Имидж педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:28, аттестационная работа

Краткое описание

Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.

Файлы: 1 файл

Имидж педагога.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

Имидж педагога  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование  образования, переход к гуманизации  и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые  требования к личности учителя.

Актуальность  исследования формирования индивидуального  имиджа педагога обусловлена процессом  реформирования образования, который  предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение  его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и  прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов  не реализуются в достаточной  мере. Объяснением этому может  быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических  условиях, так и недостаточное  внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и  последипломного образования педагогов  уделяет достаточно внимания повышению  квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого  субъекта, у которого качества ума  удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой  и развитой «Я-концепцией», часто  остается вне поля деятельности образовательных  учреждений. Как один из путей гуманизации  образования и повышения эффективности  педагогической деятельности предлагается формирование и каждый человек имеет  свой статусный образ. Иначе его  можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким  должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие  статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики  человека, который социален по своей  природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

В обыденном  понимании слово «имидж» употребляется  по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом  деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем  репутацию! Можно сказать, что имидж  – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

«Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный  психолог Л.М. Митина и утвердительно  отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень  быстро». Причину подобного автор  видит в том, что «… большинство  педагогов загоняют в прокрустово  ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …»

«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально  окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в  массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно  переплетаются с теми, которые  приписываются ему окружающими».

В современном, потерявшем многие былые ориентиры  российском обществе, профессия учителя  утратила былые высоты, и необходимость  ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная  поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж  учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными  имиджами каждого педагога, ведь общее  представление о любой профессии  формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов  разное. Отрицательно относятся к  нему те представители старшего поколения  учителей, которые его понимают как  «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним  и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры  про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако  сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов  восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж  есть у каждого педагога вне зависимости  от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит  как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть  и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более  уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными  отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного  имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств  учителя в конце XX столетия имидж  занимает второе место с точки  зрения детей, и лишь восьмое –  с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя  проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать  следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и  внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются  индивидуальный, профессиональный и  возрастной имиджи. Окружающие выносят  суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.ндивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику  педагогического труда.

Цель: Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.

Задача: Раскрыть основы формирования имиджа педагога.

1.Формирование  имиджа как одна из составляющих  человековедческой компетентности педагога

Человековедческая компетентность педагога – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:

- общаться  с личностью и социумом;

- оказывать  воздействия на личность и  социум;

- реализовывать  в деятельности свои лучшие  качества и качества воспитанников  (личные и деловые);

- создавать  личную программу самосовершенствования.

Благодаря данной компетентности взаимодействие педагога на личность воспитанника реализуется  на фундаментальной научной базе, на уровне высоких гуманитарных технологий. Поэтому человековедческая компетентность является системообразующим фактором в структуре профессиональной компетентности современного педагога. Важной составляющей человековедческой компетентности педагога является тот факт, что  она включает в себя набор требований, соблюдение которых способствует достижению эффекта самореализации личности, и, прежде всего, благодаря ее высокому профессионализму. Главный смысл  концепции человековедческой компетентности – это

помочь  личности стать профессионалом. Ведь профессионализм в любой профессии – это сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений. Для учителя уровень профессионализма – это качественный показатель его развитости как личности. «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью». Опора в обучении человековедческим технологиям идет на антропологичность и технологичность получаемых знаний. В свое время К.Д Ушинский, говоря о необходимости антропологического подхода в обучении учителя. Отталкиваясь от антропологизма К.Д. Ушинского, человековедческие технологии органично включают в себя естественные и гуманитарные науки и доводят их до уровня технологичного знания. Технология - это процесс с точно заданными целями, достижение которых поддается описанию, включает воспроизводимые элементы действий и гарантированные результаты. Технология может быть на операционном уровне. Наличие операционном уровня свидетельствует о том, что новое знание последовательно «прожито» и принято не только на логическом, но в первую очередь на эмоциональном плане. В парадигме гуманистического образования это означает, что во внутриличностных структурах учителя происходит образование и принятие новых гуманистических понятий. Именно это помогает ему качественно изменить свою личность. Л.С.Выготский так говорил о значении формирования понятий в жизни человека: «... только с образованием понятий

наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных  переживаний»

Из книги В.М. Шепеля «Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология».

« Развитие человековедческих технологий во многом зависит от решения такой проблемы, как технологизация антропологического и гуманитарных знаний. При всех достижениях, которые на сегодня  известны в области применения компьютеров, в разработке информационных технологий имеется много темных пятен в  создании «формализованного языка» широкого спектра человековедческой  информации. Дело в том, что не всякое знание технологично, в чем нетрудно убедиться, например, обращаясь к  гуманитарному знанию, которое занимает огромное место в человековедении. Во-первых, гуманитарное знание, как  правило, характеризуется познавательной направленностью. Во-вторых, ему свойственны  абстрактность, отвлеченность от конкретных условий, возможность произвольного  толкования. В третьих, ему присуще  богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекстовая колоритность. Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения, перевести  ее на язык формул пока малоэффективны. Полученные результаты весьма условны и не гарантируют точность заложенных в них сведений…Человековедческие технологии широко применимы в медицине и педагогике, в правовых и силовых структурах, семейной сфере. Без них невозможно обойтись, занимаясь различными видами сервиса. Эти технологии имеют большой спрос у современных политологов и имиджмейкеров…

Человековедческие технологии самые наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует огромного объема информации, специальной ее селекции, обращения к результатам новейших научных открытий. Они не могут быть «пробными», чего на практике избежать трудно, поэтому надо на теоретическом уровне свести к минимуму ошибки, в результате которых возможно нанесение ущерба здоровью или личному достоинству людей. Для этого необходимо при их разработке многократное логическое осмысление по схеме «концепция – гипотеза – версия - вариант». Лучше десять раз взвесить все «за» и «против», чем один раз поступить безответственно. Любое прикосновение к человеку должно исключить принесение ему какого-либо страдания.

Человековедческие технологии трудноалгоритмируемы. Принцип пооперационности универсален для многих технологий. В данных технологиях его применение крайне ограничено. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные мастера педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, устойчиво добивающиеся положительных конечных результатов по воплощении в жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и практику не технологией, а методом.

У человековедческих технологий низкий коэффициент гарантированности достижения замысла. К этому должен быть психологически готов каждый, кто к ним обращается.. Негарантированность «конечного» результата человековедческих технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. Гете принадлежат слова о том, что под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание. С этой проблемой постоянно сталкиваются многие из тех, кто обращается к названным технологиям. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого массива внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.

Человековедческие технологии – особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющими жизненный опыт, прошедшими специальную подготовку» Этап технологичного накопления и использования знаний о возможностях человеческой личности помогает учителю качественно измениться в направлении самосовершенствования. Характерной особенностью концепции человековедческой компетентности является то, что она, отталкиваясь от антропологических представлений о человеке, помогает преподавателю использовать их в своей профессиональной деятельности на уровне прикладной подготовленности.Прикладная подготовленность создает условия для успешной профессиональной деятельности. Успешность, в свою очередь, придает педагогу уверенность в своих силах.

К человековедческим  технологиям относятся следующие  технологии.

- формирования  имиджа, личного обаяния;

- упреждения  и разрешения конфликтов;

- самосбережения  здоровья и жизненного оптимизма  (ортобиотика);

- индивидуальной  работы с личностью;

- формирования  социума;

- профессионального  честолюбия;

- семейного  благополучия;

- личного  самосовершенствования

 

2. Технология формирования  имиджа.

«Имидж – (с англ.) образ 1) облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом; 2) индивидуальный облик или ореол, создаваемые средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» (В.М.Шепель).

Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности; стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин. Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. В этой связи особое значение в педагогической деятельности приобретает умение «нравиться детям». Обаяние - это не просто дар, его психологическая основа заключается в том, что человек уверен в себе и своей привлекательности. Способы выработки флюидного излучения, основы «коммуникативной механики» - это те азы, которыми может овладеть педагог, стремящийся овладеть искусством самопрезентации. Эти действия помогают на практике

Информация о работе Имидж педагога