Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
Предметом исследования является процесс становления личности младшего школьника.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов.
1.1 Социально-психологические основы имиджа учителя
1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3 Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
Выводы по главе I
Глава II. Теоретические основы исследования проблемы процесса становления личности младшего школьника.
1.1 Возрастные особенности личности младшего школьника
1.2 Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Выводы по главе II
Глава III. экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьника.
3.1 Анализ имиджа педагога начальных классов как фактор процесса становление личности младшего школьника
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Психология(курсач).docx

— 110.00 Кб (Скачать)

В структуру речевого общения входят [18]:  

1.      Значение  и смысл слов, фраз (“Разум человека  проявляется в ясности его  речи”). Играет важную роль точность  употребления слова, его выразительность  и доступность, правильность построения  фразы и ее доходчивость, правильность  произношения звуков, слов, выразительность  и смысл интонации. 

2.      Речевые  звуковые явления: темп речи (быстрый,  средний, замедленный), модуляция  высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.  

3.      Выразительные  качества голоса: характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи  и др.; разделительные звуки - это  кашель; нулевые звуки - это паузы,  а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом, беседуем всем телом” Публиций). 

Невербальные средства общения изучают следующие науки: 

а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт); 

б) просодика и  экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные  характеристики голоса); 

в) токесика (тактильные взаимодействия); 

г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). 

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный  канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в  некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно  проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено  импульсами нашего подсознания; т.о., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. Вот 10 основных категорий информации о говорящем (учителе), которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю (ученику), независимо от того, что говорит человек [15]: 

·  индивидуально-личностная; 

·  эстетическая; 

·  эмоциональная; 

·  психологическая; 

·  социально-иерархическая 

·  возрастная 

·  половая 

·  медицинская 

·  пространственная и другие. 

А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика, то есть имиджа: 

1.Общетелесное самораспоряжение (манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания). [24] 

-   повышенная  подвижность во всех ее формах  легко становится отвлекающим  фактором; 

-   у каждого  человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется  свой диапазон подвижности. И,  скажем, у учителя-флегматика с  его умеренной подвижностью есть  свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками  приблизительно так же, как и  предельно интенсивное  

-   психологический  эффект педагогического воздействия  в малой степени зависит от  абсолютной силы поведенческого  фактора, он обусловлен его  уместностью и относительной  мерой в рамках возможностей  учителя; 

-   умеренная  или даже намеренно ослабленная  интенсивность поведенческого воздействия  нередко приводит к желательным  и значительным результатам. 

2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке. [23] 

3. Мимическая выразительность.  Эта поведенческая сфера имеет  еще более высокий информационно-выразительный  и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения. [35] 

4. Интонационное  поведение - это психическое явление  вполне правомерно обозначить  термином “поведение”, поскольку  оно охватывает большую сферу  учительской деятельности, динамично  и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. [23] 

5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой. [35] 

Известно, что собственно информационная сторона речи учителя  еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как  звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети - главная учительская аудитория.  

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними  установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, учитель тем самым  самосовершенствуется. Личностное как  нечто внутреннее проявляется через  деятельность, в конкретных продуктах  творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке. 

Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие. [42] 

Внешний образ - это  техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения  к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. [42] 
 

Выводы по главе 2 

Таким образом, сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов психологии и педагогической науки. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями  о педагогическом искусстве. Да, творчество педагога неповторимо, это такое  же высокое искусство, как творчество композитора и художника —  а может быть, и куда более сложное. 

Разумеется, научный  анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого  метода каждого педагога, но сам  он построен не на описаниях, а на принципах  сравнительного исследования, качественно-количественного  анализа. Особенно перспективным принято  считать направление, связанное  с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности. 

Имидж педагога рассматривается  нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния  на школьников. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны  общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с  позиций учителя - каким он стремится  представить себя детям, что он хочет  о себе заявить обществу. 

Имидж педагога - это, во многих отношениях, его социально-желательный  образ. Как отмечал Э. Фромм, для обретения позитивного имиджа человек должен обладать высокими профессиональными качествами и приятными личными свойствами. «Духовное богатство личности, - считает K.M. Гуревич, - эмоциональное наполнение проявляются через внешнее поведение, внешний облик. Индивид, несущий на лице следы непроходимой дремучести, но призывающий нас прорываться к высотам интеллекта, подозрителен». 

Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных  сторонах тех своих личностных качеств  и отношений, которые имеют объективное  значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует  его ответственное отношение  к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными  принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и  научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение  учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование. 

Большая часть педагогических умений соотносится в основном с  проблематикой самопознания, саморефлексии в личности и деятельности учителя. 

Проанализируем ряд  характеристик личностной активности учителей, детерминирующие имиджевое поведение, выбрав одну из ведущих – самосознание. А.Н. Леонтьев определял самосознание как «осознанное отношение к своим потребностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям». Наш выбор объясняется тем, что «личность, определяемая как высший уровень самосознания, содержанием которого является система смысловых ориентаций человека в мире, является инструментом, средством приобщения к родовой человеческой сущности». 

Профессиональное  самосознание - ядро личности педагога, которое осуществляет взаимосвязь  и согласование ведущих структур личности: мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.  

Профессиональное  саморазвитие учителя требует от него способности изменять формы  и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные  образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому - развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Формирование индивидуального имиджа является неотъемлемой частью саморазвития учителя. 

Нельзя не отметить, что в индивидуальном имидже учителя  также непосредственно отражаются особенности и уровень развития его профессионального самосознания. 

Имидж формируется  под влиянием социальных воздействий, выражают социальный алгоритм воспроизводства  духовной жизни, но роль их ограничивается обеспечением взаимодействия между  моралью и нравственностью. Можно  сказать, что имидж - это естественный и привычный алгоритм духовной жизни  общества. Имидж выражает не только субъективное желание нравиться возможно большему числу лиц или кому-то персонально, но и воплощает в себе сами «правила игры», делающие такое положение вещей возможным. Другими словами, имидж отражает необходимость согласования жизни психики (включая самые интимные ее аспекты) с индивидуальным и групповым опытом бытия. 

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя  в коммуникативные ситуации, требуя проявление качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким  качествам мы отнесли способность  к рефлексии, эмпатию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества имиджевого поведения, на наш взгляд, стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют взаимопониманию и сопереживанию. В то же время, эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют развитию личности каждого ребенка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия.  
 

Глава 3. Опытно-экспериментальное  исследование имиджа педагога начальной  школы 

  

3.1 Анализ имиджа  современного учителя начальных  классов 

  

Целью анализа являлось изучить содержание стереотипных представлений  о личности и профессиональной деятельности современного учителя, сформированных в сознании учащихся и родителей  как компоненте имиджа применительно  к профессии учителя. 

Информация о работе Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора процесса становления личности младшего школьник