Проблема дисциплин в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:17, научная работа

Краткое описание

Причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу.
1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).
2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.
3. Попустительский стиль семейного воспитания.
4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

Файлы: 1 файл

trening.docx

— 19.29 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный  университет 

имени первого  Президента России Б.Н.Ельцина»

 

 

 

 

Проблема дисциплин  в

старших классах

 

 

 

Исполнители : студентки

4 курса дневного отделения 

Алена Конникова

Настя Титова

Мария Селятина

Найдандорж Мандухай

 

Проверила:

преподаватель кафедры психологии развития

и педагогической психологии

Бачинина  Ксения Сергеевка

Екатеринбург 2012

Причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу.

1. Нарушение нервно-психической  системы у детей, которые могут  развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат  остаточные явления раннего органического  поражения, частые болезни).

2. Материнская депривация, то есть  отказ от воспитания ребёнка  и передача его в руки бабушек.

3. Попустительский стиль семейного  воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов  в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью  привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной  власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого"  поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому  подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

 

Педагогический  тренинг для учителей средних  и старших классов 

(программа практических  занятий)

Педагогический тренинг  для учителей средних и старших  классов нацелен на развитие у  них коммуникативных навыков, средств  позитивного проектирования индивидуального  развития ученика, актуализации личного  опыта в общении с учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.

Знакомство

Упражнение «Возьми салфеток».

Участники тренинга сидят  в общем кругу. Мною были переданы по кругу пачка бумажных салфеток со  словами: «возьмите пожалуйста себе немного салфеток».

После того как все взяли  салфетки я произнесла следующую  фразу: «Теперь я попрошу Вас  представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый их вас взял салфеток».

Разбирая салфетки кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку (в частности, один студент из группы), а кто-то не поскромничал и взял порядка 40 салфеток (такими оказались двое). В основном остальные взяли не более 10 салфеток.

По результатам данного  упражнения ребята узнали у кого когда  день рождения и пообещали поздравлять  друг друга, узнали о хобби друг друга, были выявлены те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.

 
Упражнение "Мой самый трудный  подросток" 
Цель упражнения: обмен между учителями опытом общения с трудным подростком, поиск эффективных способов взаимодействия  с учеником,    нарушающим дисциплину в   классе. Группа учителей рассаживается в круг. По желанию в течение 10-15 минут каждый из них рассказывает одну из самых трудных в педагогическом отношении ситуаций его общения с подростком. Он обращает внимание группы на то, что делал, переживал и чувствовал, а также на то, какие были результаты при применении тех или иных мер воздействия. В ходе одного занятия удается обычно выслушать 4-5 случаев, взятых из реального профессионального опыта учителей. На коллективном обсуждении достигаются следующие цели: учитель-рассказчик получает от группы поддержку; участники обмениваются опытом общения с учеником в проблемных ситуациях. Важно и то, что психолог имеет возможность продемонстрировать применение психологических средств для решения конкретных педагогических задач: как следует говорить, что следует делать, какую позицию необходимо занять.

Упражнение "Сбить ритм"

Цель упражнения: формирование эффективных средств  управления   классом   подростков   и   старшеклассников. В данной игровой ситуации психолог предлагает одному участнику стать "учителем", а остальным - "подростками" или "старшеклассниками". Игровая задача заключается в том, чтобы быстро, в течение 1-2 минут усмирить класс школьников, которые начали громко разговаривать, крутиться и всячески нарушать дисциплину. "Учитель" может применить административные меры воздействия, сделать замечание или повысить голос. Наиболее эффективны те средства воздействия на класс, которые позволяют привлечь внимание ребят, успокоить самых активных лидеров, т.е. средства психотехнического порядка. Затем участники анализируют выбранные "учителем" способы воздействия, из них выделяются наиболее эффективные. Происходит также обмен профессиональным опытом между участниками группы.

Игра "Позиционное общение"

Цель игры: расширение диапазона  коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального  стиля педагогического   общения  с учащимися  средних  и   старших классов.

Игра проводится в три  этапа. На первом этапе психолог предлагает двум участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций, взятых из взаимодействия учителя и ученика-подростка или   старшеклассника.   Остальные   участники   наблюдают.   Возможны следующие ситуации: "Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы"; "Ученик курит в школе", "У старшеклассницы резко снизилась успеваемость" и т.п. Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: "учитель" выступает строгим, реализующим формально-оценивающий стиль, а "ученик" оправдывается, молча выслушивает нотацию "учителя". Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил "ученик" от такой беседы, как чувствовал себя "учитель", какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. Довольно часто учитель, который играл роль ученика, с удивлением признавался, что никогда бы не подумал, что жесткие, директивные меры воздействия, справедливо применяемые для наказания нерадивого школьника, рождают в последнем такую подавленность, пассивность, а иногда и раздражение. Участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно. На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но меняются "актеры" и заданные коммуникативные позиции. Участнику группы, играющему роль учителя, предлагается перейти на упрашивающий тон (например, в дорогой элитной школе учитель вынужден уговаривать сына миллионера), в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать. На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какую атмосферу и настрой должна носить такая беседа и д. 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема дисциплин в старших классах