Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

 

Этапы практического исследования.

На первом этапе мы провели обследование 64 студентов  на предмет выраженности признаков адаптации, а также изучения особенностей выбора типа психологических защит.

На втором этапе проводилась математическая и статистическая обработка полученных данных. На основании всех результатов сделаны обобщающие выводы, а также предложен ряд рекомендаций по оптимизации набора защит/по повышению уровня социально-психологической адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов.

 

Общие результаты по измерению СПА по К. Роджерсу и Р.  Даймонду представлены в обобщенных таблицах (см. Приложение 1 и 2).

Для решения поставленной задачи, а именно изучения взаимосвязи между уровнем СПА и особенностями действия ЗМ, общий объем выборки (64 человека) был поделен на 2 группы: группа, включающая студентов 1 и 5 курсов, с низким уровнем адаптации и группа – с высоким уровнем адаптации.

За отправную точку деления взят интегральный показатель «Адаптация», который является общим, т.е. включает в себя основные структурные компоненты СПА, такие как принятие себя, непринятие себя, ведомость, доминантность, внешний, внутренний контроль и др. Следующим шагом было выделение минимального и максимального интегрального показателя, выраженного в процентах. Среднее значение которых и стало центром выделения подгрупп.  Для студентов 1 курса граница деления – 56.90%: ниже – низкий уровень СПА, выше – высокий уровень СПА. Группа с низким уровнем

составила 13 испытуемых, с высоким – 21. Для студентов 5 курса граница деления находилась на отметке в 58.22%. Группа с низким уровнем СПА составила 12 человек, с высоким – 18. На круговых диаграммах, приведенных ниже (рис. 1,2), представлено процентное соотношение лиц с высоким и низким уровнем СПА на 1 и 5 курсах.                            

 

Рис. 1 Процентное соотношение студентов            Рис. 2. Процентное соотношение студентов          

1 курса с низким и высоким  уровнем СПА.            5 курса с низким и высоким  уровнем СПА.                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Изучение защитных механизмов  у студентов.

 

Опросник «Индекс жизненного стиля» позволяет выявить 2 особенности действия ЗМ, это ведущий тип защиты и напряженность защит (частота использования/применения). Рассмотрим результаты математической обработки этого опросника на нашей выборке студентов.

Результаты экспериментального исследования ЗМ у студентов 1 и 5 курсов представлены в сводной диаграмме  (рис. 3) и в таблице 2.

На представленной диаграмме видно, что в половине случаев напряженность ЗМ превышает нормы (50%), что равнозначно как для студентов 1, так и для студентов 5 курса.

Статистическая обработка данных (с помощью критерия Стьюдента) показала, что практически  достоверных различий в уровне напряженности/выраженности  ЗМ между группой студентов 1 курса и студентов 5 курса нет. Группы 1 и 5 курсов различаются по интенсивности такого ЗМ, как компенсация (t  = 2.23; n = 64; t  = {2.00-2.63-3.46}; p <= 0.05). 

Таблица 2.

Иерархия психологических защитных механизмов (в  %) у студентов 1 и 5 курсов.

17-18-летние (1 курс)

21-22-летние (5 курс)

1. Компенсация – 59.41

2. Проекция – 59.28

3. Регрессия – 55.25

4. Рационализация – 54.65

5. Реактивное образование – 45.29

6. Отрицание – 44.34

7. Замещение – 31.90

8. Вытеснение – 26.72

Общая напряженность – 47.11

1. Рационализация – 57.22

2. Проекция – 54.87

3. Реактивное образование – 52.67

4. Регрессия – 52.38

5. Компенсация – 48.67

6. Отрицание – 45.38

7. Замещение – 25.90

8. Вытеснение – 21.67

Общая напряженность – 44.85


 

Рис. 3. Сводная диаграмма  1 и 5 курса выраженности защитных механизмов.

Ведущим ЗМ у студентов 1 курса является компенсация, среднегрупповое значение которой 59.41%; у 5 курса  - рационализация (57.22%).

Компенсация является одним из наиболее эффективных и когнитивно сложных ЗМ, который развивается и используется, как правило, сознательно. При анализе представленных иерархий следует отметить, что компенсация может формироваться у личности только в том случае, если в ее мотивационной структуре наличествуют такие потребности, как мотивация саморазвития и самореализации [23; 128]. У студентов 5 курса компенсация находится на 5 позиции (48.67%). Исходя из учета занимаемых ею позиций, можно предположить, что у студентов 1 курса потребности в саморазвитии и самореализации выражены в большей степени, чем у студентов 5 курса.

Рационализация считается многими авторами (Мак-Вильямс Н., Романова Е.С., Гребенников В.Г. и др.) зрелым ЗМ. Этот ЗМ имеет свои плюсы и минусы (Назарова И.Э.). К плюсам можно отнести следующие положения. Мир предстает стройным, логически обоснованным, предсказуемым, прогнозируемым. Рационализация придает уверенность, снимает тревогу, напряжение. Она позволяет сохранить самоуважение, «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в ситуациях, которые несут в себе нелицеприятную информацию. Рационализация меняет отношение к релевантному предмету, позволяя ничего не менять в себе. Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ «остаться в стаде» и чувствовать себя личностью [цит. по 51; 657]. В минусах Назарова И.Э. отмечает, что использование рационализации не решает проблему, из-за которой защита и возникла. Происходит «отодвигание» конструктивного решения проблемы во времени или в пространстве. Рационализация, обслуживая желание выглядеть перед собой и другими лучше, чем на самом деле, даже усугубляет проблемы, замедляет, если вообще не останавливает личностный рост. Упрощает внутренний мир личности, мышление становится шаблонным, ригидным, используются одни и те же схемы объяснения, быстро, без задержки навешиваются ярлыки, человек все знает, все может объяснить и предвидеть. Не остается места для удивления и чудес. Человек становится глух и слеп к тому, что не попадает в прокрустово ложе логических объяснений, что особенно пагубно для будущих психологов. Д.Г. Трупов считает, что чрезмерное использование рационализации у практических психологов является  последствием профессиональной деформации. У первокурсников данная защита находится на четвертом месте (54.65%), но следует  обратить внимание на то, что напряженность ее превышает норму. 

Проекция занимает второе место в иерархии как на 1 курсе, так и на 5, со значениями 59.28 и 54.87 соответственно. Р. Плутчик относит эту защиту в разряд примитивных, но в данном случае мы скорее будем придерживаться точки зрения Т. Шибутани [цит. по 32], который считает, что «проецирование есть форма принятия роли», роли «студента» и роли «профессионала» соответственно.

На третьем месте у первокурсников находится ЗМ регрессия (55.25%); у студентов 5 курса на третьем месте – реактивное образование (52.67%)

Столь высокое положение регрессии в иерархии ЗМ у первокурсников можно объяснить трудностями социального положения. Вчерашние школьники, придя в университет, сталкиваются с проблемой адаптации к условиям ВУЗа. Здесь можно опереться на взгляды Каменской В.Г., которая пишет о том, что регрессия является эффективным средством для снятия чувства страха, неловкости или недоумения, часто возникающих в ситуациях первичной адаптации студентов к условиям обучения (напр., в ситуациях общения с преподавателями и сверстниками).

Следует обратить внимание на то, что регрессия в качестве доминирующей в структуре системы ЗМ может затруднить развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, устойчивость и упорство при достижении поставленных перед собой целей. У пятикурсников регрессия занимает четвертое место (52.38%) в системе ЗМ.

Можно предположить, что появление реактивного образования в данной группе не случайно, если иметь в виду ее гендерный аспект (29 девушек и 1 юноша), а также истоки формирования этой защиты (ответ на противоречие между естественным проявлением влечения и радости от телесных контактов и религиозным запретом на их открытое проявление). Реактивное образование регулирует паритетные отношения партнеров по деятельности/в данном случае речь идет об учебной деятельности/ и в зависимости от развития событий не исключает смену знака отношения с отрицательного на положительное.

Следует отметить, что в современную эпоху индивидуализма и конкуренции, формирования новых социальных ролей и стереотипов у женщин, как и у мужчин реактивное образование действует в ситуациях получения телесных удовольствий, регулируя не только сексуальные потребности, но и мотивацию активно-оборонительного поведения и общения.

Проявления характерные при интенсивном применении данной защиты, описанные Каменской В.Г., полностью совпадают с наблюдаемыми нами межличностными отношениями, сложившимися к 5 курсу. К ним относятся:  демонстративное дружелюбие, способность к объединению с себе подобными, социабельность в сочетании с мотивационной неустойчивостью и противоречивостью в оценках и взглядах.  Нестабильность оценочных суждений и мнений наиболее наглядна в ситуациях внешнего конфликта, когда обладатель реактивного образования в предчувствии своего проигрыша резко меняет тактику поведения на прямо противоположную, отстаивая с эмоциональной убежденностью иную точку зрения по сравнению с той, которой придерживался ранее.

Примечательным является тот факт, что отрицание (44.34% и 45.38%), замещение (31.90% и 25.90%) и вытеснение (26.77% и 21.67%) занимают последние места. Данные ЗМ являются незрелыми, а их напряженность не превышает норму, что может свидетельствовать о достаточном уровне зрелости личности.

Выводы.

Таким образом, проведенный выше анализ позволяет нам говорить о том, что существующая иерархия ЗМ у студентов 1 курса на первых позициях содержит более примитивные, незрелые  механизмы ПЗ, чем иерархия у студентов 5 курса. Кроме того, у студентов 1 курса напряженность защит превышает норму у таких психологических  механизмов как, регрессия, проекция, компенсация, рационализация, у пятикурсников же –  у регрессии, проекции, реактивного образования, рационализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.  Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде.

 

Для проверки достоверности второй рабочей гипотезы о динамике различий  выраженности ЗМ в юношеском периоде были выделены 4 группы: 1 – 17-летние; 2 – 18-летние; 3 – 21-летние; 4 – 22-летние. Статистическая обработка проводилась с помощью r-критерия Пирсона. Полученные результаты представлены в диаграмме (см. Приложение 3).

Проведенный анализ показал, что существуют возрастные изменения интенсивности видов ПЗ, однако эти изменения разные для различных механизмов. Корреляционную связь с возрастом имеет компенсация (r = -0,27, р <=0,05). С увеличением возраста уменьшается компенсация, можно предположить, что это связано с успешным принятием социальной роли.

Остальные ЗМ не имеют корреляционной связи с возрастом, однако более глубокий анализ показывает, что все виды защиты имеют своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность их проявления больше всего (Тулупьева  Т.В.). Полученные данные свидетельствуют о том, что 17 лет – возраст максимального проявления вытеснения,  регрессии, замещения, компенсации; 18 лет – отрицания и проекции; 22 года – реактивного образования и рационализации. Таким образом, поскольку ПЗ увеличивается в критические, тревожные периоды, возраст 17 лет является наиболее сложным и насыщенным, как примитивными, так и зрелыми ЗМ, что свидетельствует о наличии внутренних противоречий и конфликтов. Вероятно, причина кроется в том, что этот период связан с решением проблем первичной адаптации (вхождение в новую образовательную среду, принятие новой социальной роли студента ВУЗа и др.).

Тщательный анализ результатов, представленных в диаграмме, позволяет предположить ряд закономерностей:

- интенсивность ЗМ вытеснения, замещения, компенсации имеет неустойчивый характер с тенденцией к снижению;

- интенсивность ЗМ регрессии, отрицания, проекции, рационализации с возрастом имеет тенденцию к увеличению;

  - интенсивность реактивного  образования  с возрастом умеет  устойчивую тенденцию к повышению.

Данные закономерности не получили своего подтверждения с помощью статистической обработки, возможно это связано с тем, что в исследуемой выборке представлены не все возрастные группы (19, 20 лет).

Выводы.

Наша гипотеза о том, что на разных возрастных этапах на передний план выступают различные ЗМ, подтвердилась лишь относительно защитного механизма компенсации. С другими механизмами корреляционной связи на наблюдается. Также для каждой защиты был выделен своеобразный «критический» возраст, когда интенсивность защиты больше всего. Для дальнейшего изучения и подтверждения был выдвинут ряд общих закономерностей о динамике выраженности ПЗ с возрастом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Изучение взаимосвязи уровня  социально-психологической адаптации и защитных механизмов.

 

Изначально по результатам диагностики СПА было выделено две группы с низким уровнем и высоким уровнем СПА.   Для более тщательного анализа также были выделены на каждом курсе по две группы: на первом курсе группы с низким и высоким уровнем  СПА и на пятом курсе группы с низким и высоким уровнем СПА. Итого было выделено и подвергнуто анализу 6 групп.

Результаты статистической обработки по Пирсону представлены в таблице 2-7 (см. Приложение 4).

Таблица 3.

 Поведенческие особенности действия ЗМ у студентов с высоким уровнем СПА на 1 и 5 курсах.

Высокий уровень СПА

1 курс

5 курс

  • мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации; фиксация внимания на поиске выхода из сложившихся обстоятельств (компенсация);
  • высокий уровень вербального интеллекта, развитые прогностические способности; мотивация познания и самопознания и сопровождающие их эмоции любопытство и любознательность; высокий уровень ответственности (рационализация);
  • позитивное отношение к себе, способность к эмпатии, привязанности, близости; способность идти на уступки во взаимоотношениях, противостояние социальному давлению, контроль поведения; наличие высокого уровня ответственности (замещение);
  • инфантилизм, мотивация пассивно-оборонительного поведения, неадекватная или сниженная самооценка (регрессия).
  • мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации; фиксация внимания на поиске выхода из сложившихся обстоятельств (компенсация);
  • позитивное отношение к себе, способность к эмпатии, привязанности, близости; способность идти на уступки во взаимоотношениях, противостояние социальному давлению, контроль поведения; наличие высокого уровня ответственности (замещение);
  • тревожным является тот факт, что регрессия остается и на 5 курсе (следует напомнить, что здесь речь идет именно о ненормативном использовании этой защиты).

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов