Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

 

Одной из первых поставленных нами задач была осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации. Остановимся на основных положениях теоретической части данной работы.

1. Впервые  о механизмах  ПЗ заговорил, употребив слово  «защита», и создал теорию ЗМ  «Я» З. Фрейд в 1894г. По его мнению  механизмы ПЗ являются врожденными, запускаются в экстремальной  ситуации и выполняют функцию  снятия внутреннего конфликта. А. Фрейд  (1936) сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах ПЗ, подчеркнула их оберегательный характер, проработала вопрос о последовательности созревания механизмов ПЗ и дала им определение.

2. Представители неофрейдизма сместили акцент с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, выделили объект защиты, отметили адаптивную и дезадаптивную функции ПЗ.

3. Значительный вклад  в развитие представлений о  ПЗ в отечественной психологии  внес Ф.Б. Бассин (1969). Он и его коллеги указали на расхождения с психоаналитической теорией в отношении частоты возникновения механизмов ПЗ в душевной жизни человека и объяснения их природы.

4. Современные исследования  механизмов ПЗ  представлены такими  авторами как Алексеев Б.Е., Арестова О.Н., Калинина Н.В., Каменская В.Г., Охотникова Н.А., Субботина Л.Ю., Улезко Е.Н. и др.

5. В настоящее время  нет однозначного определения  понятия ЗМ. Наиболее адекватным  в русле этого исследования  мы считаем следующее: «Механизмы  психологической защиты – это социальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта».

6. Все ЗМ обладают общими свойствами:  они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами       самообмана; они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека. Суждения о «нормативности» ЗМ выносятся по оценке таких характеристик как, адекватность, гибкость, зрелость.

7. Функции ПЗ, с одной  стороны, можно рассматривать как  позитивные, поскольку они предохраняют  личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные.

8. В данной работе  мы будем использовать классификацию  предложенную Р. Плутчиком в соавторстве  с Г. Келлерманом и Х.Контом, которую  они создали на основе разработанной ими модели механизмов защиты. Она включает в себя следующие ЗМ: замещение, отрицание, регрессию, реактивное образование, рационализацию, проекцию, вытеснение, компенсацию.

9. Существует несколько  подходов к пониманию проблемы  социально-психологической адаптации. Это необихевиористский (Г. Айзенк, Р. Хэнки, Дж. Вольп и Б. Скиннер), психоаналитический (З. и А. Фрейд, Г. Гартманн), философско-социологический (И.А. Милославова, М.И. Субий, С.В. Овдей), социально-психологический (А.Д. Глоточкин, Ж.Г. Сенокосов, М.П. Коробейников и др.) подходы и др. 

10. СПА является разновидностью  адаптации психологической. Термин  СПА характеризует сферу жизнедеятельности  человека, сферу психологических  его связей и отношений, к предметным  областям которой и происходит адаптация  психики.

11.   Источником СПА личности выступают её дезадаптационные состояния (адаптационные потребности), возникающие под влиянием изменений социально-психологических ситуаций в среде жизнедеятельности человека. Центральное место в системе адаптационных потребностей человека занимает потребность   его самоутверждения в системе межличностных отношений.

12. Феномен СПА является  сложным и противоречивым. Исходя  из анализа структурных компонентов  СПА К. Роджерса и Р. Даймонда  можно предположить следующее рабочее определение этого феномена: социально-психологическая адаптация – это процесс, имеющий многокомпонентную структуру, включающую такие показатели, как самоприятие, приятие других, эмоциональную комфортность, интернальность и стремление к доминированию.

13. Взаимосвязь адаптации  и ЗМ изучалась многими психологами. Интересной в этом плане является  теория А.А. Налчаджяна, работы Л.Н. Собчик, В. Г. Леонтьева, Ф.Б. Березина, М.С. Яницкого, И.В. Агличевой, Е. С. Романовой  и Л.Р. Гребенникова.  Изучение психологических механизмов дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать адаптивный потенциал личности.

14. Уровень интенсивности  функционирования различных механизмов  ПЗ в юношеском возрасте неодинаков, наиболее интенсивно проявляются в этом возрасте такие ЗМ, как проекция и рационализация; что юношеский/студенческий возраст является наиболее сложным, так как этот период связан с решением сложнейших проблем по личностному и профессиональному самоопределению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальная глава: изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов.

 

2.1. Организация исследования.

 

Цель - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.

Задачи практической части:

    1. Провести экспериментальное  исследование специфики защитных  механизмов в юношеском возрасте.

    2. Провести экспериментальное  исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

    3. Экспериментально  выявить и проанализировать соотношение  уровня социально-психологической  адаптации и особенностей действия  защитных механизмов.

    4. Разработать  рекомендации, направленные на повышение уровня социально-психологической адаптации/на оптимизацию набора защит у студентов с пониженным уровнем адаптации.

Предмет − взаимосвязь механизмов психологической защиты и уровня социально-психологической адаптации в студенческом возрасте.

Объект: механизмы психологической защиты.

Гипотезы: у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов; в разные годы юношеского периода на передний план выступают различные защитные механизмы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    • изучение и анализ психологической литературы  по проблеме исследования;
    • опросник Р. Плутчика – Х. Келлермана – Х. Конта, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (см. Приложение 8 и 9).
    • методы математической и статистической обработки данных.

Характеристика испытуемых. В нашем исследовании приняли участие 64 студента 1 и 5 курсов психологического факультета. Из них девушек 59 человек, юношей – 5.  Возрастной диапазон от 17до 22 лет. Средний возраст составил 19,5 лет.

 На 1 курсе исследование  прошло 34 человека, из них 4 юноши  и 30 девушек, в возрасте от 17 (24 человека) до 18 (10 человек) лет. Средний возраст  составил 17,5 лет.

 Группа 5 курса состояла  из 30 человек, из них 1 юноша и 29 девушек в возрасте от 21 (21 человек) до 22 (9 человек) лет. Средний возраст – 21,5 лет.

В процессе работы были выделены 2 подгруппы, одна из которых состояла из студентов 1и 5 курсов с высокими показателя адаптации, вторая – с пониженными показателями социально-психологической адаптации.

Методы исследования. С целью исследования комплекса механизмов ПЗ использовалась методика «Индекс жизненного стиля» (разработана Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Контом в 1979 году, см. Приложение 8). Для измерения уровня СПА был выбран авторский опросник К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника см. Приложение 9).

Опросник «Индекс жизненного стиля» многими авторами (Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников, Л.И. Вассерман и др.) признается наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим оценить степень напряженности каждого механизма защиты у конкретного испытуемого. В основу методики положены психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика и структурная теория личности Г. Келлермана.

«Психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика и структурная теория личности Г. Келлермана предполагают специфическую сеть взаимосвязей между различными уровнями личности: уровнем эмоций, защитой и диспозицией (наследственная предрасположенность к психическим заболеваниям). В теории Г. Келлермана пересекаются психоаналитические и социобиологические концепции, которые отражены в следующих  положениях о взаимосвязи ЗМ и эмоций.

Определенные механизмы ПЗ предназначены для регуляции определенных эмоций. Существует восемь основных механизмов ПЗ, которые взаимодействуют с восемью основными эмоциями. Основные механизмы ПЗ характеризуются с точки зрения качества, полярности и схожести. Существуют механизмы ПЗ другого типа, участвующие главным образом в формировании черт характера (так называемые идентификационные защиты). Основные диагностические типы образованы характерными для них стилями защиты; личность может пользоваться любой комбинацией механизмов защиты, все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха (цит. 11; 253)».

Выполненный в формате психологических тестов и соответствующий требованиям, предъявляемым к ним, указанный метод оценки выраженности эго-защитных механизмов кажется нам наиболее адекватным для поставленных исследовательских целей. Окончательный вариант методики, адаптированный в лаборатории клинической психологии и отделении наркологии Института им. В.М. Бехтерева, состоит из 97 вопросов, направленных на выявление восьми видов психологической защиты: отрицание, вытеснение, замещение, компенсацию, реактивное образование, проекцию, рационализацию, регрессию. Каждому из восьми механизмов ПЗ соответствует от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивида, которые обычно возникают в различных жизненных ситуациях. Ответы испытуемого («верно» или «неверно») фиксируются на бланке. Обработка полученных результатов осуществлялась в баллах в соответствии с ключом. Помимо этого подсчитывался показатель общей напряженности защит, представляющий собой процентное выражение общей суммы баллов, набранных испытуемым по всем восьми защитам от максимально возможной суммы баллов.

Опросник СПА содержит 101 высказывание. Обработка данных проходит в 2 этапа.

На первом этапе подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке для ответов по субшкалам бланка ключа. В опроснике 12 полярных субшкал: адаптивность – дезадаптивность; принятие себя – непринятие себя; принятие других – непринятие других; эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль – внешний контроль; доминирование – ведомость.

На втором этапе соотношение баллов парных шкал по специальным формулам позволяет вычислить интегральные показатели в процентах.

Таблица 1.

Формулы для расчета интегральных показателей.

Интегральные показатели

Формула расчета

Адаптация

А =(a/a+b)*100%

Самопринятие

S = (a/a+b)*100%

Принятие других

L = (1.2a/1.2a+b)*100%

Эмоциональная комфортность

E = (a/a+b)*100%

Интернальность

I = (a/a+1.4b)*100%

Стремление к доминированию

D = (2a/2a+b)*100%


 

Опросник СПА был выбран нами, так как позволяет получить более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей дифференцированности возможных вариантов ответа и подсчета интегральных показателей.

 Интерпретация шкал.

  1. Шкала «Самоприятие». Отражает степень дружественности – враждебности по отношению к собственному «Я». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. На негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.
  2. Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе - критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.
  3. Шкала “Эмоциональная комфортность”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. На позитивном плане - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
  4. Шкала “ Интернальность”. Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).
  5. Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели - склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов