Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:28, аттестационная работа
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.
Имидж педагога
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование 
образования, переход к гуманизации 
и демократизации школьной жизни, ориентация 
на развитие личности учащегося, а не 
только на простую передачу знаний, 
предъявляет принципиально 
Актуальность 
исследования формирования индивидуального 
имиджа педагога обусловлена процессом 
реформирования образования, который 
предполагает усиление внимания к индивидуальности 
не только ученика, но и учителя, поощрение 
его творческих способностей, необычности, 
неординарности. Но, как бывало и 
прежде, в действительности многие 
из декларативных идей и принципов 
не реализуются в достаточной 
мере. Объяснением этому может 
быть как сложность и 
Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.
В обыденном 
понимании слово «имидж» 
«Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «… большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …»
«Педагогический 
словарь» дает нам определение имиджа 
преподавателя как «
В современном, 
потерявшем многие былые ориентиры 
российском обществе, профессия учителя 
утратила былые высоты, и необходимость 
ее реабилитации не вызывает сомнения. 
Конечно, требуется государственная 
поддержка педагога. Но всегда ли только 
экономический фактор определяет имидж 
учителя и отношение к нему 
со стороны учащихся и родителей? 
Что могут сделать сами учителя, 
чтобы поднять престиж 
Ответ на 
этот вопрос во многом связан с индивидуальными 
имиджами каждого педагога, ведь общее 
представление о любой 
Отношение 
к имиджу у самих педагогов 
разное. Отрицательно относятся к 
нему те представители старшего поколения 
учителей, которые его понимают как 
«маску». Они убеждены в приоритете 
внутреннего содержания над внешним 
и считают, что главное «быть, 
а не казаться». Всякие разговоры 
про имидж учителя 
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.
Имидж учителя 
проявляется в некоторой 
В образе 
конкретного учителя 
Цель: Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.
Задача: Раскрыть основы формирования имиджа педагога.
1.Формирование 
имиджа как одна из 
Человековедческая компетентность педагога – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:
- общаться с личностью и социумом;
- оказывать воздействия на личность и социум;
- реализовывать 
в деятельности свои лучшие 
качества и качества 
- создавать 
личную программу 
Благодаря 
данной компетентности взаимодействие 
педагога на личность воспитанника реализуется 
на фундаментальной научной базе, 
на уровне высоких гуманитарных технологий. 
Поэтому человековедческая 
помочь личности стать профессионалом. Ведь профессионализм в любой профессии – это сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений. Для учителя уровень профессионализма – это качественный показатель его развитости как личности. «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью». Опора в обучении человековедческим технологиям идет на антропологичность и технологичность получаемых знаний. В свое время К.Д Ушинский, говоря о необходимости антропологического подхода в обучении учителя. Отталкиваясь от антропологизма К.Д. Ушинского, человековедческие технологии органично включают в себя естественные и гуманитарные науки и доводят их до уровня технологичного знания. Технология - это процесс с точно заданными целями, достижение которых поддается описанию, включает воспроизводимые элементы действий и гарантированные результаты. Технология может быть на операционном уровне. Наличие операционном уровня свидетельствует о том, что новое знание последовательно «прожито» и принято не только на логическом, но в первую очередь на эмоциональном плане. В парадигме гуманистического образования это означает, что во внутриличностных структурах учителя происходит образование и принятие новых гуманистических понятий. Именно это помогает ему качественно изменить свою личность. Л.С.Выготский так говорил о значении формирования понятий в жизни человека: «... только с образованием понятий
наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний»
Из книги В.М. Шепеля «Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология».
« Развитие 
человековедческих технологий во многом 
зависит от решения такой проблемы, 
как технологизация антропологического 
и гуманитарных знаний. При всех 
достижениях, которые на сегодня 
известны в области применения компьютеров, 
в разработке информационных технологий 
имеется много темных пятен в 
создании «формализованного языка» 
широкого спектра человековедческой 
информации. Дело в том, что не всякое 
знание технологично, в чем нетрудно 
убедиться, например, обращаясь к 
гуманитарному знанию, которое занимает 
огромное место в человековедении. 
Во-первых, гуманитарное знание, как 
правило, характеризуется познавательной 
направленностью. Во-вторых, ему свойственны 
абстрактность, отвлеченность от конкретных 
условий, возможность произвольного 
толкования. В третьих, ему присуще 
богатство художественного 
Человековедческие технологии самые наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует огромного объема информации, специальной ее селекции, обращения к результатам новейших научных открытий. Они не могут быть «пробными», чего на практике избежать трудно, поэтому надо на теоретическом уровне свести к минимуму ошибки, в результате которых возможно нанесение ущерба здоровью или личному достоинству людей. Для этого необходимо при их разработке многократное логическое осмысление по схеме «концепция – гипотеза – версия - вариант». Лучше десять раз взвесить все «за» и «против», чем один раз поступить безответственно. Любое прикосновение к человеку должно исключить принесение ему какого-либо страдания.
Человековедческие технологии трудноалгоритмируемы. Принцип пооперационности универсален для многих технологий. В данных технологиях его применение крайне ограничено. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные мастера педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, устойчиво добивающиеся положительных конечных результатов по воплощении в жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и практику не технологией, а методом.
У человековедческих технологий низкий коэффициент гарантированности достижения замысла. К этому должен быть психологически готов каждый, кто к ним обращается.. Негарантированность «конечного» результата человековедческих технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. Гете принадлежат слова о том, что под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание. С этой проблемой постоянно сталкиваются многие из тех, кто обращается к названным технологиям. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого массива внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.
Человековедческие технологии – особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющими жизненный опыт, прошедшими специальную подготовку» Этап технологичного накопления и использования знаний о возможностях человеческой личности помогает учителю качественно измениться в направлении самосовершенствования. Характерной особенностью концепции человековедческой компетентности является то, что она, отталкиваясь от антропологических представлений о человеке, помогает преподавателю использовать их в своей профессиональной деятельности на уровне прикладной подготовленности.Прикладная подготовленность создает условия для успешной профессиональной деятельности. Успешность, в свою очередь, придает педагогу уверенность в своих силах.
К человековедческим 
технологиям относятся 
- формирования имиджа, личного обаяния;
- упреждения и разрешения конфликтов;
- самосбережения 
здоровья и жизненного 
- индивидуальной работы с личностью;
- формирования социума;
- профессионального честолюбия;
- семейного благополучия;
- личного самосовершенствования
2. Технология формирования имиджа.
«Имидж – (с англ.) образ 1) облик (русская версия) личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом; 2) индивидуальный облик или ореол, создаваемые средствами массовой информации, социальной группы или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» (В.М.Шепель).
Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности; стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин. Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. В этой связи особое значение в педагогической деятельности приобретает умение «нравиться детям». Обаяние - это не просто дар, его психологическая основа заключается в том, что человек уверен в себе и своей привлекательности. Способы выработки флюидного излучения, основы «коммуникативной механики» - это те азы, которыми может овладеть педагог, стремящийся овладеть искусством самопрезентации. Эти действия помогают на практике