Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

Главное содержание четвертой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа составляет деятельность субъекта-прообраза по корректировке  своего имиджа путем разрешения противоречий, проявляющихся вследствие предъявления созданного субъектом идеального образа себя для других воспринимающим субъектам, и обнаруживаемых и осознаваемых субъектом. [22]. 

Таким образом, продуктивная имиджеобразующая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. 

Профессиональная  деятельность по созданию имиджа выступает  компонентом любой профессиональной деятельности, связанной с интерсубъектным взаимодействием (в профессиях типа «человек — человек», «человек — коллектив», «человек - большие социальные группы»), способствуя повышению продуктивности основной профессиональной деятельности субъекта и улучшению ее акмеологических характеристик. [23] 

Под профессиональной деятельностью по созданию имиджа нами понимается такая имиджеобразующую деятельность, которая стремится к своему оптимальному уровню, что позволяет ее субъекту достичь своего акме в качестве индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности. 

Степень овладения  профессиональной деятельностью по созданию имиджа обусловливает степень  профессионализации субъекта в сфере  основной профессиональной деятельности. 

С другой стороны, профессиональная деятельность по созданию имиджа может  выступать как разновидность  самостоятельной профессиональной деятельности. 

Обычно под психологическими условиями продуктивной профессиональной деятельности понимают значимые обстоятельства достижения профессионализма, а под  психологическими факторами - основные причины и движущие силы развития профессионализма. 

Под условиями продуктивного  имиджа (или же продуктивной деятельности по созданию имиджа) мы будем понимать характеристики внешней среды этой деятельности, самой этой деятельности, а также субъекта этой деятельности, не связанные непосредственно с  самодетерминируюшей активностью субъекта по осуществлению этой деятельности. Под факторами же продуктивного имиджа мы будем понимать характеристики субъекта этой деятельности, проявляющиеся в процессе его самодетерминирующей активности, проявляемой в ходе осуществления данной деятельности. [24] 

В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности в научной литературе обычно выделяют задатки, общие и  специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая  их как предстартовые условия  профессиональной деятельности. 

К объективным условиям профессиональной деятельности относят  общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престижность мастерства данного вида, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных  и материальных стимулов для повышения  уровня профессионализма. 

Итак, среди условий, обеспечивающих продуктивность имиджа необходимо выделить, субъективные и  объективные условия. 

Структура и содержание субъективных условий, влияющих на продуктивность имиджа определяется структурой самого субъекта, в которой, в соответствии концепцией субъекта, выделяются три главные составляющие, а именно[25]:  

- индивидная составляющая, связанная с проявлениями субъекта  как природного существа; 

- личностная составляющая, связанная с проявлениями этого  же субъекта, выступающего в качестве  субъекта социальной идентичности, носителя социальных норм, моральных  и иных ценностей, отношений; 

- собственно субъектная, или субъектно-деятельностная составляющая, связанная с характеристиками данного субъекта, проявляющимися в ходе осуществления им деятельности, в том числе имиджеобразующей. 

Дальнейшее изучение имиджелогического пространства позволит углубить имеющиеся представления о взаимосвязи имиджей между собой, их генезисе, взаимовлиянии и механизмах трансформации. 

В педагогике, а также  в ряде других наук, «имидж» получил  свое заслуженное признание. Появление  учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли  имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. [26]. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. 

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога. 

Иными словами, в  рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. [27] Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу – социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.  

С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое  определение имиджа учителя: имидж  – это символический образ  субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса [32].  

  

1.3 Технологический  инструментарий исследования имиджа  учителя 

  

В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим  фактором; он должен зависеть от этнопсихологических  факторов личности; он должен быть обусловлен ситуативными факторами. [44] 

Построение имиджа ведется строго по одному из законов  пропаганды, в соответствии с которым  нет смысла тратить средства на разрушение стереотипа, а следует строить  свой стереотип с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект – лидера или организацию.  

Имидж является отражением требований массового сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиспозиции. Он как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы человечеством. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории. [39 ] 

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они  должны приниматься во внимание, поскольку  восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них  надо вести свою определенную работу. Главным для имиджа становится его  коммуникативная составляющая. Имидж  – это инструмент общения с  массовым сознанием. 

Имидж является результатом  сознательной работы, особенно когда  касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха. 

Основные характеристики процесса профессионального формирования и управления имиджа можно представить  в следующей схеме[42]:  

Возможности педагога. 

  

 Требования задачи  ¬ ЛИЧНОСТЬ ® Требования средств  информации 

 ¯

 Требования аудитории 

  

Существует несколько  принципов технологии построения имиджа. Согласно первого принципа мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. При этом данная информация может вполне осознаваться этим человеком и не осознаваться этим человеком, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств. В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем. [36] 

Второй принцип  можно представить так: формируя свой имидж, следует в большей  степени воздействовать на подсознание  людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее  у человека под влиянием подсознательной  информации, как бы его собственное, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному [34]. 

Построение имиджа, какой бы практически ориентированной  области это не касалось, все естественным образом становится процедурой, которая  поддается определенным обобщениям. Одной из немногих наук, которая  позволяет нам увидеть направленность этого процесса, является семиотика  как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение  формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может явиться  практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся  на основных процессах семиотических  свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важными из них  являются [38]: 

1.  Движение к  дистинктивным отличиям, которые отличают данный объект от других. 

2.  Подчеркивание  личностных характеристик, которые  семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие свой в отличие от понятия чужой. 

3.  Вписывание  имиджа лучший или идеальный  учитель в семиотическое представление  о лидере, отбор тех его характеристик,  которые соответствуют этой идеализации. 

4.  Вписывание  имиджа лучший или идеальный  учитель в семиотическую модель  уже реализованного лидера (типа  учитель-новатор, мастер и т.п.). Именно в модель, так как мы  оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью. 

5.  Вписывание  имиджа лучший или идеальный  учитель в модель поведения  актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков. 

6.  Семиотическое  использование других каналов  восприятия, основным из которых  является визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной. Что обычно слабо учитывается. 

7.  Активное использование  сопутствующих символизаций в  плане создания визуальных характеристик  школы, коллектива и т.д. 

8  Активное управление  процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизаций. 

9  Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны. 

10.  Символизация  очень автономных сфер, типа одежды, прически, взгляда и т.п. 

Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует, как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему. Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности. 

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник