Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

Таким образом, Я-концепция – это комплекс форм поведения – систему организованных человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.  

Многие отличительные  черты человеческого поведения  обусловлены тем, что люди действуют  в символическом окружении и  стараются быть такими, по их представлению, они должны быть. Человеческое поведение  складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой точно так  же, как и с другими особенностями  своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек. С учетом описанных представлений  о Я-концепции можно представить содержание имиджа, исходя из взаимоотношения его Я-концегщии, выражающей то, каким видит себя индивид, с его идеальным Я и его образом у других. Под идеальным Я мы будем понимать то, каким субъект хотел бы себя видеть, под образом у других - его объективный образ, то, каким видят его люди, с которыми он вступает в социальное взаимодействие. Из трех указанных образований Я-концепция является самым сложным по своей структуре, поскольку она в каких-то своих частях воспроизводит содержание двух других образований. Так, образ у других отражается в Я-концепции настолько адекватно, насколько адекватное представление имеет субъект о том, как его воспринимают другие. В любом случае характеристики, выражающие отношение других людей, входят в Я-концепцию. 

Имиджелогия сегодня исследует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому целесообразно теперь будет рассмотреть представленный в теоретических источниках и используемый в практике некоторый его инструментарий. Наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, мифологизация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие. 

В целом работу по формированию имиджа можно представить  в виде следующей модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций [41]: 

1.  Определение  требований аудитории. Каждая  задача требует опоры на тот,  или иной сегмент аудитории,  каждая из которых обладает  своими представлениями на все  происходящее. Именно этот момент  является первой точкой отсчета. 

2.  Определение  сильных и слабых сторон объекта.  Объектом может быть любой  участник целостного педагогического  процесса. Следует реально представить  не только его позитив, но  и не менее важно знание  негатива, поскольку именно туда  может быть направлен основной  удар. 

3.  Конструирование  образа и подведение характеристик  объекта под требования аудитории.  Это важный срез процесса, поскольку  практики советуют не столько  работать над слабыми сторонами,  чтобы их прикрыть, сколько усиливать  имеющиеся положительные моменты,  поскольку именно такая стратегия  признана более эффективной. 

4.  Перевод требуемых  характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы.  Поскольку визуальные и событийные  сообщения более достоверно оцениваются  аудиторией, то отдельный весьма  важный блок любой программы  связан с переводом характеристик  в вещный вариант выражения. 

При этом основным этапом является конструирование образа с  учетом определенной инертности и консервативности массового сознания, которое не позволяет  резких изменений и старается  держаться раз и навсегда введенного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение этих вариантов образа можно условно представить в  следующей схеме [40]: 

Образ созданный 

¯           ¯  

Образ идеальный  ¬ ® Образ реальный 

При этом каждая точка  этой схемы соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный  представляет точку зрения аудитории  на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта  характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный  образ относится к точке массового  сознания после проведенной имиджевой характеристики [42]. 

Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать  с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или  независимы от остальных. В этом плане  имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации  всего образа.  
 

Выводы по главе 1 

Таким образом, отмечая  существование значительных различий в точности первого впечатления  об одном и том же человеке у  разных людей, необходимо еще и еще  раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями  лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями  оцениваемого по первому впечатлению  человека. Бесспорно, в проявлениях  личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть  личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении. Познание человека друг друга, обуславливающее их взаимодействие, обладает теми же свойствами на уровне общего, то есть такими, какие присущи  вообще человеку при познании действительности и имеет свои особенные характеристики.  

Как видим, имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что  сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту. Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся  и всех участников целостного педагогического  процесса, который должен соответствовать  их ожиданиями и потребностям. Иначе  говоря, имидж как результат перцепции  человека или учреждения гораздо  в меньшей степени основан  на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания. 

Анализ имеющихся  определений показывает, что в  :зарубежной профессиональной литературе, посвященной проблемам исследования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления, а это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных видимых характеристик объекта, но и идеальных невидимых его характеристик. 

Следовательно, продуктивная имиджеобразующая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. Итак, среди условий, обеспечивающих продуктивность имиджа необходимо выделить, субъективные и объективные условия. Следовательно Я-концепция – это комплекс форм поведения – систему организованных человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих 
 

Глава 2. Теоретические  основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника 

  

1.1 Возрастные особенности  личности младшего школьника 

В нашей исследовательской  работе мы рассмотрим развитие младших  школьников в целом и специфику  проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими. К началу школьного периода формируется ряд новых психических образований [2]:  

- стремление к  общественно значимой деятельности;  

- способность управлять  своим поведением;  

- умение делать  простые обобщения;  

- практическое овладение  речью;  

- умение налаживать  взаимосвязи и сотрудничество  с другими людьми; 

В 6-7 летнем возрасте ребёнка первая крупная перемена в жизни. Ведущей деятельностью  становиться учение, изменяется уклад  жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка  к окружающим.  

В биологическом  отношении младшие школьники  переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и  заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс  ещё не завершается. Идёт интенсивное  развитие мышечной системы. С развитием  мелких мышц кисти появляется способность  выполнять тонкие движения, благодаря  чему ребёнок овладевает навыком  быстрого письма. Значительно увеличивается  сила мышц, все ткани детского организма  находятся в состоянии роста [45].  

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная  система, интенсивно развиваются функции  больших полушарий головного  мозга, усиливается соматическая функция  коры. Быстро развивается психика  ребёнка. Изменяются взаимоотношения  процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более  сильным, но по-прежнему преобладает  процесс возбуждения – младшие  школьники в высокой степени  возбудимы. Повышается точность органов  чувств. Возрастные изменения темперамента, несомненно, находятся в прямой зависимости  от хода созревания и развития организма  ребёнка, прежде всего мозговых основ  психики, свойств нервной системы [4].  

Детей отличают некоторые  признаки слабости типа нервной системы, что означает не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной  системы может обусловливать  в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и  такие черты, как лёгкость перехода к возбуждению, импульсивность.  

Характерны для  детских возрастов также интенсивность  эмоциональных переживаний и  их неустойчивость. Весьма обычны стремительные  переходы от горестных слёз к улыбке, веселью. Слабость нервной системы  удивительным образом сочетается в  годы детства с быстрым возобновлением энергии. Об этом своеобразии работоспособности  ребёнка К.Д. Ушинский писал: «Заставьте ребёнка сидеть, он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвиться и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы». [9]  

Нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности  темперамента: в каждом детском возрасте – своя специфика активности, эмоциональности  и моторики. В младшем школьном возрасте характерные черты активности – это лёгкость пробуждения интереса и недостаточная длительность состояния  сосредоточенности, связанные с  той же слабостью нервной системы. И эмоциональность в эту пору жизни, и моторика, иные, чем в  последующих школьных возрастах. С  годами происходит как увеличение возможностей нервной системы, так и ограничение, утрата её ценных детских свойств. (Петровский А.В., 1996)  

По мнению Дубровиной И.В. наиболее простое, естественное проявление темперамента можно наблюдать в  детском возрасте. Темперамент даёт о себе знать очень рано, уже  на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат  врожденные типы нервной системы. Они  составляют задатки, или природные  предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребёнка в его  взаимоотношении с окружающими  людьми и условиями жизни.  

У большинства младших  школьников черты темперамента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем  старше ребёнок, тем сложнее его  отношения с миром, тем чаще он испытывает воздействия этого мира, которые в той или иной степени  могут изменять особенности его  темперамента [33].  

Дети холерического  темперамента активны. Они быстро берутся  за дело и доводят его до конца. Они любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны  на уроке, легко включаются в работу. Но им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как их природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик  проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т. п. Поэтому он может  сделать много ошибок, неровно  писать буквы, недописывать слова и пр. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в эмоциогенных обстоятельствах. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды или гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Путём воспитания можно развить у холерика сдержанность, направить свойственную ему энергию на более точное выполнение деятельности, в результате упражнений, осмысления совместно с учеником его ошибок и работы с ними у ребёнка постепенно развивается новый темп деятельности.  

Дети-сангвиники отличаются большой живостью. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Однако они могут так же быстро охладеть к начатому делу, как и  увлечься им. Сангвиники могут дать искреннее обещание, но не выполнить  его. Они принимают горячее участие  в играх, но в процессе игры склонны  постоянно менять свою роль. Они  могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а его  подвижность нередко оборачивается  отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностностью. Путём разумного воспитания можно  помочь ребёнку-сангвинику преодолеть безразличие, поверхностное отношение  к делу, к одноклассникам, научить  его быть ответственным за свои обещания, дать ему почувствовать прелесть верности в дружбе, в симпатиях [34].  

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник