Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

5. Низкий уровень СПА проявляется в особенностях действия следующих ЗМ: отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.

Поведение студентов с преобладанием механизма вытеснение определяется сочетанием разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. Являясь достаточно эффективным механизмом устранения тревоги, вытеснение затрудняет формирование устойчивого поведения и может привести к состоянию дезадаптации в будущем, т.к. игнорирование отрицательных сигналов приводит к недостаточности критической оценки ситуации и неадекватному восприятию собственного поведения.

Частое использование ЗМ регрессии тормозит развитие личности. Для таких студентов характерен инфантилизм, не позволяющий вести себя свободно и ответственно. Возможно, наличие акцентуации характера по лабильно-неустойчивому типу, в данном случае поведение характеризуется изменчивостью настроений, внушаемостью - все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. На базе действия регрессии формируется мотивация пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки.

Характерное для студентов данной группы активное и ригидное использование замещения позволяет нам  предположить возможность формирования у них таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности, что может привести этих студентов к внешним конфликтам.

Студенты с заниженными показателями механизма отрицания отличаются негативной самооценкой, неуверенностью в себе, пессимистической или нейтральной оценкой перспективы, сниженной активностью и мотивацией достижения успеха. Механизм отрицания обычно реализуется как путем отрицания вызывающих тревогу стимулов (на перцептивном уровне), так и путем отрицания самой тревоги (определенных аспектов внутреннего состояния), что обеспечивает относительную независимость таких студентов от изменения ситуации. Действие данного механизм может сопровождаться снижением способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации.

Студентов с ЗМ проекция отличает авторитарный стиль взаимоотношений, тактика разрешения внешних конфликтов – соперничество. Активное и стабильное использование этой защиты приводит к формированию следующих черт личности: мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности.

В случае потенциально агрессивного поведения результатом действия реактивного образования является демонстрация явного (гипертрофированного по экспрессии) дружелюбия, которое, однако, в случае неблагоприятного развития событий может преобразоваться в различные социально приемлемые формы агрессивного поведения, например, иронических шуток или саркастических замечаний.

Среди наиболее выраженных характеристик поведения у лиц с низким уровнем СПА можно выделить следующие поведенческие проявления ЗМ: заниженная самооценка, инфантилизм, низкий уровень ответственности, неуверенностью в себе, некритическое оценивание ситуации, снижение активности, преобладание агрессивных эмоциональных тенденций.

6. Лица с высоким уровнем СПА имеют корреляционные связи с такими ЗМ, как вытеснение, замещение, компенсация и рационализация.

Студентов использующих ЗМ компенсации отличает мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации. В конфликтных ситуациях они не фиксируют свое внимание на неудаче, а продолжают поиск выхода из сложившихся обстоятельств.

Для студентов использующих рационализацию характерны: высокий уровень вербального интеллекта, развитые прогностические способности. Не склоны к внешним конфликтам, но в случае вовлечения в конфликтную ситуацию занимают вполне определенную позицию «адвоката», объясняющего и оправдывающего свои поступки. При этом рационализация из-за своей достаточной эффективности не побуждает субъекта перекладывать ответственность на других людей. Данную группу отличает мотивация познания и самопознания и сопровождающие их эмоции любопытство и любознательность.

В поведении студентов с высоким уровнем СПА важно отметить ряд особенностей – доверие к миру и к себе, смелость, решительность, адекватная самооценка, когнитивная переработка информации.

Студенты характеризуются позитивным отношением к себе, способностью к эмпатии, привязанности, близости. Они способны идти на уступки во взаимоотношениях, могут противостоять социальному давлению, контролируют свое поведение и их отличает наличие высокого уровня ответственности.

Подводя итог,  следует отметить, что для группы студентов с высоким уровнем СПА характерны следующие особенности действия механизмов ПЗ: потребности в самореализации и саморазвитии, ответственность, наличие прогностических способностей, адекватная самооценка, не склонность к внешним конфликтам.

 

Выводы.

Гипотеза о том, что у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов подтвердилась.

Для студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны вытеснение, замещение, компенсация и рационализация.

Для студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации характерны такие защитные механизмы как, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Рекомендации к методическому обеспечению студентов первого курса с целью повышения уровня социально-психологической адаптации.

 

Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе – не новая проблема, достаточно живо обсуждавшаяся ранее.

Общеизвестно, что её реализация связана, главным образом, с решением двух основных задач:

      1. изменение  некоторых методов обучения школьников, хотя бы старших классов, с  учетом форм и методов, используемых  в вузах;

      2. с первых  дней обучения студентов в  вузе предоставление им необходимой информации о требованиях, методах, формах и специфических особенностях обучения выбранной специальности (специализации) в вузе.

Относительно первой задачи следует отметить, что хотя она не входит в круг исследуемых в данной работе проблем, ориентация средней общеобразовательной и профессиональной школы на современные методы обучения необходима любому обществу в не зависимости от того, будут ли выпускники этих школ поступать в высшие учебные заведения. На наш взгляд, главным аспектом решения проблемы является использование различных методов обучения, ориентированных не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение школьников:  1) умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;  2) выработке у них навыков логического мышления, выстраивания цепочек последовательных действий решения самых разнообразных задач; 3) самостоятельному поиску необходимых материалов, творческому осмыслению изучаемого материала, самостоятельному выражению мыслей и др.  
       Эти знания, умения и навыки потребуются и пригодятся выпускникам школ не только при обучении в вузах, но и в течение всей их жизни. Именно такие индивидуумы нужны любому социуму, стремящемуся строить информационное общество.

Данное утверждение в отношении абитуриентов, поступающих в вуз, базируется на опыте Алешина Л.И., наблюдающего процесс превращения вчерашних школьников в студентов, их адаптацию к формам и методам обучения в вузе, причины отсева после первой и второй сессии. Не вдаваясь в подробности поступления в вуз он приводит некоторые характерные для многих вузов примеры.

Первое – ориентация в пространстве вуза – обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не везде и не в полном, необходимом для студентов первого курса, объёме проводится. Более того, данное мероприятие может осуществляться фрагментарно и даже не в начале первого семестра. Вывод – проводить необходимо, но более эффективно.

Второе – студенты плохо ориентируются в формах, видах и сроках отчётности, не все владеют компьютерной грамотностью и могут представлять отчётные документы не рукописно, а в машиночитаемой форме. Абитуриенты, поступившие в вуз, должны уметь и иметь возможность работать на компьютере. Для не умеющих работать на компьютере вуз может организовать краткосрочные курсы. Для не имеющих возможности работать на ПК должна быть организована запись в компьютерные классы и иные подобные подразделения с целью выполнения студентами самостоятельных работ на предоставляемых им технических средствах.  
        Третье – большая перегрузка студентов особенно первого курса, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Как ни странно, но почему-то практически ежегодно объём изучаемых дисциплин в вузе растёт. 
        Четвёртое и, очевидно, самое главное – умение студентов, особенно первого курса, самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, а не списывать из учебных пособий. Этому трудно научить, а, особенно, переучить.

  К сожалению, слишком  часто приходится сталкиваться  со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемым студентами как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ своих коллег и др. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать (копировать) материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации.

Рассмотрим проблему адаптации вчерашних школьников к требованиям вузов. Она в большинстве вузов страны решается путём организации ряда вводных курсов, экскурсий и т.п. Поддерживая это решение, обратим внимание на организацию и наполнение вводных курсов.  
     Первое, что хотелось бы предложить – создание специального традиционного и машиночитаемого документа, по сути сформированного аналогично материалам для поступающих в вуз. Это должно быть некоторое пособие, отражающее не только справочную информацию о вузе и основные требования к студентам, в нём обучающимся, но и сведения по каждой специализации. В качестве примера, назовём его «Информация для студентов 1 (2,3,4,5) курса». 
      Здесь более полно и конкретно можно раскрыть основные аспекты специальности (специализации), т.е. что она представляет собой, сведения о ведущих эту дисциплину кафедрах и преподавателях, особенности изучения каждой дисциплины в течение учебного года. К ним могут добавляться: расписание занятий, рекомендации преподавателей по изучению преподаваемых ими дисциплин, контактные телефоны и адреса в интернете, возможности «обратной связи» с преподавателем и соответствующими подразделениями вуза и др.  
     Учитывая мобильность учебного процесса, его постоянное совершенствование и т.п., целесообразно ежегодно (к 1 сентября) актуализировать эти материалы и предоставлять пользователям их в машиночитаемой форме. При необходимости, желающие самостоятельно или с чьей-то помощью смогут частично или полностью распечатывать их. Легко заметить, что подобные материалы можно формировать не только для студентов первого, но и других курсов вуза. При этом они будут иметь различное наполнение, учитывающее особенности изучения конкретных  дисциплин на каждом курсе. 
     Кроме подобных материалов, необходимо проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить чёткое представление о методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчётных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др. 
       Практически все эти сведения в той или иной степени студенты в течение первого семестра получают при изучении самых различных учебных дисциплин.

Предложение заключается в том, чтобы, во-первых, включить всё это в один курс, изучение которого начинается с первых дней обучения первокурсников в вузе; во-вторых, – основные сведения они должны получить на первых же занятиях. В этом случае весьма кстати будет материал «Информация для студентов 1 курса». Данный документ необходим студентам 1 курса к началу учебного года не только, чтобы сориентировать их в учебном процессе, но и, самое главное, как можно быстрее и эффективнее, без глубоких психологических стрессов и т.п., адаптировать их к формам и методам обучения в вузе. Кроме того, изучение данного материала позволит студентам сразу обратить внимание на предъявляемые к ним требования, осознать их и, в случае необходимости, получить соответствующие рекомендации от преподавателя вводного курса. Все это должно способствовать эффективному и оперативному решению проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

 

 

Рекомендации по организации условий, направленных на успешную адаптацию для студентов первого года обучения.

 

Студент не единственный участник образовательного процесса, поэтому важным является включение всех субъектов образовательного пространства в процесс адаптации.

Преподаватель, осознающий проблему кризисов в адаптации первокурсников, владеющий результатами исследования их дидактической и профессиональной адаптированности, факторов их адаптации и дезадаптации к педагогу, постоянно рефлексирующий особенности своей адаптации к группе, отдает предпочтение в организации учебного процесса тем формам, методам и средствам обучения, которые способствуют успешному протеканию этого процесса, вне зависимости от того, присутствовали ли они в его деятельности в прошлом.

Необходимое условие – индивидуальная работа с преподавателями-предметниками. Она строится на основе исследования особенностей социально-психологической адаптации к ним первокурсников  и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов первого года обучения. С учетом результатов исследования, фиксируемых в паспортах адаптации студента-первокурсника и преподавателя, организуются систематические посещения учебных занятий с использованием диагностических карт наблюдения (см. Приложение 5). Это позволяет выявить причины затруднений, переживаемых студентами и преподавателями в процессе адаптации, вооружить их необходимыми средствами, создать условия для функционирования механизмов компенсации и самоэффективности.

Научно-исследовательская деятельность преподавателя-предметника − еще одно условие успешной реализации адаптирующих технологий в образовательном процессе вуза.

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов