Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа
Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.
Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………
Этапы практического исследования.
На первом этапе мы провели обследование 64 студентов на предмет выраженности признаков адаптации, а также изучения особенностей выбора типа психологических защит.
На втором этапе проводилась математическая и статистическая обработка полученных данных. На основании всех результатов сделаны обобщающие выводы, а также предложен ряд рекомендаций по оптимизации набора защит/по повышению уровня социально-психологической адаптации.
2.2. Изучение особенностей социальн
Общие результаты по измерению СПА по К. Роджерсу и Р. Даймонду представлены в обобщенных таблицах (см. Приложение 1 и 2).
Для решения поставленной задачи, а именно изучения взаимосвязи между уровнем СПА и особенностями действия ЗМ, общий объем выборки (64 человека) был поделен на 2 группы: группа, включающая студентов 1 и 5 курсов, с низким уровнем адаптации и группа – с высоким уровнем адаптации.
За отправную точку деления взят интегральный показатель «Адаптация», который является общим, т.е. включает в себя основные структурные компоненты СПА, такие как принятие себя, непринятие себя, ведомость, доминантность, внешний, внутренний контроль и др. Следующим шагом было выделение минимального и максимального интегрального показателя, выраженного в процентах. Среднее значение которых и стало центром выделения подгрупп. Для студентов 1 курса граница деления – 56.90%: ниже – низкий уровень СПА, выше – высокий уровень СПА. Группа с низким уровнем
составила 13 испытуемых, с высоким –
21. Для студентов 5 курса граница деления
находилась на отметке в 58.22%. Группа с
низким уровнем СПА составила 12 человек,
с высоким – 18. На круговых диаграммах,
приведенных ниже (рис. 1,2), представлено
процентное соотношение лиц с высоким
и низким уровнем СПА на 1 и 5 курсах.
Рис. 1 Процентное соотношение студентов Рис. 2. Процентное соотношение студентов
1 курса с низким и высоким
уровнем СПА.
5 курса с низким и высоким
уровнем СПА.
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов.
Опросник «Индекс жизненного стиля» позволяет выявить 2 особенности действия ЗМ, это ведущий тип защиты и напряженность защит (частота использования/применения). Рассмотрим результаты математической обработки этого опросника на нашей выборке студентов.
Результаты экспериментального исследования ЗМ у студентов 1 и 5 курсов представлены в сводной диаграмме (рис. 3) и в таблице 2.
На представленной диаграмме видно, что в половине случаев напряженность ЗМ превышает нормы (50%), что равнозначно как для студентов 1, так и для студентов 5 курса.
Статистическая обработка данных (с помощью критерия Стьюдента) показала, что практически достоверных различий в уровне напряженности/выраженности ЗМ между группой студентов 1 курса и студентов 5 курса нет. Группы 1 и 5 курсов различаются по интенсивности такого ЗМ, как компенсация (t = 2.23; n = 64; t = {2.00-2.63-3.46}; p <= 0.05).
Таблица 2.
Иерархия психологических защитных механизмов (в %) у студентов 1 и 5 курсов.
17-18-летние (1 курс) |
21-22-летние (5 курс) |
1. Компенсация – 59.41 2. Проекция – 59.28 3. Регрессия – 55.25 4. Рационализация – 54.65 5. Реактивное образование – 45.29 6. Отрицание – 44.34 7. Замещение – 31.90 8. Вытеснение – 26.72 Общая напряженность – 47.11 |
1. Рационализация – 57.22 2. Проекция – 54.87 3. Реактивное образование – 52.67 4. Регрессия – 52.38 5. Компенсация – 48.67 6. Отрицание – 45.38 7. Замещение – 25.90 8. Вытеснение – 21.67 Общая напряженность – 44.85 |
Рис. 3. Сводная диаграмма 1 и 5 курса выраженности защитных механизмов.
Ведущим ЗМ у студентов 1 курса является компенсация, среднегрупповое значение которой 59.41%; у 5 курса - рационализация (57.22%).
Компенсация является одним из наиболее эффективных и когнитивно сложных ЗМ, который развивается и используется, как правило, сознательно. При анализе представленных иерархий следует отметить, что компенсация может формироваться у личности только в том случае, если в ее мотивационной структуре наличествуют такие потребности, как мотивация саморазвития и самореализации [23; 128]. У студентов 5 курса компенсация находится на 5 позиции (48.67%). Исходя из учета занимаемых ею позиций, можно предположить, что у студентов 1 курса потребности в саморазвитии и самореализации выражены в большей степени, чем у студентов 5 курса.
Рационализация считается многими авторами (Мак-Вильямс Н., Романова Е.С., Гребенников В.Г. и др.) зрелым ЗМ. Этот ЗМ имеет свои плюсы и минусы (Назарова И.Э.). К плюсам можно отнести следующие положения. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Она позволяет сохранить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в ситуациях, которые несут в себе нелицеприятную информацию. Рационализация меняет отношение к релевантному предмету, позволяя ничего не менять в себе. Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ «остаться в стаде» и чувствовать себя личностью [цит. по 51; 657]. В минусах Назарова И.Э. отмечает, что использование рационализации не решает проблему, из-за которой защита и возникла. Происходит «отодвигание» конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Рационализация, обслуживая желание выглядеть перед собой и другими лучше, чем на самом деле, даже усугубляет проблемы, замедляет, если вообще не останавливает личностный рост. Упрощает внутренний мир личности, мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может объяснить и предвидеть. Не остается места для удивления и чудес. Человек становится глух и слеп к тому, что не попадает в прокрустово ложе логических объяснений, что особенно пагубно для будущих психологов. Д.Г. Трупов считает, что чрезмерное использование рационализации у практических психологов является последствием профессиональной деформации. У первокурсников данная защита находится на четвертом месте (54.65%), но следует обратить внимание на то, что напряженность ее превышает норму.
Проекция занимает второе место в иерархии как на 1 курсе, так и на 5, со значениями 59.28 и 54.87 соответственно. Р. Плутчик относит эту защиту в разряд примитивных, но в данном случае мы скорее будем придерживаться точки зрения Т. Шибутани [цит. по 32], который считает, что «проецирование есть форма принятия роли», роли «студента» и роли «профессионала» соответственно.
На третьем месте у первокурсников находится ЗМ регрессия (55.25%); у студентов 5 курса на третьем месте – реактивное образование (52.67%)
Столь высокое положение регрессии в иерархии ЗМ у первокурсников можно объяснить трудностями социального положения. Вчерашние школьники, придя в университет, сталкиваются с проблемой адаптации к условиям ВУЗа. Здесь можно опереться на взгляды Каменской В.Г., которая пишет о том, что регрессия является эффективным средством для снятия чувства страха, неловкости или недоумения, часто возникающих в ситуациях первичной адаптации студентов к условиям обучения (напр., в ситуациях общения с преподавателями и сверстниками).
Следует обратить внимание на то, что регрессия в качестве доминирующей в структуре системы ЗМ может затруднить развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, устойчивость и упорство при достижении поставленных перед собой целей. У пятикурсников регрессия занимает четвертое место (52.38%) в системе ЗМ.
Можно предположить, что появление реактивного образования в данной группе не случайно, если иметь в виду ее гендерный аспект (29 девушек и 1 юноша), а также истоки формирования этой защиты (ответ на противоречие между естественным проявлением влечения и радости от телесных контактов и религиозным запретом на их открытое проявление). Реактивное образование регулирует паритетные отношения партнеров по деятельности/в данном случае речь идет об учебной деятельности/ и в зависимости от развития событий не исключает смену знака отношения с отрицательного на положительное.
Следует отметить, что в современную эпоху индивидуализма и конкуренции, формирования новых социальных ролей и стереотипов у женщин, как и у мужчин реактивное образование действует в ситуациях получения телесных удовольствий, регулируя не только сексуальные потребности, но и мотивацию активно-оборонительного поведения и общения.
Проявления характерные при интенсивном применении данной защиты, описанные Каменской В.Г., полностью совпадают с наблюдаемыми нами межличностными отношениями, сложившимися к 5 курсу. К ним относятся: демонстративное дружелюбие, способность к объединению с себе подобными, социабельность в сочетании с мотивационной неустойчивостью и противоречивостью в оценках и взглядах. Нестабильность оценочных суждений и мнений наиболее наглядна в ситуациях внешнего конфликта, когда обладатель реактивного образования в предчувствии своего проигрыша резко меняет тактику поведения на прямо противоположную, отстаивая с эмоциональной убежденностью иную точку зрения по сравнению с той, которой придерживался ранее.
Примечательным является тот факт, что отрицание (44.34% и 45.38%), замещение (31.90% и 25.90%) и вытеснение (26.77% и 21.67%) занимают последние места. Данные ЗМ являются незрелыми, а их напряженность не превышает норму, что может свидетельствовать о достаточном уровне зрелости личности.
Выводы.
Таким образом, проведенный выше анализ позволяет нам говорить о том, что существующая иерархия ЗМ у студентов 1 курса на первых позициях содержит более примитивные, незрелые механизмы ПЗ, чем иерархия у студентов 5 курса. Кроме того, у студентов 1 курса напряженность защит превышает норму у таких психологических механизмов как, регрессия, проекция, компенсация, рационализация, у пятикурсников же – у регрессии, проекции, реактивного образования, рационализации.
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде.
Для проверки достоверности второй рабочей гипотезы о динамике различий выраженности ЗМ в юношеском периоде были выделены 4 группы: 1 – 17-летние; 2 – 18-летние; 3 – 21-летние; 4 – 22-летние. Статистическая обработка проводилась с помощью r-критерия Пирсона. Полученные результаты представлены в диаграмме (см. Приложение 3).
Проведенный анализ показал, что существуют возрастные изменения интенсивности видов ПЗ, однако эти изменения разные для различных механизмов. Корреляционную связь с возрастом имеет компенсация (r = -0,27, р <=0,05). С увеличением возраста уменьшается компенсация, можно предположить, что это связано с успешным принятием социальной роли.
Остальные ЗМ не имеют корреляционной связи с возрастом, однако более глубокий анализ показывает, что все виды защиты имеют своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность их проявления больше всего (Тулупьева Т.В.). Полученные данные свидетельствуют о том, что 17 лет – возраст максимального проявления вытеснения, регрессии, замещения, компенсации; 18 лет – отрицания и проекции; 22 года – реактивного образования и рационализации. Таким образом, поскольку ПЗ увеличивается в критические, тревожные периоды, возраст 17 лет является наиболее сложным и насыщенным, как примитивными, так и зрелыми ЗМ, что свидетельствует о наличии внутренних противоречий и конфликтов. Вероятно, причина кроется в том, что этот период связан с решением проблем первичной адаптации (вхождение в новую образовательную среду, принятие новой социальной роли студента ВУЗа и др.).
Тщательный анализ результатов, представленных в диаграмме, позволяет предположить ряд закономерностей:
- интенсивность ЗМ вытеснения, замещения, компенсации имеет неустойчивый характер с тенденцией к снижению;
- интенсивность ЗМ регрессии, отрицания, проекции, рационализации с возрастом имеет тенденцию к увеличению;
- интенсивность реактивного образования с возрастом умеет устойчивую тенденцию к повышению.
Данные закономерности не получили своего подтверждения с помощью статистической обработки, возможно это связано с тем, что в исследуемой выборке представлены не все возрастные группы (19, 20 лет).
Выводы.
Наша гипотеза о том, что на разных возрастных этапах на передний план выступают различные ЗМ, подтвердилась лишь относительно защитного механизма компенсации. С другими механизмами корреляционной связи на наблюдается. Также для каждой защиты был выделен своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность защиты больше всего. Для дальнейшего изучения и подтверждения был выдвинут ряд общих закономерностей о динамике выраженности ПЗ с возрастом.
2.5. Изучение взаимосвязи уровня
социально-психологической адап
Изначально по результатам диагностики СПА было выделено две группы с низким уровнем и высоким уровнем СПА. Для более тщательного анализа также были выделены на каждом курсе по две группы: на первом курсе группы с низким и высоким уровнем СПА и на пятом курсе группы с низким и высоким уровнем СПА. Итого было выделено и подвергнуто анализу 6 групп.
Результаты статистической обработки по Пирсону представлены в таблице 2-7 (см. Приложение 4).
Таблица 3.
Поведенческие особенности действия ЗМ у студентов с высоким уровнем СПА на 1 и 5 курсах.
Высокий уровень СПА | |
1 курс |
5 курс |
|
|