подход к изучению проблем дезадаптации и её проявлений ориентирует на исследование факторов и ситуаций повышенного риска в формировании возможных патологических изменений, на выделение наиболее подверженных неблагоприятным воздействиям  контингентов, так называемых «групп риска».

В литературе представлены различные подходы к типологии дезадаптированности личности А.Г.Абрумова, В.Д.Тихоненко, Л.Л.Бергельсон выделяют два типа дезадаптированности  - «сбой»  адаптационных механизмов, снижение уровня адаптации, в результате ограничения сферы деятельности и «ослабления её интенсивности». Под трансформирующей дезадаптированностью понимается результат структурных нарушений адаптационных механизмов. Этот вид относится к патологической дезадаптированности.

А.А. Налчаджян предлагает свою типологию дезадаптированности:

· устойчивая ситуативная дезадаптированность личности – отсутствие у личности механизмов адаптации, желание, но не  умение адаптироваться;

· временная дезадаптированность – нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности;

· общая устойчивая дезадаптированность – состояние перманентной  фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы. Следствием  многократного применения патологических защитных механизмов являются синдромы неврозов и психозов [32; 22].

Заслуживает внимания  логико-психологический подход к изучению проблемы. В.А.Петровский рассматривает  неадаптированность (дезадаптированность) как неизбежность, анализирует этот психологический феномен в основных сферах деятельности человека: жизнедеятельности, предметной деятельности, общении, самосознании. Определяющей характеристикой неадаптированности  является идея несовпадения цели и результата активности человека. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития.

Главный вывод, который делает В.А.Петровский из подхода «неадаптированность как неизбежность», следующий: адаптируясь человек, утрачивает качество  «быть субъектом» в отношении себя самого, способность свободно определять последствия своих действий. Предлагается выход: человек  «свободно может взять на себя ответственность за саму  возможность несовпадений целей и результатов своей активности». Это центральная мысль концепции субъективности личности В.А.Петровского. 

Анализ научных источников по проблемам психологической адаптации позволяет сделать ряд обобщений:

1.   СПА является разновидностью адаптации психологической. Термин СПА характеризует сферу жизнедеятельности человека, сферу психологических его связей и отношений, к предметным областям которой и происходит адаптация  психики.

2.  СПА, с одной стороны,  выступает механизмом взаимодействия человека с социальной средой, овладения социально-психологическим опытом, умениями  исполнения соответствующих социально-психологических ролевых функций. С другой стороны, происходят перемены и в социально-психологической среде, в системах межличностных связей и соотношений, в морально-психологической атмосфере социальной среды.

3.   Источником СПА личности выступают её дезадаптационные состояния (адаптационные потребности), возникающие под влиянием изменений социально-психологических ситуаций в среде жизнедеятельности человека. Центральное место в системе адаптационных потребностей человека занимает потребность   его самоутверждения в системе межличностных отношений.

4.   В процессе СПА  возникают факторы положительной и отрицательной валентности. При этом последние могут иметь  как деструктивную,  так и конструктивную направленность. Конструктивное влияние отрицательных факторов СПА состоит в том, что они могут вызывать активность личности, порождать потребность искать и находить, вырабатывать  стратегии преодоления сложной ситуации профессиональной жизни, вести к личностному росту. Неадаптивность личности,  вызванная  действием отрицательных факторов, является неизбежностью. Деструктивное, разрушающее нормальный ход СПА воздействие этих факторов приводит к затягиванию дезадаптационных состояний  личности, её напряжённости, тревожности, в целом к  нестабильности психики.

 

1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности.

 

Период обучения в вузе является, возможно, наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести: 
- профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств;  
- личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;  
- собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей.

В.Г. Асеев считает, что в настоящее время нет четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения понятия "социальная адаптация" продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения. Большинство авторов рассматривают производственную и учебную адаптацию как один из видов социальной адаптации. В работах ряда авторов в производственной адаптации выделяются профессиональный (включающий в себя психофизиологический компонент) и социально-психологический аспекты. При этом, по мнению И.К. Кряжевой, социально-психологический аспект играет ведущую роль, опосредуя характер протекания других аспектов адаптации. В физиологической литературе профессиональная адаптация понимается как процесс, включающий в себя прежде всего физиологические, а также личностно-психологические, поведенческие и социальные компоненты. По мнению многих отечественных авторов, адаптация человека к учебной деятельности также включает в себя как биологические, так и социальные компоненты. Так, В.В. Лагерев определяет адаптацию студентов к обучению в вузе как "интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе". При этом, по мнению некоторых авторов, вначале (на первом и втором курсах) происходит адаптация к социальной среде вуза, а на старших курсах к избранной профессии и специальности.

В.Г. Асеев считает, что неправильно ставить вопрос о ведущей или второстепенной роли того или иного компонента адаптации, т.к. все аспекты адаптации тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивая единый, комплексный процесс "состыковки" личности и производственной среды [58; 66].

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в ВУЗе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении всего периода обучения складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

В течение обучения студент переживает процессы: профессиональной адаптации - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; СПА - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [37; 12].

Исходя из анализа структурных компонентов СПА К. Роджерса и Р. Даймонда можно предположить следующее рабочее определение этого феномена: социально-психологическая адаптация – это процесс, имеющий многокомпонентную структуру, включающую такие показатели, как самоприятие, приятие других, эмоциональную комфортность, интернальность и стремление к доминированию.

Взаимосвязь адаптации и ЗМ изучалась многими психологами. Интересной в этом плане является теория А.А. Налчаджяна, работы Л.Н. Собчик, В. Г. Леонтьева, Ф.Б. Березина, М.С. Яницкого, И.В. Агличевой, Е. С. Романовой и Л.Р. Гребенникова. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Одним из важнейших принципов теории социально-психической адаптации личности Налчаджян считает следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Следует различать три их основные разновидности: а) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов; в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов. Таким образом, принимая встречающуюся в психологической литературе классификацию адаптивных механизмов на защитные и незащитные, Налчаджян распространяет ее на адаптивные комплексы и дополняет эту классификацию средним, смешанным типом адаптивного комплекса, соответственно – адаптивного процесса и адаптированности, которые осуществляются смешанными адаптивными комплексами.

Налчаджян А.А. предлагает – наиболее общую – классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.

А. Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная.

Нормальной защитной адаптацией называют те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.

Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений. Они осуществляются без участия известных защитных механизмов, т.е. с помощью незащитных адаптивных комплексов. Для достижения адаптированности в условиях возникновения нефрустрирующих проблемных ситуаций используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования и целеполагания, групповые социально-психологические механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости (в частности, конформного поведения, но без привлечения ЗМ), процессы общения и обмена информацией, интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.

Смешанный, защитно-незащитный тип социально-психической адаптации личности осуществляется в тех проблемных ситуациях, в которых она частично фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами, связанными с ее социальными ролями.

Б. Девиантная адаптация (те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением).

Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

В. Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов [32; 33-37].

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов