Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

Имидж учителя как  образ-представление о типичном представителе профессии существует в индивидуальном сознании школьника. Особенности содержания этого имиджа можно выявить путем изучения оценок по трем выявленным ранее факторам имиджа профессии учителя – «Особенности профессиональной деятельности и общения», «Учитель как личность», «Психологическая близость профессии учителя».  

Таким образом, построение типологии имиджа профессии учителя  может быть осуществлено на основе группировки респондентов по выделенным факторам восприятия. Испытуемые респонденты  каждой группы имеют сходные особенности  восприятия и характеризуются восприятием  определенного типа имиджа профессии  учителя. Выявление особенностей восприятия каждой группы путем сравнения средних  значений по каждому из выделенных факторов дают возможность описать  типы имиджа.  

Свойственный им тип имиджа профессии учителя  характеризуют низкая оценка профессиональной деятельности и стиля общения  современного учителя, невысокая оценка личностных качеств учителя и  отсутствие психологической близости и значимости профессии, явное отсутствие желания стать в будущем школьным учителем. Данный тип может быть определен как «Негативный имидж».  

Соотношение различных  типов имиджа профессии учителя, сформированных в групповом сознании школьников, представлено на рисунке 1. 
 
 

Рисунок 1. Соотношение  различных типов имиджа профессии  учителя у современных школьников 

Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных  типов имиджа неодинакова, в групповом  сознании школьников преобладает имидж  учителя как сильной личности, образованной и культурной. Исследование выявило и негативный тип имиджа профессии учителя, который сформирован  у 23% школьников, среди которых преобладают  младшие школьники 12 лет. Примечательно, что 19% учащихся свойственен «Профессионально привлекающий тип имиджа профессии  учителя»; среди таких респондентов значительно больше девочек в  возрасте 11-12 лет, учащихся в 3, 4классов. 
 

3.2 Методические рекомендации  для учителей начальных классов  по построению педагогического  имиджа 

  

Наиболее важными  элементами построения педагогического  имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):  

1. Создание имиджа  является только дополнением,  а не заменой педагогической  деятельности.  

2. Следует обращаться  к созданию педагогического имиджа  задолго до начала педагогической  деятельности.  

3. В основе коммуникации  должен быть простой язык, а  рассматриваемые проблемы должны  иметь значение для каждого.  

4. Обязательно необходимы  эксперты со стороны.  

При использовании  данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.  

Другим эффективно воздействующим элементом имиджелогии являются визуальные символы. Визуальное сообщение создает множество одинаковых цепочек восприятия, создает иные условия ее функционирования, так как сориентирована на иную половину мозга. Мысль правого полушария – это образ, гештальт. Такая мысль может служить основой догадки, интуиции. Но эта мысль не только глобальная, нерасчлененная и смутная. Не имея соответствующего языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя. 

Таким образом, визуальный канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение  обладает большей долговременностью. Именно этот канал является основным, так как внешние параметры  могут существенным образом видоизменить поведение человека. По полученными нами социологическим данным, первое впечатление от встречи формируется на 9% содержанием, а 37% - голосом и на 54% - внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей индивидуальной и социальной памяти, поэтому и считается самым сильным инструментом воздействия на другого человека. А это в свою очередь означает, что имиджелогия педагога имеет определенный набор составляющих соответствующих своих характеристик или компонентов, формирующих его профессиональный имидж. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение. 

Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять  себя, сколько умение видеть и оценивать  себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а  учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в  зависимости от решаемых педагогических задач. 

Педагог постоянно  сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или  ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных  ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или  целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической  грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения  учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих  воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому). Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.  

Слушание – это  процесс, в ходе которого устанавливаются  связи между людьми, возникает  ощущение взаимопонимания, которое  делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни [28]. 

Различают несколько  видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое. 

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения  той информации, которую хочет  донести собеседник, путем задавания  уточняющих вопросов.  

Продуктивные способы  активного слушания 

1.  Перефразирование (эхо-техника).  

Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав  их своими словами. Начать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...» [33].Главная цель «эхо-техники» – уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным. 

2.  Резюмирование.  

Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в  сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если  теперь подытожить сказанное Вами, то...» [21]. Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником. 

3.  Развитие идеи. 

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется  или резюмируется, а делается попытка  вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного [26]. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без  прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять  некатегоричные формулировки и мягкие тона. Активное слушание незаменимо в  конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует  свое превосходство. Это очень хорошее  средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить  партнеру, развить начавшийся конфликт. Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является чисто  формальное следование правилам. В  таких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас  понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы  в пользу своей собственной точки  зрения, фактически игнорируя точку  зрения собеседника. Потом такой  человек удивляется, что техника  активного слушания не работает. Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему  больно, стыдно, страшно. В таких  случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение. Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания. 

Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой [15]. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально. Главное в этом виде слушания [15]: 

-   не молчать,  потому что глухое молчание  у любого человека вызывает  раздражение, а у возбужденного  человека тем более;  

-   не задавать  уточняющих вопросов, потому что  это только вызовет ответный  взрыв негодования;  

-   не говорить  партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» – он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами.  

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые  переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника  и разделять его [22]. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся  оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя. 

Правила эмпатического  слушания[19 ]: 

Ø  Необходимо настроиться  на слушание: на время забыть о своих  проблемах, освободить душу от собственных  переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений  относительно собеседника. Только в  этом случае можно понять, что чувствует  собеседник, «увидеть» его эмоции. 

Ø  В своей реакции  на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство  не только правильно понято, но и  принято.  

Ø  Необходимо держать  паузу. После вашего ответа собеседнику  обычно надо помолчать, подумать, чтобы  разобраться в своем переживании.  

Ø  Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника  тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения  этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На  самом деле тебе хотелось бы, чтобы  на тебя все время обращали внимание»  не могут вызвать ничего, кроме  ответной агрессии и защиты.  

Ø  В случаях, когда  партнер возбужден и беседа складывается таким образом, что партнер говорит  «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный  характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять его последние слова.  

Ø  Методика эмпатического  слушания применима только в том  случае, когда человек сам хочет  поделиться какими-то переживаниями. В  случае же, когда он задает обычные  вопросы типа: «А вы не знаете, что  означает то-то?» или же просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слушания просто невозможно.  

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся  у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать  другого человека не столько с  целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить  его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним  относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального  контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т.е. в «состояние взаимной вражды». Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил (И. И. Рыданова) [26]: 

Ø  Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения  к информации.  

Ø  Учет глубинных  мотивов конфронтации учащихся (потребности  в личностном самоутверждении, повышении  статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния  психологического дискомфорта и  пр.).  

Ø  Выражение неизменной доброжелательности по отношению к  оппоненту, невзирая на репутацию и  статус.  

Ø  Заинтересованное и уважительное отношение к любой  точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.  

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник