Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

На данном этапе  нами использовались такие методы педагогического  исследования как: 

Ø  педагогическое наблюдение; 

Ø  интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;  

Ø  социальный опрос; 

Ø  сравнительный  анализ; 

Ø  методы математической обработки. 

Базой практики стала  МОУСОШ № 35 г. Ставрополя. В целом  в работе участвовало 100 человек. 

Для выявления профиля  стереотипного современного учителя, соответствующего представлениям и  ожиданиям школьников разного возраста начальной школы (1–4 классов). На данном этапе эксперимента было проведено  психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние  имиджа практикующих учителей.  

Имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, то есть современными школьниками, соответствуют полученным структурным компонентам (по Е.А.Петровой): 

- индивидуально-личностные  качества;  

- коммуникативные  особенности;  

- особенности профессиональной  деятельности;  

- внешний облик. 

Таблица № 1. 

Критерии и показатели оценки имиджа педагога начальных классов

Критерии 

Показатели 

Методы и методики 

Субъектный 

·  мотивационный 

·  когнитивный 

·  эмоциональный 

беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»; 

 методики: «Профессиональные  установки и ценности», «Напишите  свой портрет», «Дембо-Рубинштейн»; мотивация профессиональной деятельности (А.А.Реан);  

беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому); 

беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»; 

САН, ШСНС, тест на определение  коэффициента комфортности; методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому); тесты: «Ваши эмпатические способности», «Насколько Вы терпимы?», ШРЛТ Спилберга-Ханина, школьная тревожность по Филипсу; 

операционно-деятельностный 

·  владение способами  реализации имиджа педагога, способствующего  процессу становления личности младшего школьника; 

·  владение способами  диагностики проявлений имиджа педагога в профессиональной деятельности;  

·  владение способами  коррекции и развития имиджа педагога. 

наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; 

метод экспертной оценки, методика «Ваш имидж»; тесты-опросники: невербальной компетентности (Е.А.Петрова), «Склонность к рефлексии невербального поведения»; 

наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; 

отношений 

·  выбор стиля  руководства и стиля общения; 

·  комфортная психологическая  атмосфера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса. 

наблюдение, анкета, метод экспертной оценки, 

методики: «Стиль руководства», «Учитель глазами ученика»; 

наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. 
 

Анализ проводился в четыре этапа (В.Ф.Петренко, Е.А.Петрова, А.А.Калюжный, Н.М.Шкурко и др.) 

  

1 этап – мотивационно-целевой 

Цель – развитие позитивной мотивации нынешних педагогов  к созданию имиджа учителя в своей  профессиональной деятельности собственными силами или посредством образовательного имиджмейкера. 

Содержание: развитие мотивации на построение имиджа учителя  как компонента профессионально-педагогической деятельности, трактование первостепенных четких целей и задач имиджирования при владении наставником установленной степенью педагогического мастерства, информируют воспитателя о адекватности им неадекватности проводимых операций по осуществлению известного процесса. Усвоение сведений педагогом о правилах и ценностях педагогического поведения помогают субъекту оценить способы постижения культуры профессионально-педагогической деятельности и подтвердить верность выбранной мотивации. Адаптация современного учителя в социокультурном пространстве шкалы, органической частью которой он является. 

Условие. Ценностно-нормированное  поведение учителя обеспечивает ему постоянную и твердую позицию  в воспитательной среде в качестве активного субъекта; создает обстановку сотрудничества и взаимопонимания  между педагогом и школьниками  в процессе субъект-субъектного взаимодействия. Базовыми приемами осуществления условий являлись креативно-коллективные действия, тематические недели с активным привлечением к ним учащихся, различные встречи, факультативы, специально разработанная диагногстика «Оценка педагогического имиджа». 

Результат: сформированность положительного мотива к имиджированию учителя, усвоенность субъектом цели и задач, азов педагогического мастерства, так необходимых для строительства имиджа воспитателя в профессионально-педагогической деятельности. Осознанность непоколебимого факта: построить имидж можно двумя способами: с помощью имиджмейкера или надеясь на собственные силы.

2 этап – концептуально-стратегический 

Цель - определение  магистральной стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции). 

Содержание: на данной стадии имиджирования педагога происходит углубленное рассмотрение сущностной направленности и стратегической политики изучаемого процесса. Ведущие стратегии (позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, детализация, метафоризация, вербализация, визуализация, дистанционирование, акцентирование информации, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и др.) выделяют общую линию поведения наставника, при этом она выбирается либо самим воспитателем, либо специалистом в области имиджа. Подбор стратегии происходит из ограниченного количества стратегии имиджирования, адаптированных педагогической деятельности. Принципы имиджирования не поддаются каким-либо модификациям, они философско-концептуальный аппарат явления размещается в центре имиджстроительства, то есть становится базисом понятия. В философско-концептуальную совокупность имиджирования педагога входят феномены: «установка», «Я-образ», «самоконтроль», «эмоциональное отношение и воздействие», «эффект первого впечатления», «личностная сущность наставника», «педагогическое воздействие». Осознанием, воспитывающим каждого из элементов философско-концептуального блока делает процесс имиджирования последовательным и динамичным. 

Условия. Выбор стратегии  поведения учителя, изучение и внедрение  принципов имиджирования, а также Я-концепции, дают возможность педагогу уверенно формировать интегрированный имидж, просчитывать будущие ходы, вовремя корректировать свой образ на ранних этапах его создания. Необходимо выделить условия реализации и регулирования концептуально-стратегической программы: ролевые и сюжетные игры, факультативы, психолого-педагогические чтения, уроки философии, посвященные Я-концепции и уроки логики, изучающие явления «стратегия» и принципы и др. 

Результат: определенность в выборе стратегии, которая бы не противоречила индивидуальности педагога и сложившийся ситуации, осознание  учителем принципиального значения построения имиджа и полное подчинение наставника принципам имиджирования с тщательной проработкой Я-концепции индивида. 

  

Ш этап - консультативно-технологический 

Цель – изучение личностных свойств воспитания, самоопределение  его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального  аппарата, сочетание ведущей стратегии  с тактическими вариантами, усвоение имиджевых технологий. 

Содержание: системное  овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности помогают учителю раскрыть собственные личностные характеристики, сделать правильный и продуктивный отбор этих качеств  на фундаменте разработки критериев  и показателей для наставника, пытающегося освоить имиджирование. Данные критерии служат и профессиональному самоопределению воспитателя в рамках педагогической профессии. Становление профессиональной Я-концепции и овладение тактическими версиями, которые вместе с кардинальной стратегией образуют имидж-технологию. 

Условия. Подчеркивание  цели и организации процесса имиджирования содействуют вычленению личностных образований и созданию разноуровневых критериев и показателей. Для актуализации профессиональных характеристик учитель участвует во всех сферах жизнедеятельности социума класса. Реализация программыавторского специального курса «Педагогическая имиджелогия» и методики «Оценка педагогического имиджа» через организацию рефлексии, диалога, полилога, коллективной творческой деятельности, деловых игр и т.п. Имиджевая технология формируется за счет индивидуальных бесед и интервью имиджмейкера с наставником. 

Результат: педагог- обладатель учительского имиджа, умеющий дать оценку своему поведению в собственной профессиональной деятельности. 

  

4 этап – результативно-оценочный 

Цель – корректировка  имиджа учителя. 

Содержание: актуализация, изменение, продвижение и самоутверждение  имиджа учителя. Приобретение авторитета среди учеников посредством сформированного  имиджа, рефлексия деятельности: Возможно ли построение имиджа учителя, который  был на противоречии сущности самого наставника? Как много времени  занимает конструирование имиджа одного воспитателя? Есть ли затруднения в  построении имиджа учителя? Какой характер они носят? 

Условия. Самовыражение  в настоящей профессиональной деятельности, во внеучебное время, на культурно-массовых мероприятиях, рефлексия ситуаций с помощью контрольных вопросов (вопросы для самоконтроля) из специального курса «Педагогическая имиджелогия». 

Результат: компетентность и квалифицированность будущего педагога, умение рефлексировать в  профессиональной деятельности путем  изменений в собственном имидже учителя, необходимо выделить, что ни одна из изученных стадий формирования имиджа учителя не является сверхважной. Выведенные этапы взаимообуславливают и взаимовлияют друг на друга. Огромную роль в становлении имиджирования как процесса играет приобретение обучающим так называемого профессионализма. Следует сказать, что «…без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, ущербности «Я-концепции», неудовлетворенности результатами деятельности). Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики» [35]. 

После рассмотрения этапов имиджирования, имиджмейкером или самим наставником принято оценивать эффективность имиджирования. Эффективность имиджирования определяется как адекватность изменений в сознании и социальных действиях личности тем целям, которые ставились в процессе ее развития за соответствующий промежуток времени. Как показывают личные наблюдения авторов, имиджирование часто проводится в двух формах: групповой и индивидуальной, из которых исследователей нынешней проблемы интересует больше вторая. Индивидуальное имиджирование (в том числе и индивидуальный имиджмейкинг) субъекта идет по пути разделения на: внешне-направленное и внутренне-центрированное. Внешне-направленное имиджирование учителя, проводимое профессиональным имиджмейкером разбивается на две стадии: моделирование (выявление психотипа (способностей, темперамента, характера, воли, эмоции, мотивации), выборка на базе итогов диагностики габитарно-аксессуарных элементов, кинестетических компонентов, общеповеденческих особенностей, социально-психических компонентов, атрибутивно-средовых особенностей и консультирование (обучение способам усвоения сегментами скоординированного имиджа и приемам самоимиджирования). Внутренне – центрированное имиджирование обращение к личности воспитателя и как сам процесс вбирает в себя алгоритмически выстроенные ступени: во-первых, разработка эталонного имиджа индивида; во-вторых, создание промежуточной конструкции между спонтанной и идеальной версиями имиджа педагога, предъявление данного имиджа целевой аудитории; в-третьих, обучение приемам самоимиджирования и построения благоприятной имиджевой среды. Первая стадия внутренне-центрированного имиджирования наставника содержит характеристику и доказательство запроса обучающего на процесс имиджирования, а также разработку совершенного облика с наличием ментальности индивида, его антропологических, полоролевых. Возрастных, эстетических параметров, внутренне - этичного, индивидуально-субъектного, профессионального уровня развития, степени сконструированности имидж - притязаний, присутствие реальных вариантов их продвижения и т.д. второй пункт личностного имиджирования состоит из: материализации появившихся компонентов образа их объединения в учебные пространства субъекта, обрабатывание новых поведенческих стереотипов, синхронной адекватности самооценки, изменений недействующих психоэмоциональных положений. Приспособленческих состояний.. поведенческих проявлений, вербальной и невербальной коммуникации, поведенческих стереотипов; выработку устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройку системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющий раскрыть внутренний потенциал человека (например, манера поведения, одежда, прическа, макияж, аксессуары и другие); повышение уровня саморегуляции, адаптированности человека к быстро изменяющимся условиям его жизни; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и т.д., в совокупности обеспечивающих гармонизацию психологического статуса индивида его внутреннего мира с внешним обликом и поведением. Третья стадия внутренне - центрированного имиджирования учителя – обучение его способам самопредставления и приемам формирования благоприятной имиджевой среды вокруг себя. Подобное происходит в результате информационных сообщений демонстрации разных наглядностей, показа аудитории школьников, необходимых характеристик самоимиджирования и всевозможных типов имидж-тренингов (психотренинг, социально-психологический, коммуникативно-речевой, операционный, инновационно-рефлексивный, коммуникативной компетентности и т.п.), помогающих запоминанию новых стереотипов поведения и самопредставления. 

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник