Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

1. Студенты 1 курса с высоким уровнем СПА имеют значимые корреляционные связи с такими защитами, как рационализация, регрессия, замещение и компенсация.

Студентов использующих ЗМ компенсации отличает мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации. В конфликтных ситуациях они не фиксируют свое внимание на неудаче, а продолжают поиск выхода из сложившихся обстоятельств.

Для студентов использующих рационализацию характерны: высокий уровень вербального интеллекта, развитые прогностические способности. Не склоны к внешним конфликтам, но в случае вовлечения в конфликтную ситуацию занимают вполне определенную позицию «адвоката», объясняющего и оправдывающего свои поступки. При этом рационализация из-за своей достаточной эффективности не побуждает субъекта перекладывать ответственность на других людей. Данную группу отличает мотивация познания и самопознания и сопровождающие их эмоции любопытство и любознательность.

Студенты характеризуются позитивным отношением к себе, способностью к эмпатии, привязанности, близости. Они способны идти на уступки во взаимоотношениях, могут противостоять социальному давлению, контролируют свое поведение и их отличает наличие высокого уровня ответственности (замещение).

Следует обратить внимание на то, что данной группе студентов характерен ЗМ регрессия. Основными поведенческими проявлениями, которого являются: инфантилизм, мотивация пассивно-оборонительного поведения, неадекватная или сниженная самооценка. Возможно, ее появление здесь можно объяснить тем, что студенты, сталкиваясь с трудностями первичной адаптации, не зная более конструктивных форм их разрешения, используют детское поведение для снятия чувства страха, неловкости или недоумения.

Для группы характерны следующие особенности действия ЗМ: мотивация познания и саморазвития, прогностические способности, высокий уровень развития вербального интеллекта, инфантилизм.

2. Поведенческие особенности группы студентов 5 курса с высоким уровнем СПА проявляется в особенностях действия следующих механизмов защиты: компенсации, замещения, регрессии.

Студентов использующих ЗМ компенсации отличает мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации. В конфликтных ситуациях они не фиксируют свое внимание на неудаче, а продолжают поиск выхода из сложившихся обстоятельств.

Студенты характеризуются позитивным отношением к себе, способностью к эмпатии, привязанности, близости. Они способны идти на уступки во взаимоотношениях, могут противостоять социальному давлению, контролируют свое поведение и их отличает наличие высокого уровня ответственности.

Тревожным является тот факт, что регрессия остается и на 5 курсе. Следует напомнить, что здесь речь идет именно о ненормативном использовании этой защиты.

Таким образом, для студентов 5 курса с высоким уровнем СПА характерны следующие поведенческие особенности  ЗМ: высокие способности планирования и прогнозирования деятельности, стремление к самосовершенствованию, высокий уровень ответственности, в межличностных отношениях возможны проявления детского поведения, инфантилизм.      

Таблица 5.

 Поведенческие особенности  действия ЗМ у студентов с  низким уровнем СПА на 1 и 5 курсах.

Низкий уровень СПА

1 курс

5 курс

  • сочетание разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. (вытеснение).
  • негативная самооценка, неуверенность в себе, пессимистическая или нейтральная оценка перспективы, сниженная активность и мотивация достижения успеха; снижение способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации (отрицание).
  • возможность формирования таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности (замещение).
  • депрессивность, выраженные негативные эмоциональные состояния и настроения (компенсация).
  • сочетание разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации (вытеснение).
  • инфантилизм, не позволяющий вести себя свободно и ответственно; изменчивость настроений, внушаемость; мотивация пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки (регрессия).
  • негативная самооценка, неуверенность в себе, пессимистическая или нейтральная оценка перспективы, сниженная активность и мотивация достижения успеха; снижение способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации (отрицание).
  • возможность формирования у них таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности, что может привести этих студентов к внешним конфликтам (замещение).

3. Низкий уровень СПА у студентов 1 курса связан с действием отрицания, замещения, вытеснения и компенсации.

Поведение студентов с преобладанием механизма вытеснение определяется сочетанием разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. Являясь достаточно эффективным механизмом устранения тревоги, вытеснение затрудняет формирование устойчивого поведения и может привести к состоянию дезадаптации в будущем, т.к. игнорирование отрицательных сигналов приводит к недостаточности критической оценки ситуации и неадекватному восприятию собственного поведения.

Студенты с заниженными показателями механизма отрицания отличаются негативной самооценкой, неуверенностью в себе, пессимистической или нейтральной оценкой перспективы, сниженной активностью и мотивацией достижения успеха. Механизм отрицания обычно реализуется как путем отрицания вызывающих тревогу стимулов (на перцептивном уровне), так и путем отрицания самой тревоги (определенных аспектов внутреннего состояния), что обеспечивает относительную независимость таких студентов от изменения ситуации. Действие данного механизм может сопровождаться снижением способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации.

Характерное для студентов данной группы активное и ригидное использование замещения позволяет нам  предположить возможность формирования у них таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности, что может привести этих студентов к внешним конфликтам.

Активное использование компенсации, по представлениям Р. Плутчика, связано с существованием определенных черт личности, прежде всего депрессивности, выраженных негативных эмоциональных состояний и настроения. Иногда этот отрицательный фон дополняется особенностями внешнего поведения и отношением к людям.

Студенты характеризуются следующими особенностями ЗМ: преобладание негативных эмоциональных состояний, склонность к депрессиям, неадекватная самооценка, снижение активности, тенденция к отрицанию затруднений в адаптации.

4. Низкий уровень у группы 5 курса взаимосвязан с замещением, вытеснением, отрицанием и регрессией.

Поведение студентов с преобладанием механизма вытеснение определяется сочетанием разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. Являясь достаточно эффективным механизмом устранения тревоги, вытеснение затрудняет формирование устойчивого поведения и может привести к состоянию дезадаптации в будущем, т.к. игнорирование отрицательных сигналов приводит к недостаточности критической оценки ситуации и неадекватному восприятию собственного поведения.

Частое использование ЗМ регрессии тормозит развитие личности. Для таких студентов характерен инфантилизм, не позволяющий вести себя свободно и ответственно. Возможно наличие акцентуации характера по лабильно-неустойчивому типу, в данном случае поведение характеризуется изменчивостью настроений, внушаемостью - все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. На базе действия регрессии формируется мотивация пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки.

Студенты с заниженными показателями механизма отрицания отличаются негативной самооценкой, неуверенностью в себе, пессимистической или нейтральной оценкой перспективы, сниженной активностью и мотивацией достижения успеха. Механизм отрицания обычно реализуется как путем отрицания вызывающих тревогу стимулов (на перцептивном уровне), так и путем отрицания самой тревоги (определенных аспектов внутреннего состояния), что обеспечивает относительную независимость таких студентов от изменения ситуации. Действие данного механизм может сопровождаться снижением способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации.

Характерное для студентов данной группы активное и ригидное использование замещения позволяет нам  предположить возможность формирования у них таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности, что может привести этих студентов к внешним конфликтам.

Среди наиболее выраженных характеристик поведения у лиц 5 курса с низким уровнем СПА можно выделить следующие: неадекватная самооценка, возможна активизация акцентуаций, снижение активности, раздражительность, гневливость.

Таблица 6.

 Поведенческие особенности  действия ЗМ у студентов с  низким и высоким уровнем СПА.

Уровень СПА

Высокий

Низкий

  • мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации; фиксация внимания на поиске выхода из сложившихся обстоятельств (компенсация).
  • высокий уровень вербального интеллекта, развитые прогностические способности; мотивация познания и самопознания и сопровождающие их эмоции любопытство и любознательность; высокий уровень ответственности (рационализация).
  • доверие к миру и к себе, смелость, решительность, адекватная самооценка, когнитивная переработка информации (вытеснение).
  • позитивное отношение к себе, способность к эмпатии, привязанности, близости; способность идти на уступки во взаимоотношениях, противостояние социальному давлению, контроль поведения; наличие высокого уровня ответственности (замещение).
  • сочетание разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. затруднено формирование устойчивого поведения (вытеснение).
  • инфантилизм, не позволяющий вести себя свободно и ответственно; изменчивость настроений, внушаемость; мотивация пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки (регрессия).
  • возможность формирования таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности, что может привести этих студентов к внешним конфликтам (замещение).
  • негативная самооценка, неуверенность в себе, пессимистическая или нейтральная оценка перспективы, сниженная активность и мотивация достижения успеха; снижение способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации (отрицание).
  • авторитарный стиль взаимоотношений, тактика разрешения внешних конфликтов – соперничество; мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности (проекция).
  • демонстрация явного (гипертрофированного по экспрессии) дружелюбия, которое, однако, в случае неблагоприятного развития событий может преобразоваться в различные социально приемлемые формы агрессивного поведения, например, иронических шуток или саркастических замечаний (реактивное образование).

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов