Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия механизмов психологических защит.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ современного состояния и основных направлений разработки проблемы психологической защиты и социально-психологической адаптации.
2. Провести экспериментальное исследование специфики защитных механизмов в юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование уровня социально-психологической адаптации лиц юношеского возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........4
Глава 1. Теоретические и методологические предпосылки исследования особенностей действия механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации…………………………………….…………….…….7
1.1. Основные подходы к изучению защитных механизмов……………….…..7
1.2. Понятие психологической защиты, функции, классификации…………………………………………………………….…….….12
1.2.1. Понятие психологической защиты...………………….…...…................12
1.2.2. Функции психологической защиты….………………….…………...…13
1.2.3. Проблема таксономии защитных механизмов………….............……...16
1.3. Проблема взаимосвязи адаптации и особенностей действия защитных механизмов……………………………………………………………………….…21
1.3.1. Социально-психологическая адаптация как проблема психологии…...21
1.3.2. Социально-психологическая адаптация и защитные механизмы личности……………………………………………………………….……………27
1.4. Защитные механизмы в студенческом возрасте…...……….….………….35
Выводы по Главе 1………………………………………………………………..39
Глава 2. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и выбора типа защитных механизмов…………………………..........42
2.1. Организация исследования………………………………………………....43
2.2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов………………………………………………………………………........48
2.3. Изучение защитных механизмов у студентов……………….………….…50
2.4. Изучение динамики выраженности отдельных защитных механизмов в юношеском периоде………………………………….………………….................55
2.5. Изучение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и защитных механизмов…………………..……….....…………………………..…..57
2.6 Практические рекомендации………………...…………………………..….72
Выводы по Главе 2………………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………………..82
Библиография………………………………………………

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмо.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

 

Упражнение «Ритм».

Это упражнение поможет вам сформировать открытость к собеседнику. Выполнять его необходимо в паре.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли меняются несколько раз.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно подумать о том, что каждый человек - индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом», и чтобы правильно понять человека, необходимо, прежде всего, почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, внутреннюю экспрессию.

 

Упражнение «Резервуар».

При разговоре с собеседником сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которые ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: вы – форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки – вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!

Трудно? Потренируйтесь перед началом беседы 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформулировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

 

Упражнение «Фокусировка».

Направлено на повышение способности к самоконтролю. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тепло!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» - на правой руке, «Кисть!»  - на кисти правой руки, «Палец!» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» - на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалом 10-12 секунд (при этом найдите для себя благоприятный ритм).

 

Упражнение «Животное».

Направленно на активизацию внутренней раскованности и свободы, а также стимулирование комплекса актерских способностей или способностей к публичным выступлениям.

Заготовьте набор карточек, на которых написаны названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомимике, возможно, даже немного смешным.

 

Упражнение «Эмоция».

Заранее заготовьте набор карточек с написанными на них эмоциями и частями тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги»  и др.

Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

 

Упражнение «Диалог».

Данное упражнение обладает сильным психотерапевтическим эффектом переживает длительный и мучительный конфликт во взаимодействии с другим человеком.

Активизация внутренних средств коммуникативной децентризации, на формирование которых направлено предлагаемое упражнение, дает возможность «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на свое участие в ней и поведение партнера по конфликту со стороны, выявить новые, ранее незамечаемые, оттенки конфликтного взаимодействия и, в результате, изменить к нему свое отношение.

Упражнение выполняется при активном участии другого человека, желательно – профессионального психолога.

Два участника садятся на стулья друг против друга. Собеседник, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, является ведомым, а его партнер по диалогу – ведущим.

Суть первой фазы упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий – роль, каким наш ведомый является в реальности. Таким образом организуется ситуация диалога человека, испытывающего трудности, как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. В начале беседы ему предлагается подумать о своем партнере по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейные ситуации – словом, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20-25 минут диалога предлагается его завершить и на торой фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новые обстоятельства, новый взгляд на ситуацию, иные оценки конфликта. Безусловно, важной при этом является позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации.

Упражнение можно усложнить введением третьей и четвертой фаз. В третьей фазе участникам диалога предлагается поменяться стульями и осуществить диалог, в котором ведомый играет самого себя, а ведущий – того человека, с которым он конфликтует.

В четвертой фазе упражнения производится анализ того, что нового открылось в беседе: позиций двух конфликтующих людей, их состояний, желаний, стремлений и установок. Так же как и во второй фазе, основной акцент должен быть сделан на выявлении условий для конструктивного разрешения  конфликта.

 

Упражнения на развитие интеллектуального потенциала.

Проводятся в игровой групповой форме.

 

Упражнение 1.

Участники группы рассаживаются в круг, вооружившись ручками и бумагой.

Инструкция. Задание выполняется письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: НГОК. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г и т.д. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Задание выполняется в течение 3 минут. Начните работу одновременно.

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" text-align: justify; text-indent: 18pt

Информация о работе Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптации и особенностей действия защитных механизмов