Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа
Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература
Дети флегматического
темперамента отличаются медленно возникающей
слабой возбудимостью. Их чувства имеют
слабую внешнюю выразительность. Для
них характерно спокойное и ровное
поведение. Это смирные дети. Они
малообщительны, никого не трогают, не
задевают. Если их вызывают на ссору, они
обычно стараются её избежать. Они
не склонны к подвижным и шумным
играм. Они не обидчивы и обычно не
бывают расположены к веселью. Путём воспитания
можно помочь флегматикам преодолеть
их некоторую леность, развить большую
подвижность и общительность [34].
Дети с меланхолическим
темпераментом ведут себя тихо и
скромно, часто смущаются, когда
к ним обращаются с вопросами.
Их нелегко развеселить или
Познавательная деятельность
младших школьников проходит в процессе
учения. Немаловажное значение имеет
и расширение сферы общения. Восприятие
младших школьников отличается неустойчивостью
и неорганизованностью, но в то же
время остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью». Малая дифференцированность
восприятия, слабость анализа отчасти
компенсируется ярко выраженной эмоциональностью.
Динамические черты выступают не только
во внешней манере поведения, не только
в движениях – они дают себя знать и в
умственной сфере, в сфере побуждений,
в общей работоспособности. Естественно,
особенности темперамента сказываются
в учебных занятиях и в труде.
Наиболее близким
нам является мнение известного психолога
А.В. Петровского, который считает, что
различия по темпераментам – это,
прежде всего различия не по уровню
возможностей психики, а не по своеобразию
её проявлений. [5] Каждый темперамент
имеет и положительную, и отрицательную
стороны. Конкретное представление
об этом дают результаты изучения влияний
на учебную деятельность отдельных
свойств типа нервной системы
и соответствующих им черт темперамента.
Такие свойства темперамента,
как уровень активности и лёгкость
переключения с одного занятия на
другое могут оказывать весьма противоречивое
влияние на успешность учения. Всё
зависит от того, как используются
те или иные динамические черты. Так,
малая психическая активность нередко
компенсируется повышенной тщательностью
работы. Обычно в зависимости от
особенностей темперамента изменяется
самый способ учебных занятий, их
режим. Несомненно, что при любом
типе темперамента возможен свой путь
достижения высоких учебных успехов.
Педагогам и воспитателям
часто приходится сталкиваться с
различиями между детьми по их общей
активности и по выражению чувств.
Но для подлинного понимания таких
различий нужны достаточно длительные
и разносторонние наблюдения. При
кратковременном знакомстве с ребёнком
можно получить лишь отдельные, более
или менее яркие впечатления
о динамической стороне психике,
которые недостаточны, однако, для
достоверного суждения о свойствах
темперамента. Лишь зная условия развития
ученика, сопоставляя данные о его
поведении и деятельности в разных
обстоятельствах, можно отличить случайные
манеры, привычки от более коренных черт
темперамента.
Характер не является
врождённым, он формируется под воздействием
условий жизни и
На формирование
характера оказывают влияние
в первую очередь условия жизни
ребёнка, а так же формируется
в деятельности. С поступлением в
школу начинается новый этап формирования
характера. Ребёнок сталкивается с
рядом новых и строгих правил
и школьных обязанностей, определяющих
все его поведение в школе,
дома, в общественных местах. Эти
правила и обязанности
Основное условие
воспитания характера младших школьников
состоит в единстве общих требований
к ним с индивидуальным подходом
к каждому. Индивидуальный подход, не
должен ни в какой мере, нарушать
общих требований. Черты характера
формируются при повторении форм
поведения в жизни и
К концу первой ступени
школы восприятие ребёнка усложняется
и углубляется, становиться более
анализирующим, дифференцирующим, принимает
организованный характер. Внимание младших
школьников непроизвольно, недостаточно
устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление
у детей начальной школы
Воля не сформирована,
мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность,
способность глубоко и сильно
переживать превалируют над доводами
разума, школьник совершает множество
необдуманных действий. Развитие младшего
школьника – очень сложный
и противоречивый процесс. В этом
возрасте растущий человек должен очень
многое понять, а поэтому нужно
максимально использовать каждый день
его жизни. Главная задача возраста
– постижение окружающего мира:
природы, человеческих отношений. Важно
отметить, что для выполнения этой
задачи учителю необходимо мотивировать
учеников [44].
Мотивация (от лат. «двигать»)
– общее название для процессов, методов,
средств побуждения учеников к активной
познавательной деятельности. (И.П. Подласый,
2000) С позиции ученика следует вести речь
о мотивации учения. Мотивация как процесс
изменения состояний и отношений личности
основывается на мотивах, под которыми
понимаются конкретные побуждения, причины,
заставляющие ученика учиться, действовать,
совершать поступки. Классифицировать
мотивы, действующие в системе обучения,
можно по различным критериям. По видам
выделяют социальные и познавательные
мотивы. По уровням эти мотивы подразделяют
на широкие и узкие социальные, мотивы
социального сотрудничества, широкие
познавательные, учебно-познавательные,
самообразования. Так же мотивы делятся
на внешние и внутренние. Первые исходят
от педагогов, родителей, класса, общества
в целом и приобретают форму подсказок,
намёков, требований, указаний, требований,
понуканий или даже принуждений. Истинный
источник мотивации ребёнка находится
в самом ребёнке. Вот почему решающее значение
придаётся не мотивам обучения – внешнему
нажиму, а мотивам учения – внутренним
побудительным силам.
Обучение младшего
школьника в зависимости от ситуации
определяют и направляют различные
мотивы [44]:
- чувство долга,
- желание получать
похвалу учителя,
- боязнь наказания,
- привычка выполнять
требования взрослых,
- познавательный
интерес,
- честолюбие,
- стремление утвердиться
в классе,
- желание порадовать
родителей,
- желание получить
«пятёрку»,
- желание получить
награду,
Среди этих мотивов
один будет главным, ведущим, остальные
– сопутствующими. Учитель будет выделять
главный мотив и действовать, опираясь
прежде всего на него.
Таким образом составить
первичное представление о
1.2 Психологический
инструментарий в имиджелогии педагога
и особенности его использования в процессе
становления личности младшего школьника
Опираясь на имеющиеся
определения имиджа, выделим его
основные составляющие. Наиболее значимые
из них [39]:
1. Внешний облик;
2. Использование
вербальных и невербальных
3. Внутреннее
соответствие образа профессии
- внутреннее "Я".
Внешний облик помогает
человеку привлечь к себе внимание,
создать положительный настрой
на себя, показаться не только симпатичным
человеком, но и прекрасным учителем.
Учитель всем своим внешним обликом
должен располагать к себе учащихся
и взрослых. В нем постоянно
должны отражаться его богатый внутренний
мир, любовь к детям и забота о
них. Следует всегда помнить, что
дети учатся у взрослых людей, и прежде
всего у любимого учителя, правильно
одеваться. В манере одеваться проявляется
одно из главных правил: красиво
выглядеть - значит проявлять уважение
к окружающим людям. Это означает,
что такие требования, предъявляемые
к внешнему виду человека, помогают
педагогу улучшить свой профессиональный
имидж. Правильный выбор одежды помогает
добиться профессионального успеха.
Избегая недоверчивого
Разумно сочетая
требования моды со своим внешним
видом, следует соблюдать такое
правило: быть одетым слишком модно
- признак дурного вкуса, отставать
же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться
по моде, но так, чтобы это не бросалось
в глаза. Настоящий учитель не
станет подчеркивать одеждой свою привлекательность,
он будет демонстрировать на работе
свой ум, профессиональные навыки и
способности, более важные во всех отношениях,
чем внешность.
Вербальные и невербальные
средства общения - важные составляющие
имиджа педагога. Что и как учитель
говори, умеет ли словом настроить
школьника на себя, какие жесты
и позы при этом демонстрирует, что
происходит с его мимикой, как
сидит, стоит и ходит - все это
влияет на восприятие младших школьников.
Для улучшения своего профессионализма
учителю необходимо обратить внимание
и на умение представить себя окружающим
наиболее выгодным образом. Доказано,
что 35% информации школьник получает при
словесном (вербальном) общении и 65%
- при невербальном. Внутреннее соответствие
образа профессии - внутреннее "Я",
на наш взгляд, ведущее из составляющих
педагогического имиджа, поскольку
умение нравиться и располагать
к себе других людей выступает
необходимым качеством в