Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

Таким образом, анализ имеющихся определений показывает, что в зарубежной профессиональной литературе, посвященной проблемам  исследования имиджа, термин «имидж»  употребляется в значении, которое  можно было бы сформулировать следующим  образом: отражение в психике  человека в виде образа тех или  иных характеристик объекта или  явления, а это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных видимых характеристик объекта, но и идеальных невидимых его характеристик. 

Большинство российских отечественных специалистов в данной области так трактуют и переводят  слово «имидж» как образ. Подобная интерпретация этого термина  была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово  «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто  употребляемые [14]:  

- внешний вид,  облик, наружность, внешность; 

- живое, наглядное  представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях  кого-либо;  

- форма восприятия  сознанием явлений объективной  действительности, воспроизведение  сознанием предметов и явлений  внешнего мира; 

- обобщенное художественное  восприятие действительности, облеченное  в форму конкретного индивидуального  явления;  

- характер, склад,  направление чего-либо:  

- способ, средство. 

Подобная многозначность русского слова «образ» неизбежно  ведет к появлению следующего вопроса: какое из этих значений русского слова «образ» наиболее ближе к английскому «image», ближе к слову «имидж» в том значении, в котором оно употребляется в русской речи? 

Исходя из изложенного, следует полагать, что термин «имидж»  если и может употребляться как  синоним термина «образ» в  значении внешний вид, то по отношению  к человеку только в связи с  обсуждением одной из составных  частей имиджа, детерминируемой габитусом (внешним видом) человека, и тогда  эту составную часть имиджа человека можно назвать габаритным имиджем, а по отношению к предмету только в связи с обсуждением одной из составных частей его имиджа, детерминируемый внешним видом предмета, отмечая при этом, что образ любого предмета – это психическое отражение не обязательно только видимого. [15] 

Резюмируя сказанное, подчеркнем, имидж какого-либо объекта  – это нестереотипный образ, который  может иметь стереотипную оценку (а может и не иметь ее), образ, могущий иметь рациональный или  эмоциональный характер, возникший  в психике человека – в сфере  его сознания или подсознания  в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного  объекта, либо косвенного на основе восприятия уже оцененного кем-то образа на основе восприятия оценки этого образа, сформированного в психике других людей. 

При этом заметим, что, если имидж – это образ в  описанном выше аспекте, то насколько  приемлемо обратное утверждение: образ  – это имидж, или по-иному, любой  ли образ, возникший в психике  человека в результате восприятия, является отражением характеристик  этого объекта, прототипом образа? Это в свою очередь означает, что не каждый образ объекта (человека, предмета, системы), возникающий в психике человека или группы людей, может называться имиджем, а только тот, к прототипу которого у этого человека или людей есть определенное отношение, и тогда имидж можно определить так: имидж – это только тот образ, к которому у человека имеется определенное отношение. Иными словами, образ объекта – это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, системы) [16].  

Значит, для того, чтобы образовался имидж, мало воспринимать те или иные характеристики объекта (человека, предмета, системы) и сформировать в своей психике образ этого  объекта, еще необходимо, чтобы к  этому образу, а точнее к прототипу  этого образа, возникло определенное отношение и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе этого образа. Поэтому получается, что имидж - это не столько образ, сколько отношение к образу и мнение об этом образе. 

Далее, если имидж  – это именно такой образ, к  которому у человека, воспринявшего  характеристики прототипа образа, есть определенное эмоциональное или  рациональное отношение, то можно ли полагать имиджем образ самого себя?  

Доказано, что образ  самого себя без презентации этого  образа в психику другого человека (без восприятия характеристик этого  объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. Это в свою очередь означает, что имиджем человека можно назвать только тот оценочный образ этого человека, который возник у другого человека, а не у самого себя. [17]. 

Следовательно, имидж  объекта возникает: когда человек, входящий в определенную социальную группу людей (в нашем случае учитель, являющийся членом педагогического  коллектива школы), воспринимает внешние  или внутренние характеристики какого-то объекта, другого человека, предмета или явления, в результате такого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта, этот объект невольно соотносится человеком  с собственной системой ценностей, в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения. 

Поэтому имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного  в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это  как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей. [17] 

Такой анализ наиболее продуктивно осуществить, рассматривая имиджелогию как специальную науку. При этом понятие имидж выступает как исходное понятие, основная категория имиджелогии. 

Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для  таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в  создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники. 

Опираясь на имеющиеся  определения имиджа, выделим его  основные составляющие. Наиболее значимыми  из них являются: внешний облик; использование  вербальных и невербальных средств  общения; внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее “Я” [18]. 

Противоречие между  собственным образом и «Я в  глазах других» является важной предпосылкой имиджевой деятельности.http://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn37 Деятельность субъекта по созданию имиджа мотивируется несовпадением представлений о том, как организация должна восприниматься окружающими («желаемый имидж») и как они реально воспринимаются. Выявление этого расхождения предшествует деятельности по формированию имиджаhttp://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn38. Моделирование перспективы преодоления основополагающего противоречия предполагает рассмотреть в качестве важного условия формирования имиджа предприятия наличие у субъекта управления «желаемого имиджа» (проектируемого или целевого образа) и рефлексивного образа.  

Цель имиджевого воздействия - «желаемый имидж» не должен соответствовать реальному состоянию предприятия (организации). Необходимо использовать «повышающий потенциал» имиджа http://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn39, способствующий раскрытию возможностей корпорации. Так, В.М. Шепель акцентирует внимание не только на прагматичности имиджа - его способности решать конкретные задачи, сколько на имидже как способе самовыраженияhttp://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn40. Имидж, с точки зрения данного подхода, - есть возможность представить обществу свои лучшие характеристики. [19] 

Имиджелогия как отдельное направление не только занимается построением имиджа практически, но и пытается акцентировать его определенные аспекты. Мы остановимся на таких возможных подходах и имиджу. Во-первых, функциональном, при котором выделяются разные его типы, исходя из различного функционирования. Во-вторых, контекстном, при котором эти типы функционирования мы находим в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительном, при котором имеет место сравнение близких имиджей. 

Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии  обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего Я человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего Я. Ваш образ – это ваш портрет, который вы показываете окружающему миру. Образ должен работать на вас, а не против вас. Из всего набора наших характеристик мы должны отбирать те, которые, несомненно, будут позитивно оценены окружающими.  
 

Личностный имидж  рассматривается нами как сочетание  ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций – со стороны своего Я и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний. [19] 

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе, какой аспект своей личности надо любить и лелеять, а не вытаптывать. [19] 

Воспринимаемый имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются. [19] 

Требуемый имидж  связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды. [19 ] 

В основе содержания имиджа лежит Я-концепция субъекта-прообраза имиджа. Соответственно, на первой стадии алгоритма формирования продуктивного имиджа деятельность субъекта-прообраза направлена на его собственную Я-концепцию. Это деятельность рефлексии, направленная, в частности, на восприятие и осознание субъектом того, как его воспринимают другие, в сопоставлении с собственной Я-концепцией субъекта и вытекающая из этого сопоставления оценка субъектом как своего образа у других, так и своей Я-концепции, с целью обнаружения в ней внутренних противоречий. 

Можем выделить следующие  детерминанты, наличие которых обеспечивает успешное выполнение первой стадии алгоритма  продуктивного имиджа [20]: 

ü  понимание объективного содержания собственной Я-концепции в ее соотношении с идеальным Я и образом у других, обнаружение противоречий содержании этих конструктов, видение реалистических путей их разрешения; 

ü  переход от выражения  в имидже только индивидных характеристик  субъекта имиджа к выражению личностных и субъектно-деятельностных характеристик, что ведет к усложнению и обогащению структуры и содержания имиджа; 

ü  развитие способности  выражения субъективного содержания имиджа посредством системы символов, имеющих общественно-культурную природу; 

ü  способность  субъекта адекватно отображать в  имидже содержание собственных рефлексивных трансформаций в процессе личностно-профессионального  развития, что обеспечивает динамизм, гибкость имиджа. 

Следствием успешного  выполнения этой стадии становится возможность  осуществления следующей стадии формирования продуктивного имиджа - создание идеального образа себя для  других, который представляет собой  не что иное, как идеальную модель будущего имиджа. Планируемый образ  себя для других должен быть, с одной  стороны, результатом минимизации  противоречий, во-первых, между элементами Я-концепции (реальным и идеальным Я), во-вторых, между Я-концепцией, с одной стороны, и образом себя у других, с другой стороны. С другой стороны, этот образ должен соответствовать Я-концепции субъекта-прообраза, быть максимально насыщенным индивидуализирующими характеристиками. 

Содержанием следующей  стадии алгоритма продуктивного  имиджа является выбор имиджеобразующих символов, максимально адекватно выражающих идеальный образ себя для других, сформированный на предыдущем шаге. Оптимальный выбор имиджеобразующих символов предполагает не только высокий уровень включенности субъекта в культуру социума, что обеспечивает свободное владение семантикой культурных символов и их адекватное использование для выражения имиджевых смыслов, но также высокий творческий потенциал. [21] 

С началом реального  имиджевого взаимодействия включается четвертая стадия алгоритма продуктивного имиджа. Если первую (рефлексивную) стадию можно охарактеризовать как предварительную, подготовительную, то вторая и третья стадии вместе составляют фазу создания имиджа как образа себя для других, то с четвертой стадии алгоритма наступает фаза собственно формирования имиджа. 

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник