Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа
Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература
Дальнейшее развитие
теоретико-методологических аспектов
исследования личности и особенностей
ее развития применительно к онтологии
и генезису имиджа как социального
явления и его познания мы находим
в работах известных
Современными социальными
психологами отмечается, что всякое
познание и есть ментальная реконструкция
того, что существует на самом деле.
Эта реконструкция
В самом общем
плане следует сказать, что восприятие
другого человека означает восприятие
его внешних признаков, соотнесение
их с личностными характеристиками
воспринимаемого индивида и интерпретацию
на этой основе его поступков.
Представление о
другом человеке тесно связано с
уровнем собственного самосознания.
Потребность индивида быть личностью
становится условием формирования у
других людей способности видеть
в нем личность, жизненно необходимую
для поддержания единства, общности,
преемственности, передачи способов и
результатов деятельности и установление
доверия друг к другу, без чего
трудно надеяться на успех общего
дела.
Потребность быть личностью,
потребность в персонализации обеспечивает
активность включения индивида в
систему социальных связей, в практику
и вместе с тем оказывается
детерминированной этими
В зарубежной психологии
концепции особенностей познания людьми
друг друга как составляющей социально-психологические
аспекты имиджа занимают работы таких
известных психологов, выполненные
на основе идей бихевиоризма, психоанализа,
когнитивизма и других школ, как А. Адлера,
Э. Берна, У. Джеймса, Дж. Капрара, А. Маслоу,
Г. Олпорта, К. Роджерса, Д. Сервона, Б.Ф.
Скиннер, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни,
Т. Шибутани, К. Юнга и многих других.
Мир каждого человека
сконцентрирован вокруг него самого.
Обладание статусом позволяет человеку
ожидать и требовать
Таким образом, отмечая
существование значительных различий
в точности первого впечатления
об одном и том же человеке у
разных людей, необходимо еще и еще
раз подчеркнуть, что эта точность
связана не только с возможностями
лица, выступающего в роли субъекта
познания, но и с особенностями
оцениваемого по первому впечатлению
человека. Бесспорно, в проявлениях
личности находит выражение ее сущность,
но чтобы действительно раскрыть
и понять эту сущность, надо увидеть
личность во всех ее главных связях
с действительностью, т.е. в труде,
познании и общении.
Как видно из изложенного,
познание людьми друг друга является
обязательной стороной их взаимодействия
и условием регулирования каждым
из них своего поведения в соответствии
с обстоятельствами и решаемыми
задачами. Образы восприятия, представления
и формирующиеся у человека понятия
о других людях, концентрируя в себе
информацию об этих людях, дают ему
возможность действовать по отношению
к каждому из них целесообразно.
Хотя знание человеком самого себя
всегда образуется на основе многократных
сопоставлений и сравнений себя
с другими людьми, оно, возникнув
и постоянно развиваясь, в свою
очередь влияет на формирование знаний
о других людях, на оценку их, на отношение
к ним как составляющие его
имидж.
Таким образом, познание
человека друг друга, обуславливающее
их взаимодействие, обладает теми же свойствами
на уровне общего, то есть такими, какие
присущи вообще человеку при познании
действительности и имеет свои особенные
характеристики.
На уровне отражения
человеком предметного мира его
познанию, как справедливо отмечается
в социальной философии, присущи
предметность, константность, целостность,
обобщенность, структурность. Все эти
свойства с особой силой проявляются
в процессе познания и отражения
другого человека. Взаимодействие человека
с человеком в отличие от взаимодействия
его с неодушевленным предметом
или с живым существом, лишенным
сознания и самосознания, имеет субъектно-субъектный
характер. Все это является существенным
основанием для исследования имиджа
как социально-психологического явления
[3].
Рассмотрение содержания
работ, относящихся к психологии
познания людьми друг друга, позволяет
четко увидеть основные тенденции,
и даже первые истоки появления имиджа
человека и имиджелогии как отдельной
науки.
Первая из этих тенденций
заключается в том, что постепенно
все более расширяются знания
о феноменологии, закономерностях
и механизмах, которые, выражая смысл
психологии познания людьми друг друга,
оказываются объектом внимания исследователей.
На первом этапе целенаправленной работы
в этой области психологами были изучены
преимущественно особенности восприятия
человека человеком и формирование понятия
о личности этого человека у тех людей,
которые с ним взаимодействуют. Так были
прослежены в сравнении особенности восприятия
людьми человеческого лица и просто предмета
(А.М. Зимичев, В.Н. Панферов), раскрыты изменения,
происходящие в восприятии и понимании
другого человека на протяжении дошкольного
возраста (Р.А. Максимова, В.Н. Панферов,
И.А. Шихина), у младших школьников и подростков
(Г.Ф. Гусева, В.Н. Куницына, М.П. Тихонова,
Г.Г. Финникова), в старшем школьном возрасте
(С.В. Кондратьева, А.А. Русалинова), в более
зрелом возрасте (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов
и др.).
В это же время
появились и другие работы, раскрывающие
влияние приобретенной
Кроме того, была предпринята
попытка исследования психологических
условий, раскрывающих особенности
создания у человека эталонов и стереотипов,
как возрастных, так и профессиональных,
которые воздействуют на восприятие
им внешнего облика других людей и
социально-психологическую
Как видим, имидж, обладает
сходными со стереотипом свойствами:
ярко выраженной эмоциональной оценкой,
устойчивостью у представителей
различных социальных групп, схематичностью.
С установкой имидж роднит то, что
сформированный имидж влияет на готовность
к совершению определенных действий
по отношению к оцениваемому объекту.
Однако, как нам
представляется, имидж обладает рядом
особенностей, позволяющих говорить
о нем как об обособленном механизме
социальной перцепции.
Имидж - это специально
конструируемый образ для потенциальных
обучающихся и всех участников целостного
педагогического процесса, который
должен соответствовать их ожиданиями
и потребностям [9]. В имидже изначально,
по сути, задается: схематичность и
неполнота, а также положительная
направленность эмоционального оценивания.
Положительная оценка, присущая имиджу,
крайне важна, так как является залогом
устойчивости предприятия в кризисных
ситуациях и гарантией успеха
политика на выборах. Имидж играет роль
и имеет место при
Таким образом, имидж
как результат перцепции
Мы берем за основу
определение, приведенное В.Н. Куницыной,
о том, что имидж - образ, представление,
методом ассоциаций наделяющий объект
дополнительными ценностями, не имеющими
основания в реальных свойствах
самого объекта, но обладающими социальной
значимостью для воспринимающего этот
объект. Наше определение распространяется
на все случаи употребления понятия, имеется
ли в виду имидж учителя, имидж школы или
имидж учреждений образования. Отличие
имиджа педагога и имиджа школы, на наш
взгляд, заключается только в том, что
при перцепции предприятия отсутствует
опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый
объект, на «функциональные» характеристики,
присущие в той или иной степени педагогу
или лидеру.
§1.2 Понятие об имидже,
педагогическом имидже и педагогической
имиджелогии
Имидж должен обрести
собственное существование, стать
отдельной ценностью и
Каждый из нас
создает определенный образ –
имидж – представление о
Различные теоретические
подходы рассматривают разные грани
феномена субъекта, но применительно
к целям нашего исследования можно
заключить, что субъект как философская
категория раскрывает определенное
качество активности человека, его
способность к самоопределению
и саморазвитию, способность достраивать
субстанцию, созидать, развивать и
реализовывать ее новые возможности.
Внимание к имиджу актуализировалось
в последние годы в связи с
обострившейся проблемой
Именно поэтому
в рамках традиционных научных дисциплин
– психологии, экономики, социологии,
политологии – появляются специальные
научно-практические отрасли: теория и
практика рекламы, public relations, имиджелогия
и другие, основным предметом которых
становится формирование образов, в том
числе и социальных образов. Оперируя
преимущественно в пространстве символов,
они, тем не менее, способствуют решению
задач в реальной жизни.
Имидж находится
в ряду таких понятий, как рейтинг,
репутация, известность, популярность,
престиж, авторитет и др. В социологии,
и, прежде всего, социологии управления
имидж может рассматриваться
в контексте теории социальных статусов
и ролей, концепции социального
действия и взаимодействия, теории
конфликта. [13]
Если в рамках
практической психологии, имиджелогии
и других прикладных дисциплин преимущественное
внимание уделяется проблемам социальной
перцепции, аттракции, атрибуции, самомониторинга,
управления путём произведения впечатления
для создания внешне привлекательного
образа объекта и разрабатываются соответствующие
методы и инструментарий (позиционирование,
вербализация, детализация, визуализация
и т.д.), то социологию имидж интересует
с несколько иных позиций. Для социологии,
и, прежде всего, социологии управления
важно, как имидж организации, социальной
или профессиональной группы, а также
имидж их программ, целей, планов, намерений
влияет на качество выполнения организациями,
коллективами, целевыми группами своих
функций, насколько имидж воздействует
на статус того или иного социального
объекта, каковы социальные механизмы,
которые можно задействовать, чтобы создать
адекватный (не обязательно положительный)
имидж.