Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

Дети флегматического  темперамента отличаются медленно возникающей  слабой возбудимостью. Их чувства имеют  слабую внешнюю выразительность. Для  них характерно спокойное и ровное поведение. Это смирные дети. Они  малообщительны, никого не трогают, не задевают. Если их вызывают на ссору, они  обычно стараются её избежать. Они  не склонны к подвижным и шумным играм. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Путём воспитания можно помочь флегматикам преодолеть их некоторую леность, развить большую подвижность и общительность [34].  

Дети с меланхолическим  темпераментом ведут себя тихо и  скромно, часто смущаются, когда  к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у  них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся  за какое-либо дело, то проявляют в  этом постоянство и устойчивость. Им надо помочь развить коммуникативные  способности, укреплять уверенность  в себе./Дубровина И.В., Кулагина И.Ю., Мухина В.С., Обухова Л.Ф., Петровский А.В. и др./  

Познавательная деятельность младших школьников проходит в процессе учения. Немаловажное значение имеет  и расширение сферы общения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью  и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной  любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они дают себя знать и в умственной сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.  

Наиболее близким  нам является мнение известного психолога  А.В. Петровского, который считает, что  различия по темпераментам – это, прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а не по своеобразию  её проявлений. [5] Каждый темперамент  имеет и положительную, и отрицательную  стороны. Конкретное представление  об этом дают результаты изучения влияний  на учебную деятельность отдельных  свойств типа нервной системы  и соответствующих им черт темперамента.  

Такие свойства темперамента, как уровень активности и лёгкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Всё  зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко  компенсируется повышенной тщательностью  работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом  типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов. 

Педагогам и воспитателям часто приходится сталкиваться с  различиями между детьми по их общей  активности и по выражению чувств. Но для подлинного понимания таких  различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При  кратковременном знакомстве с ребёнком можно получить лишь отдельные, более  или менее яркие впечатления  о динамической стороне психике, которые недостаточны, однако, для  достоверного суждения о свойствах  темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его  поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные  манеры, привычки от более коренных черт темперамента.  

Характер не является врождённым, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного  воспитания. Кое-что в характере  является и врождённым – именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда  закладывается основа характера  человека [47].  

На формирование характера оказывают влияние  в первую очередь условия жизни  ребёнка, а так же формируется  в деятельности. С поступлением в  школу начинается новый этап формирования характера. Ребёнок сталкивается с  рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти  правила и обязанности развивают  у школьника организованность, аккуратность, целеустремлённость, настойчивость, систематичность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно  важную роль в формировании характера  играет школьный коллектив. В школе  ребёнок вступает в отношения  содружества и взаимопомощи с  товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед  коллективом класса, школы, чувство  товарищества, коллективизм. Так же ребёнок знакомится со вторым языком – английским. Он узнаёт традиции и  обычаи, историю и культуру Англии, знакомится с фольклором страны, особенностями строения языка и т.д., что, несомненно, оставляет отпечаток на развитии младшего школьника.  

Основное условие  воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход, не должен ни в какой мере, нарушать общих требований. Черты характера  формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчёркивал, что очень  важно постоянно упражнять детей  в правильном поступке, «организовывать… гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения [28].  

К концу первой ступени  школы восприятие ребёнка усложняется  и углубляется, становиться более  анализирующим, дифференцирующим, принимает  организованный характер. Внимание младших  школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление у детей начальной школы развивается  от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Л.С. Выготский указывал, что в школьный возраст ребёнок вступает с относительно слабой функцией интеллекта.[28] Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. У младших школьников складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения. Младший школьный возраст предоставляет больше возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное огромный авторитет, которым пользуется учитель. В этом возрасте, оставив семью, ребёнок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря. Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьёзные дела для семьи, узнаёт школьный распорядок. Но, освоив законы «общежития», он пытается их нарушить, но искренне раскаивается в своих поступках. Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любят игры, ответственно относятся к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.  

Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество  необдуманных действий. Развитие младшего школьника – очень сложный  и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень  многое понять, а поэтому нужно  максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Важно  отметить, что для выполнения этой задачи учителю необходимо мотивировать учеников [44].  

Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. (И.П. Подласый, 2000) С позиции ученика следует вести речь о мотивации учения. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяют социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяют на широкие и узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные, учебно-познавательные, самообразования. Так же мотивы делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, требований, понуканий или даже принуждений. Истинный источник мотивации ребёнка находится в самом ребёнке. Вот почему решающее значение придаётся не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам. 

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные  мотивы [44]:  

- чувство долга,  

- желание получать  похвалу учителя,  

- боязнь наказания,  

- привычка выполнять  требования взрослых,  

- познавательный  интерес,  

- честолюбие,  

- стремление утвердиться  в классе,  

- желание порадовать  родителей,  

- желание получить  «пятёрку»,  

- желание получить  награду,  

Среди этих мотивов  один будет главным, ведущим, остальные  – сопутствующими. Учитель будет выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.  

Таким образом составить  первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов  учения можно, наблюдая отношение школьника  к учителю. Исследования позволяют  выделить несколько ступеней включённости ребёнка в процесс учения: отрицательное, положительное и безразличное. Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей – при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – правильная характеристика учеников, принадлежащих к этому типу. На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубокой осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. Ученик ищет нестандартные способы решения учебных задач, проявляется гибкость мышления, предпочтения отдаётся творческой деятельности, увеличивается доля самообразования. Во многом на становление личности младшего школьника влияет имидж педагога. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.  

1.2    Психологический  инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника 

Опираясь на имеющиеся  определения имиджа, выделим его  основные составляющие. Наиболее значимые из них [39]:  

1.  Внешний облик;  

2.  Использование  вербальных и невербальных средств  общения;  

3.  Внутреннее  соответствие образа профессии  - внутреннее "Я".  

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой  на себя, показаться не только симпатичным  человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом  должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно  должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о  них. Следует всегда помнить, что  дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно  одеваться. В манере одеваться проявляется  одно из главных правил: красиво  выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые  к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения  коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. [40]  

Разумно сочетая  требования моды со своим внешним  видом, следует соблюдать такое  правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать  же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться  по моде, но так, чтобы это не бросалось  в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и  способности, более важные во всех отношениях, чем внешность. 

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа педагога. Что и как учитель  говори, умеет ли словом настроить  школьника на себя, какие жесты  и позы при этом демонстрирует, что  происходит с его мимикой, как  сидит, стоит и ходит - все это  влияет на восприятие младших школьников. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации школьник получает при  словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку  умение нравиться и располагать  к себе других людей выступает  необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах 

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник