Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

 

Выпускная квалификационная работа

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

(на примере студенческой выборки)

 

Научный руководитель –

кандидат психологических наук,

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург – 2007

 

Содержание                                                                                                                    

Введение……………………………………………………………………..........4     

Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7

1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7

1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12

   1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12

   1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13

   1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16

 1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21

 1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21

 1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27

1.4. Защитные механизмы  в студенческом возрасте…...……….….………….35

Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39

 Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42

2.1. Организация исследования………………………………………………....43

2.2. Изучение особенностей  социально-психологической адаптации  студентов………………………………………………………………………........48

2.3. Изучение защитных  механизмов у студентов……………….………….…50

2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55

2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57

2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72

Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80

Заключение………………………………………………………………………..82

Библиография……………………………………………………………………..85

Приложение 1. Расчет интегральных показателей по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (1 курс)……………………………………………………………….90

Приложение 2. Расчет интегральных показателей по методике К. Роджерса и Р. Даймонда (5 курс)……………………………………………………………….91

Приложение 3. Система защитных механизмов на разных возрастах юношеского периода……………………………………………………………….93

Приложение 4. Расчет Пирсона между психологическими защитами и компонентами СПА………………………………………………………………...94

Приложение 5. Паспорт адаптации первокурсника……………………………98

Приложение 6. Способы регуляции психофизиологического состояния (упражнения)………………………………………………………………………101

Приложение 7. Техники, увеличивающие личностный адаптационный потенциал и креативность………………………………………………………..104

Приложение 8. Опросник Плутчика-Келлермана-Конта……………………..109

Приложение 9. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда……………………………………………………….112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление и развитие в современной отечественной психологии традиций гуманистического, личностно-ориентированного подхода ставят в ряд актуальных научно-практических задач изучение проблемы адаптации человека к изменениям происходящим в современном мире (Агличева И.В., 2006;  Гапонова С.А., 1994; Налчаджян А.А., 1988; Яницкий М.С., 1999 и др.)

 Большой интерес представляет  для исследования социально –  психологическая адаптация. Именно  она является инструментом в  решении такой проблемы, как формирование у студента требуемого уровня в учебной деятельности; от того насколько быстро и легко проходит адаптация, насколько больше отдача сил, энергии и интеллекта от студента.

В этой связи не менее актуальным сегодня является изучение психологических закономерностей и факторов влияющих на уровень адаптации. В качестве одного из таких образований выступает феномен психологической защиты.

Разработкой проблемы психологической защиты занимались как отечественные, так и зарубежные психологи (Арестова О.Н., Калинина Н.В., 2000; Бассин Ф.В., 1969; Блюм Г., 1996; Грачев Г.В.; ДеминаЛ.И, Ральникова И.А., 2000; Журбин В.И., 1990; Захарова ю.Б., 1991; Киршбаум Э., Еремеева А., 2000; Мак-Вильямс Н., 2001; Романова Е.С., Гребенников В.Г., 1996;Фрейд А., 1993  и др.). Психологическая защита играет важную роль в процессе формирования, усложнения самой личности и ее потребностей. Наиболее изученным, с точки зрения анализа психологической защиты, является период взрослости. Что касается юношеского возраста, где идет активный процесс формирования личности, этой проблеме уделялось меньше внимания. Юношеский возраст особо важен для становления личности, решения задач самоопределения и выбора своего жизненного пути. Решение этих вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации. Некоторые аспекты периода юности остались недостаточно изучены, хотя этому возрасту уделяли существенное внимание ряд психологов (Кон И.С., Головей Л.А., Грановская Р.М., Десятникова Ю.М., Крутецкий В.А. и др.), которые показали его важность и неоднородность.

Проблема психологической защиты, важная для понимания этого возраста, практически не исследовалась. В связи с этим изучение адаптации и механизмов неосознаваемой регуляции поведения у современных юношей и девушек является своевременным и актуальным.

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ  современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.

  2. Провести экспериментальное  исследование специфики защитных  механизмов в юношеском возрасте.

  3. Провести экспериментальное  исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

  4. Экспериментально  выявить и проанализировать соотношение  уровня социально-психологической  адаптации и особенностей действия  защитных механизмов.

  5. Разработать рекомендации, направленные на повышение уровня социально-психологической адаптации.

Предмет − взаимосвязь механизмов психологической защиты и уровня социально-психологической адаптации в студенческом возрасте.

Объект: механизмы психологической защиты.

Гипотезы: у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов; в разные годы юношеского периода на передний план выступают различные защитные механизмы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    • изучение и анализ психологической литературы  по проблеме исследования;
    • опросник Р. Плутчика – Х. Келлермана – Х. Конта, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
    • методы математической и статистической обработки данных.

   Теоретическая значимость данной работы заключается в рассмотрении широкого диапазона теоретических воззрений на механизмы психологической защиты как зарубежных, так и отечественных психологов. Представлено современное исследование феномена психологической защиты как компонента личности человека; детально изложены аспекты взаимодействия социально-психологической адаптации и механизмов защитного поведения;  рассмотрены практические исследования зарубежных и отечественных психологов на психологические механизмы в студенческом возрасте (Каменская В.Г., Зверева С.В., Улезко Е.Н., Тулупьева Т.В.).

Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны психологам-практикам, семейным консультантам, психотерапевтам при решении проблем, связанных с малоадаптивным поведением людей. Возможно использование результатов в лекционных курсах и практических занятиях по курсам «Социальная психология», «Индивидуальное и семейное консультирование».

Разработаны рекомендации, включающие тренинговые упражнения по адаптации студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации.

 

1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов.

 

В работах Брейера и Фрейда впервые были подробно описаны психические механизмы, с помощью которых люди защищаются от тревоги. Впервые З.Фрейд самостоятельно употребляет термин «защита» в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.).

В пятой части статьи Фрейда «Крайний и бескрайний анализ» (1937 г.) защита впервые представлена «как общее наименование всех тех механизмов», которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть, явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией.

Заслуга А. Фрейд заключатся в попытке создания целостной теоретической системы защитных механизмов (далее ЗМ). В своей фундаментальной монографии, вышедшей в свет в 1936 году, она впервые подробно описала различные способы защитного поведения. Механизмы защиты рассматривались ею как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения; определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений. Речь идет о генезисе защиты. Она же до конца развила идею З.Фрейда о связи между отдельными способами защиты и соответствующими неврозами, определила роль ЗМ в норме и патологии индивидуального развития. И, наконец, А.Фрейд дает первую развернутую дефиницию ЗМ: «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [50; 104].

Представители неофрейдизма (К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм) сместили акцент с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. В качестве источников тревоги и, соответственно, защиты они рассматривают уже социокультурные факторы, такие как чувство одиночества, беспомощности, недостаток любви родителей и окружающих людей, конфликтующие требования сложных межличностных связей [36].

Важным вкладом неортодоксальных психоаналитиков в развитие проблемы защиты оказалось определение ими составляющих позитивного «образа Я» или другими словами, психологического объекта защиты. Такими составляющими признаны: защищенность, полноценность, независимость и идентичность (принятие и самопринятие).

Идея психологической защиты (далее ПЗ) быстро вышла за рамки исключительно психоаналитической теории. Основным результатом многочисленных экспериментов явилось обнаружение избирательности (селективности) восприятия в отношении эмоционально-значимых объектов (Брунер и Постмен; Эриксен и Лазарус). Отдельно можно отметить исследования Р. Плутчика, попытавшегося связать ЗМ с эмоциями и базовой функцией выживания. Заслуживают внимания разработки перцептивно-генетической школы в Лунде. Одни исследователи придают ЗМ главное значение в сохранении психического и психологического благополучия в стрессовой ситуации (П. Беккер, К. Карвер). Тогда как другие рассматривают ЗМ как плохоадаптивные и оказывающие отрицательное влияние на здоровье и поведение (Н. Хаан).

Окончание бума зарубежных экспериментальных исследований совпадает с повышением интереса к ЗМ отечественных психологов.

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов