Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа
Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.
Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………
5. Низкий уровень СПА проявляется в особенностях действия следующих ЗМ: отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.
Поведение студентов с преобладанием механизма вытеснение определяется сочетанием разнонаправленных тенденций, таких как яркость эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживания; стремление находиться в центре внимания, тяга к оригинальности и желание следовать одобряемым в данной среде нормам поведения в сочетании с определенной незрелостью; стремление подчеркивать соматическое неблагополучие в сочетании с тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. Являясь достаточно эффективным механизмом устранения тревоги, вытеснение затрудняет формирование устойчивого поведения и может привести к состоянию дезадаптации в будущем, т.к. игнорирование отрицательных сигналов приводит к недостаточности критической оценки ситуации и неадекватному восприятию собственного поведения.
Частое использование ЗМ регрессии тормозит развитие личности. Для таких студентов характерен инфантилизм, не позволяющий вести себя свободно и ответственно. Возможно, наличие акцентуации характера по лабильно-неустойчивому типу, в данном случае поведение характеризуется изменчивостью настроений, внушаемостью - все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. На базе действия регрессии формируется мотивация пассивно-оборонительного поведения при сохранении неадекватной и заниженной самооценки.
Характерное для студентов данной группы активное и ригидное использование замещения позволяет нам предположить возможность формирования у них таких черт характера, как раздражительность, гневливость, несдержанность в проявлении отрицательных эмоций, грубость как общее свойство характера, т.е. весь перечень характеристик, лежащих в основе агрессивности, что может привести этих студентов к внешним конфликтам.
Студенты с заниженными показателями механизма отрицания отличаются негативной самооценкой, неуверенностью в себе, пессимистической или нейтральной оценкой перспективы, сниженной активностью и мотивацией достижения успеха. Механизм отрицания обычно реализуется как путем отрицания вызывающих тревогу стимулов (на перцептивном уровне), так и путем отрицания самой тревоги (определенных аспектов внутреннего состояния), что обеспечивает относительную независимость таких студентов от изменения ситуации. Действие данного механизм может сопровождаться снижением способности к усвоению и использованию принятых норм поведения, ухудшением фиксации внимания на значимых аспектах ситуации.
Студентов с ЗМ проекция отличает авторитарный стиль взаимоотношений, тактика разрешения внешних конфликтов – соперничество. Активное и стабильное использование этой защиты приводит к формированию следующих черт личности: мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности.
В случае потенциально агрессивного поведения результатом действия реактивного образования является демонстрация явного (гипертрофированного по экспрессии) дружелюбия, которое, однако, в случае неблагоприятного развития событий может преобразоваться в различные социально приемлемые формы агрессивного поведения, например, иронических шуток или саркастических замечаний.
Среди наиболее выраженных характеристик поведения у лиц с низким уровнем СПА можно выделить следующие поведенческие проявления ЗМ: заниженная самооценка, инфантилизм, низкий уровень ответственности, неуверенностью в себе, некритическое оценивание ситуации, снижение активности, преобладание агрессивных эмоциональных тенденций.
6. Лица с высоким уровнем СПА имеют корреляционные связи с такими ЗМ, как вытеснение, замещение, компенсация и рационализация.
Студентов использующих ЗМ компенсации отличает мотивация, ориентированная на достижение цели; наличие прогноза результата деятельности (учебной); потребность в изменениях своего поведения, в саморазвитии и самореализации. В конфликтных ситуациях они не фиксируют свое внимание на неудаче, а продолжают поиск выхода из сложившихся обстоятельств.
Для студентов использующих рационализацию характерны: высокий уровень вербального интеллекта, развитые прогностические способности. Не склоны к внешним конфликтам, но в случае вовлечения в конфликтную ситуацию занимают вполне определенную позицию «адвоката», объясняющего и оправдывающего свои поступки. При этом рационализация из-за своей достаточной эффективности не побуждает субъекта перекладывать ответственность на других людей. Данную группу отличает мотивация познания и самопознания и сопровождающие их эмоции любопытство и любознательность.
В поведении студентов с высоким уровнем СПА важно отметить ряд особенностей – доверие к миру и к себе, смелость, решительность, адекватная самооценка, когнитивная переработка информации.
Студенты характеризуются позитивным отношением к себе, способностью к эмпатии, привязанности, близости. Они способны идти на уступки во взаимоотношениях, могут противостоять социальному давлению, контролируют свое поведение и их отличает наличие высокого уровня ответственности.
Подводя итог, следует отметить, что для группы студентов с высоким уровнем СПА характерны следующие особенности действия механизмов ПЗ: потребности в самореализации и саморазвитии, ответственность, наличие прогностических способностей, адекватная самооценка, не склонность к внешним конфликтам.
Выводы.
Гипотеза о том, что у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации будут наблюдаться различия в использовании ведущих защитных механизмов подтвердилась.
Для студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации характерны вытеснение, замещение, компенсация и рационализация.
Для студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации характерны такие защитные механизмы как, отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, проекция, реактивное образование.
2.6. Рекомендации к методическому обеспечению студентов первого курса с целью повышения уровня социально-психологической адаптации.
Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе – не новая проблема, достаточно живо обсуждавшаяся ранее.
Общеизвестно, что её реализация связана, главным образом, с решением двух основных задач:
1. изменение
некоторых методов обучения
2. с первых дней обучения студентов в вузе предоставление им необходимой информации о требованиях, методах, формах и специфических особенностях обучения выбранной специальности (специализации) в вузе.
Относительно первой задачи
следует отметить, что хотя она не входит
в круг исследуемых в данной работе проблем,
ориентация средней общеобразовательной
и профессиональной школы на современные
методы обучения необходима любому обществу
в не зависимости от того, будут ли выпускники
этих школ поступать в высшие учебные
заведения. На наш взгляд, главным аспектом
решения проблемы является использование
различных методов обучения, ориентированных
не на зазубривание изучаемых дисциплин,
а, в первую очередь, на обучение школьников:
1) умению выявлять главные и второстепенные
причины, следствия и другие стороны изучаемых
проблем; 2) выработке у них навыков
логического мышления, выстраивания цепочек
последовательных действий решения самых
разнообразных задач; 3) самостоятельному
поиску необходимых материалов, творческому
осмыслению изучаемого материала, самостоятельному
выражению мыслей и др.
Эти знания, умения
и навыки потребуются и пригодятся выпускникам
школ не только при обучении в вузах, но
и в течение всей их жизни. Именно такие
индивидуумы нужны любому социуму, стремящемуся
строить информационное общество.
Данное утверждение в отношении абитуриентов, поступающих в вуз, базируется на опыте Алешина Л.И., наблюдающего процесс превращения вчерашних школьников в студентов, их адаптацию к формам и методам обучения в вузе, причины отсева после первой и второй сессии. Не вдаваясь в подробности поступления в вуз он приводит некоторые характерные для многих вузов примеры.
Первое – ориентация в пространстве вуза – обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не везде и не в полном, необходимом для студентов первого курса, объёме проводится. Более того, данное мероприятие может осуществляться фрагментарно и даже не в начале первого семестра. Вывод – проводить необходимо, но более эффективно.
Второе – студенты плохо ориентируются
в формах, видах и сроках отчётности, не
все владеют компьютерной грамотностью
и могут представлять отчётные документы
не рукописно, а в машиночитаемой форме.
Абитуриенты, поступившие в вуз, должны
уметь и иметь возможность работать на
компьютере. Для не умеющих работать на
компьютере вуз может организовать краткосрочные
курсы. Для не имеющих возможности работать
на ПК должна быть организована запись
в компьютерные классы и иные подобные
подразделения с целью выполнения студентами
самостоятельных работ на предоставляемых
им технических средствах.
Третье – большая
перегрузка студентов особенно первого
курса, о чём не раз приходится слышать
и от них самих. Как ни странно, но почему-то
практически ежегодно объём изучаемых
дисциплин в вузе растёт.
Четвёртое и, очевидно,
самое главное – умение студентов, особенно
первого курса, самостоятельно перерабатывать
изучаемые ими материалы, а не списывать
из учебных пособий. Этому трудно научить,
а, особенно, переучить.
К сожалению, слишком часто приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемым студентами как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ своих коллег и др. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать (копировать) материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации.
Рассмотрим проблему адаптации
вчерашних школьников к требованиям вузов.
Она в большинстве вузов страны решается
путём организации ряда вводных курсов,
экскурсий и т.п. Поддерживая это решение,
обратим внимание на организацию и наполнение
вводных курсов.
Первое, что хотелось бы
предложить – создание специального традиционного
и машиночитаемого документа, по сути
сформированного аналогично материалам
для поступающих в вуз. Это должно быть
некоторое пособие, отражающее не только
справочную информацию о вузе и основные
требования к студентам, в нём обучающимся,
но и сведения по каждой специализации.
В качестве примера, назовём его «Информация
для студентов 1 (2,3,4,5) курса».
Здесь более полно и конкретно
можно раскрыть основные аспекты специальности
(специализации), т.е. что она представляет
собой, сведения о ведущих эту дисциплину
кафедрах и преподавателях, особенности
изучения каждой дисциплины в течение
учебного года. К ним могут добавляться:
расписание занятий, рекомендации преподавателей
по изучению преподаваемых ими дисциплин,
контактные телефоны и адреса в интернете,
возможности «обратной связи» с преподавателем
и соответствующими подразделениями вуза
и др.
Учитывая мобильность учебного
процесса, его постоянное совершенствование
и т.п., целесообразно ежегодно (к 1 сентября)
актуализировать эти материалы и предоставлять
пользователям их в машиночитаемой форме.
При необходимости, желающие самостоятельно
или с чьей-то помощью смогут частично
или полностью распечатывать их. Легко
заметить, что подобные материалы можно
формировать не только для студентов первого,
но и других курсов вуза. При этом они будут
иметь различное наполнение, учитывающее
особенности изучения конкретных дисциплин
на каждом курсе.
Кроме подобных материалов,
необходимо проведение курса «Введение
в специальность», в рамках которого студенты
первого курса должны получить чёткое
представление о методах и формах обучения,
видах, представляемых формах отчётных
документов, организации их содержания,
периодах сдачи текущего и итогового контроля
знаний и др.
Практически все эти
сведения в той или иной степени студенты
в течение первого семестра получают при
изучении самых различных учебных дисциплин.
Предложение заключается в том, чтобы, во-первых, включить всё это в один курс, изучение которого начинается с первых дней обучения первокурсников в вузе; во-вторых, – основные сведения они должны получить на первых же занятиях. В этом случае весьма кстати будет материал «Информация для студентов 1 курса». Данный документ необходим студентам 1 курса к началу учебного года не только, чтобы сориентировать их в учебном процессе, но и, самое главное, как можно быстрее и эффективнее, без глубоких психологических стрессов и т.п., адаптировать их к формам и методам обучения в вузе. Кроме того, изучение данного материала позволит студентам сразу обратить внимание на предъявляемые к ним требования, осознать их и, в случае необходимости, получить соответствующие рекомендации от преподавателя вводного курса. Все это должно способствовать эффективному и оперативному решению проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
Рекомендации по организации условий, направленных на успешную адаптацию для студентов первого года обучения.
Студент не единственный участник образовательного процесса, поэтому важным является включение всех субъектов образовательного пространства в процесс адаптации.
Преподаватель, осознающий проблему кризисов в адаптации первокурсников, владеющий результатами исследования их дидактической и профессиональной адаптированности, факторов их адаптации и дезадаптации к педагогу, постоянно рефлексирующий особенности своей адаптации к группе, отдает предпочтение в организации учебного процесса тем формам, методам и средствам обучения, которые способствуют успешному протеканию этого процесса, вне зависимости от того, присутствовали ли они в его деятельности в прошлом.
Необходимое условие – индивидуальная работа с преподавателями-предметниками. Она строится на основе исследования особенностей социально-психологической адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов первого года обучения. С учетом результатов исследования, фиксируемых в паспортах адаптации студента-первокурсника и преподавателя, организуются систематические посещения учебных занятий с использованием диагностических карт наблюдения (см. Приложение 5). Это позволяет выявить причины затруднений, переживаемых студентами и преподавателями в процессе адаптации, вооружить их необходимыми средствами, создать условия для функционирования механизмов компенсации и самоэффективности.
Научно-исследовательская деятельность преподавателя-предметника − еще одно условие успешной реализации адаптирующих технологий в образовательном процессе вуза.