Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

Ø  Критическая  оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что  бездельник» и др.). 

Ø  Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору.  

Ø  При отстаивании  своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем  вместе», «Может быть, я ошибаюсь»  и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.  

Ø  Готовность принимать  компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.  

Ø  Терпимость, уступчивость в мелочах.  

Ø  Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки.  

Ø  Доминирование  экспрессии оптимизма. Показателями низкой культуры диалога с учащимися  можно считать следующие:  

Ø  Ограничение  свободы выражения мнений, в особенности  не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).  

Ø  Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время  пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).  

Ø  Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).  

Ø  Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).  

Ø  Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).  

Ø  Угрозы («Попробуйте  не выполнить это задание!»).  

Ø  Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).  

Ø  Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого  «профессора»! Лучше бы постригся»).  

Ø  Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).  

Ø  Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).  

Ø  Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).  

Ø  Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»).  

Ø  Использование  лести, показной доброты, улыбки, ласкательного  вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.  

Ø  Доминирование  экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).  

Таким образом, ведение  коммуникативного диалога с учащимися  требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической. Высокая культура общения  является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж  – это образ, впечатление, которое  оставляет человек в воспоминаниях  и представлениях о нем. Одной  из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости  ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств  и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем  коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим  с очень разными людьми. Благодаря  этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит [32 ]: 

ü  проявлять к  нему терпимость, стремиться понять его  и помочь ему;  

ü  проявлять уважение к его личности, поддерживать в  нем чувство собственного достоинства;  

ü  признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;  

ü  учитывать индивидуально-психологические  и личностные особенности ребенка.  

Особенно важно  проявление коммуникативной толерантности  в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так...», «Ты как всегда не готов...», «Ты снова начинаешь  оправдываться...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова [32]: 

1.  Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я  вижу, что ты...», «Когда это  происходит...», «Когда я сталкиваюсь  с тем, что...».  

2.  Точное называние  своего чувства в этой ситуации: «Я чувствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорчаюсь...».  

3.  Называние причин  этого чувства: «Потому что  я не люблю грязь», «Потому  что ты нарушил обещание».  

Развитию коммуникативной  толерантности и формированию позитивного  имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович) [38]: 

·  Отношения с  людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.  

·  Общаясь с  человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей  и задач. Будучи учителем, не превращайтесь  в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее –  вот смысл вашей работы.  

·  Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что  выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его  уникальным, неповторимым. Помните, что  каждый человек уникален и к каждому  необходим свой подход.  

·  Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся  стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь  с ним, а не с его официальным  статусом, своими представлениями о  нем. Потребность в равенстве  присуща всем, а тем более детям.  

·  Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.  

·  Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам  окружающих людей, создает благоприятный  эмоциональный настрой, вызывает у  других стремление общаться с вами.  

·  Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты  и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда  все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.  
 

Заключение 

Как показало изучение проблематики имиджа в исторической ретроспективе, в истории европейской  философской, антропологической, педагогической, эстетической мысли прослеживается традиция исследования образа субъекта, возникающего в интерсубъектном взаимодействии, в рамках которой к началу XX века были накоплены теоретические предпосылки социально-психологической концепции имиджа. 

Обобщение идейных  и научно-теоретических предпосылок  концепции имиджа создало концептуальную основу для того, чтобы, с учетом современной социальной практики, перейти  к исследованию имиджа как личностного  феномена. С этой целью из множества  всех проявляющихся свойств и  характеристик имиджа были выделены его сущностные характеристики, познание которых делает возможным построение модели имиджа. 

Содержание выявленных сущностных характеристик позволило  конкретизировать направленность дальнейшего  исследования имиджа, определив его  как исследование закономерного  поступательного развития имиджеобразующей деятельности в направлении ее профессионализации и повышению ее продуктивности. 

Выделены критерии показатели и уровни оценки имиджа учителя, выявлено три уровня профессионаизма для деятельности по созданию имиджа: низкий (жизнедеяельностный) уровень; средний уровень, характеризующийся наличием связи деятельности по созданию имиджа с профессиональной деятельностью субъекта, ее осознанным и целенаправленным характером; высокий уровень профессионализма деятельности по созданию имиджа, при котором продуктивность основной профессиональной деятельности учителя существенно, а порой и напрямую зависит от продуктивности деятельности по созданию имиджа; последняя осуществляется субъектом систематически, в специально для этого созданных организационных формах, с использованием специальной системы знаний, стратегий, методов, приемов, средств, технологий. 

Были выделены три  уровня продуктивности профессиональной деятельности по созданию имиджа: приемлемый, средний и оптимальный. С целью  оценки профессиональной деятельности по созданию имиджа по ее продуктивности были определены критерии и показатели продуктивности профессиональной деятельности по созданию имиджа, которые, в свою очередь, предопределяют критерии, показатели и уровни оценки самого имиджа. Определение  оптимальности имиджа и система  критериев и показателей его  оценки позволили выделить три уровня оценки имиджа: социально неприемлемый, социально приемлемый и оптимальный. 

Обозначены условия  и факторы, обеспечивающие продуктивность деятельности по созданию имиджа и  тем самым образующих объективную  и субъективную основу для достижения оптимального имиджа. 

В основу теоретической  структурно-функциональной модели имиджа легло определение имиджа как  символического образа субъекта, создаваемого в процессе интерсубъектного взаимодействия. 

Содержание имиджа как образа субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии, определяется отображаемой в нем Я-концепцией субъекта-прообраза. Изложена трактовка возникновения содержания имиджа из противоречия между Идеальным Я и образом у других субъекта-прообраза, которое затем с необходимостью оказывает воздействие на Я-концепцию, причем не только на уровне самовосприятия, но и на уровне изменения объективных индивидуальных, личностных и профессионально-деятельностных характеристик субъекта. 

Из определения  имиджа учителя как символической  структуры, вытекает его характеристика как относительно устойчивой, внутренне  организованной совокупности знаков, включающей в себя знаки-символы. В  составе имиджа как символической  структуры было выделено два плана: глубинный план структуры имиджа - его программа, и внешний, символьный план - его составляют чувственно воспринимаемые имиджеобразующие символы. Под имиджем учителя нами понимается символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.  

С учетом теоретической  модели имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия был разработан алгоритм формирования продуктивного имиджа, посредством которого реализуется интегративно-технологический подход к созданию продуктивного имиджа. 

Проведенный анализ научной литературы, позволил говорить о появлении новой отрасли  имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психологической науки и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. 

Поэтому целесообразно  теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и  используемый в практике некоторый  его инструментарий. Наиболее значимыми и важными элементами психологического инструментария, используемого для развития имиджа учителя, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.  

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник