Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

Яницкий М.С.  проводил изучение содержания основных психологических механизмов адаптации к процессу обучения в вузе. Наиболее часто определялись следующие четыре типа интрапсихической адаптации: обесценивание исходных потребностей, вытеснение, концептуализация в форме вторичного контроля эмоций, отрицание.

Студенты, преимущественным психологическим механизмом которых являлось вытеснение или отрицание, на первом году обучения составили более половины всех исследуемых, однако на втором курсе их процент сократился более чем на одну треть, а две трети второкурсников относились к двум основным типам адаптации: снижение уровня побуждений, либо формирование ригидных концепций. Это свидетельствует, с одной стороны, о постепенной смене механизмов адаптации на более мощные, а также об уменьшении числа студентов, которым свойственны несколько незрелые и инфантильные поведенческие реакции, вследствие естественного взросления и личностного роста в процессе обучения и социализации в вузе.

На основе результатов проведенного исследования был сделан вывод о том, что существуют два основных психологических механизма адаптации к процессу обучения в вузе: обесценивание исходных потребностей и концептуализация в форме вторичного контроля эмоций. Данные механизмы адаптации соответствуют описанным Л.Н. Собчик двум типам реагирования, разработанная типология которой "базируется на сопоставлении контрастных свойств: интроверсия - экстраверсия, тревожность - агрессивность, лабильность - ригидность, сензитивность - спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активированность - инактивированность, лабильность - инертность, динамичность возбуждения - динамичность торможения, и с типами высшей нервной деятельности - сильным и слабым". Такое деление согласуется и с положением К.Г. Юнга о том, что "в природе существуют два фундаментально различных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма - ... специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интраверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение" [цит. по 51; 285]. 
Указанные два основных механизма приспособления имеют различное содержание как на собственно психологическом, так и на социально-психологическом и психофизиологическом уровнях регуляции функционального процесса адаптации к условиям обучения в вузе.

Студенты, преимущественным механизмом адаптации которых являются обесценивание исходных потребностей, отличаются меньшей удовлетворенностью взаимоотношениями с товарищами по учебе, психологическим климатом факультета и качеством преподавания. Все студенты этой группы испытывают сомнения в правильности сделанного ими профессионального выбора. Данные социально-психологические особенности обусловлены большей выраженностью у них сензитивных и психастенических черт, что в поведении отражается склонностью предъявлять завышенные моральные и этические требования как к самому себе, так и к окружающим, а также неуверенностью в себе и трудностью принятия решений. 
Студенты с преобладанием механизма вторичного контроля эмоций декларируют большую удовлетворенность социальными контактами. Это подтверждается и проведенными ранее исследованиями, которые свидетельствуют о большей эффективности стенического типа реагирования, т.к. "подобные черты ... способствуют социальной адаптации к условиям обучения". Более высокий уровень показателей социальной адаптации у таких студентов объясняется активностью, принципиальностью, жизнерадостностью, инициативностью, высокой общественной активностью. Однако как уже отмечалось, при акцентировании черт аффективной ригидности характерно преобладание экстрапунитивных реакций, возникновение подозрительности, недоверчивости, обидчивости. Можно предположить, что усиление выраженности этих особенностей обусловило более низкую удовлетворенность выбором места обучения по сравнению с другими студентами.

В своей работе «Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов ВУЗа» Агличева Ирина Владимировна [1; 6] доказала, что «сохранность личностной адаптации или нарастание проявлений дезадаптации у студентов зависят от структуры личности, преобладания позитивных или деструктивных механизмов ПЗ, от выраженности позитивных или негативных копинг-механизмов…».  Проведенный ею психолого-математический анализ испытуемых двух сравниваемых групп на достоверном уровне подтвердил гипотезу о том, что студенты с адекватной адаптацией характеризуются наличием устойчивых механизмов позитивной ПЗ (компенсация, рационализация), при наличии же стойких проявлений дезадаптационных процессов была выявлена взаимосвязь с такими защитами, как регрессия, вытеснение и компенсация.

Выводы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что феномен СПА является сложным и противоречивым. Проблема взаимосвязи адаптации и защитных механизмов является актуальной и находит свое выражение в трудах многих психологов. Изучение психологических механизмов дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать адаптивный потенциал личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Защитные механизмы в студенческом  возрасте.

 

На разных этапах жизненного пути разные механизмы важны в неодинаковой степени. В детстве ребенок использует преимущественно простые стратегии ПЗ, такие как отрицание неприемлемых побуждений или угрозы для Я-образа. В дальнейшем люди защищают свое Я с помощью более сложных стратегий, таких как сублимация, позволяющая ставить социально приемлемые цели. Таким образом, в процессе развития механизмы защиты варьируют, при этом одни защитные стратегии (например, сублимация) рассматриваются как более зрелые, чем другие (например, отрицание).

Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Юношеский возраст подразумевает признаки роста внутреннего «Я», способность проявлять и сохранять свою индивидуальность. Последовательное формирование интеллекта, логической памяти, произвольного внимания, высших эмоций — все это преображает не только внешний облик человека, но и весь рисунок его поведения. Особенно часто в этот период человек задает себе такие вопросы, как: «Кто я?», «Кем я хочу стать?», «Каким я хочу стать?». Появляется интерес к психологии, растет интерес к другим людям, их внутреннему миру, проявляется склонность сравнивать себя с другими, происходит движение от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Это время, когда всерьез начинают задумываться над смыслом жизни.

Еще одна особенность этого возраста состоит в том, что отношение молодых людей с окружающими обостряется в силу не только психологических, но и биологических причин: изменение гормонального обмена вызывают повышенную возбудимость и раздражительность. Половое созревание побуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, может обостряться проблема медленного или слишком быстрого роста, комплекции, прически, одежды и т.д. дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особенно конфликтный и напряженный [15; 267-269].

Следует обратить внимание на то, что у представителей юношеского/студенческого возраста практически не изучались механизмы ПЗ. В течение последнего десятилетия достаточно активно ведется изучение механизмов ПЗ у лиц с различными отклонениями: у больных с нервно-психическими (неврозы); психосоматическими (язвенная болезнь, сердечная недостаточность, ревматоидный артрит) расстройствами, а также у больных хроническим алкоголизмом и психической патологией (шизофрения) [46; 56]. Механизмы ПЗ у здоровых людей стали изучаться в последнее время.

Итак, какие же ПЗ механизмы характерны для студенческого возраста. Для раскрытия этого вопроса обратимся к ряду авторов, занимающихся исследованиями в данной области.

Изучением вопроса представленности ЗМ в препубертатном периоде занимались Ландер, Гринейкр, Шпигель и др.

Общеизвестным механизмом в юности является отрицание всех инстинктивных побуждений, так называемый "аскетизм". Индивид с подозрением относится к наслаждениям вообще и ограничивает желания суровыми запретами наподобие воспитания строгими родителями в раннем детстве. Неприятие инстинктивных желаний имеет тенденцию распространяться даже на обычные физические потребности (избегание общества сверстников, уклонение от участия в любых мероприятиях, хождение в несоответствующей одежде, отказ от вкусной пищи, ограничение в сне и т.д.)

Вторым ЗМ в юности является интеллектуализация. Цель аскетизма – просто держать ид в определенных пределах, накладывая запреты. Цель интеллектуализации состоит в тесном связывании инстинктивных процессов с идейным содержанием, чтобы допустить их в сознание и взять под контроль. Зарождается этот механизм в результате повышения эффективности функционирования интеллекта [9; 157].

В исследовании Каменской В.Г. и Зверевой С.В. проводилось изучение психологического пола, ПЗ, уровня экста-, интроверсии и нейротизма на примере подростково-юношеской выборки. Были выявлены следующие особенности иерархии ПЗ. Ведущей ПЗ у подростков, так и у юношей является проекция. Следующим ЗМ в иерархии испытуемых  подростково-юношеского возраста оказалась такая высшая ПЗ, как рационализация. Третью и четвертую позиции в иерархии ПЗ 11-12-летних также занимают высшие защиты – гиперкомпенсация и компенсация. У 16-17-летних компенсация сохраняет свою позицию в иерархии,  гиперкомпенсация перемещается в конец структуры, что отражает минимальное ее использование. На четвертой позиции у выпускников школы находится такой примитивный ЗМ, как регрессия. Еще одна из примитивных ПЗ – вытеснение, также часто используется 16-17-летними, занимая шестую позицию в иерархии, тогда как у 11-12-летних она оказывается самой последней. Таким образом, как это ни парадоксально, но подростки 11-12 лет характеризуются более «взрослой», т.е. зрелой иерархией психологических механизмов по сравнению с 16-17-летними. Авторы данной статьи указывают на то, что частое использование примитивных защит лицами юношеского возраста может объясняться невротизацией вследствие неопределенности социального статуса, связанного с решением актуальной для них проблемы личностного и профессионального самоопределения [22; 84].

Объектом исследования другого автора стали студенты первых-четвертых курсов (в возрасте от 15 до 19 лет). Обработка полученных данных показала, что преобладающим механизмом ПЗ у исследуемых студентов является: интеллектуализация, отрицание, вытеснение и реактивное образование. У студентов в возрасте от 15 до 17 лет преобладают такие механизмы защиты как: отрицание, затем вытеснение, интеллектуализация и реактивное образование. Студенты в возрасте от 18 до 19 лет показали, что у них преобладают такие механизмы ПЗ как: вытеснение, регрессия, интеллектуализация. Настораживает тот факт, что у студентов старших курсов начинает возрастать показатель такого механизма, как регрессия [46; 11].

Результаты исследования Тулупьевой Т.В. показали, что в юношеском возрасте присутствуют все виды ПЗ, однако степень их выраженности неодинакова. Наиболее выражен в этом возрасте такой вид ПЗ, как проекция. Автор связывает это с влиянием  родительского  механизма воздействия на ребенка – воспитанием на примере. Вторую причину исследователь видит в том, что в юношеском возрасте юноши и девушки выбирают для себя идеал, пример для подражания, которому они пытаются следовать. Следующим по интенсивности выраженности является рационализация. А последние места занимают регрессия, замещение и вытеснение. Проведенный Тулупьевой Т.В. анализ показал, что существуют возрастные изменения интенсивности видов ПЗ, однако эти изменения разные для различных ЗМ. Корреляционную связь с возрастом имеют такие виды ПЗ, как вытеснение, замещение, реактивное образование, проекция и рационализация. С увеличением возраста уменьшается вытеснение и проекция. С возрастом больше всего увеличивается реактивное образование. Регрессия и компенсация не имеют корреляционной связи с возрастом, однако более глубокий анализ показывает, что эти виды защиты имеют своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность их проявления больше всего. Полученные автором данные свидетельствуют, что 16 лет – возраст максимального проявления регрессии и компенсации. Кроме того, реактивное образование и проекция в этом возрасте также выражены сильнее.

Выводы.

Таким образом, ознакомившись с результатами ряда исследователей, можно сделать вывод  о том, что уровень интенсивности функционирования различных механизмов ПЗ в юношеском возрасте неодинаков, наиболее интенсивно проявляются в этом возрасте такие ЗМ, как проекция и рационализация; что юношеский/студенческий возраст является наиболее сложным, так как этот период связан с решением сложнейших проблем по личностному и профессиональному самоопределению.

 

Выводы по Главе 1

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов