Социально-психологические феномены

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления как у человека, так и у животных.
Некоторые механизмы общения животных, например китов не поддаются научному объяснению. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Психология общения 4
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 5
Синтоническая модель общения 7
Виды и техники слушания 8
Заключение 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Социально-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ.docx

— 34.44 Кб (Скачать)

 

«Социально-психологические  феномены»

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Психология общения 4

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 5

Синтоническая модель общения 7

Виды и техники слушания 8

Заключение 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема общения в  психологической науке и по сегодняшний  день остаётся актуальной. Изучены, далеко, не все аспекты этого явления как у человека, так и у животных.

Некоторые механизмы общения  животных, например китов не поддаются  научному объяснению. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор  не найдено исчерпывающих ответов.

Не изученной также  остаётся проблема изучения механизма  освоения иностранного языка в процессе общения, находясь в чужой стране. К сожалению, научных исследований на эту тему в данный момент не существует, но изучение этой проблемы позволит разработать  новую инновационную методику изучения иностранных языков, которая будет  превосходить по эффективности существующую сегодня систему.

В любой случае общение  – это не достаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его  изучение в сочетании с современными информационными технологиями может  дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

 

 

 

 

 

Психология общения

 

Общение – это форма  деятельности, осуществляемая  между  людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению  психического контакта, который проявляется  в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует  общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь  между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Общение полностью захватывает  основные виды чувств. Продуктивное общение  требует от человека высокой психологической  культуры, а также постоянного  изучения и учета эмоциональной  стороны отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо, способен вызвать многочисленные и  дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: «поговорим по-деловому», «оставим наши чувства  в стороне», «наша работа - это  дело, и никаких эмоций» и т.д.

Развитие общения в  мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической  связи, а также из-за изменения  социальных функций человека. Преобладавшее  ранее непосредственное общение  в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение характеризуется увеличением  вынужденных контактов между  людьми.

Общение может происходить  на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus –  «глупый») – самый примитивный  уровень общения, предполагающий простой  обмен репликами для поддержания  разговора. Не предполагает глубокого  смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или  поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению  человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень  – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию  и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при  позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим  собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку  зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.

В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической  психологии, в основе которой лежат  открытость и искренность контактов.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

 

Общение осуществляется посредством  знаковых систем. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения.

Речь является универсальным  средством общения, так как при  этом менее всего теряется смысл  сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах. Преимущества письменной речи – точность формулировок, развернутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность. В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

В общении важно наличие  обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

Важной проблемой современного общества является проблема толерантности. В контексте вербального общения  это соблюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение принципиально  иной точки зрения.

Остро стоит проблема повышения  эффективности речевого воздействия, в рамках которой развивается  экспериментальная риторика (искусство  убеждения посредством речи).

Невербальные средства общения  нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения  эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое  воздействие (ведение слепого  за руку, контактный танец и  др.); такевика (пожатие руки, хлопание  по плечу).

Согласно классификации  В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты,  мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация)  и экстралингвистические (паузы,  покашливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство  и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность  опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

Синтоническая модель общения

 

Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что  у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая  система визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в  памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система  внешне проявляется в движениях  глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер  по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой»  модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей  репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым  приятно общаться, с которым легко  установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для  этого надо внимательно понаблюдать  за ним. Многое скажут слова, которые  он использует. Еще красноречивее  будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает  прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в  памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы  на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это  место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему  голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет  дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время  смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.

Люди с кинестетической  репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз - вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «я чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.

Виды и техники  слушания

 

Каждый человек хочет  видеть в своем собеседнике внимательного  и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно  общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений  повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается  ощущение, что он говорит не в  пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

Можно выделить следующие  приемы слушания.

1. Глухое молчание (видимое  отсутствие реакции).

2. Поддакивание.

3. «Эхо-реакция» — повторение  последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» — повторение  последней фразы собеседника  с изменением порядка слов.

5. «Парафраз» — передача  содержания высказывания партнера  другими словами.

6. Побуждение.

7. Уточняющие вопросы.

8. Наводящие вопросы.

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель  вклинивается в речь и пытается  завершить фразу, подсказывает  слова).

11. Эмоции.

12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или  относящиеся лишь формально).

13. Логические следствия  из высказываний партнера, например  предположения о причине события.

14. «Хамовитые реакции».

 

15. Расспрашивание (задает  вопрос за вопросом, не объясняя  цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова  внимания, не слушает, игнорирует  партнера, его слова).

Обычно в слушании проявляются 3 такта: поддержка; уяснение; комментирование.

Во время поддержки  основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции  слушателя на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное  «сопровождение».

В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие  вопросы, делается парафраз.

При комментировании слушатель  высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания  информации, которую хочет донести  до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и  эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять  только в тех случаях, когда ваш  партнер как минимум равен  вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в  состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш  собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно —  успокоиться, прийти в состояние  нормального самоконтроля, только после  этого с ним можно общаться на равных. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Информация о работе Социально-психологические феномены