Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:28, аттестационная работа
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.
реализовать
один из важнейших показателей
Основные этапы формирования имиджа педагога.
Процесс формирования имиджа педагога можно представить в виде последовательной смены следующих этапов:
Этап 1. Диагностика сформированности имиджа педагога. На данном этапе определяется наличие или отсутствие «проблемы имиджа», для чего организуется поиск источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение.
При этом необходимо решать следующие задачи:
Сформулировать, какое мнение должно быть у аудитории имиджа о педагоге; т.е. каким должен быть status id – идеальное (в смысле – долженствующее) состояние мнения о нем.
Определить, каким является в данный момент мнение аудитории имиджа о данном специалисте, т.е. каким является status quo – фактическое состояние мнения.
Выяснить, соотносятся status id и status quo, определяется, есть ли между ними расхождение.
Если выявлено, что у данной аудитории имиджа мнение о данном специалисте такое же, какое и необходимо, т.е. когда status id и status quo совпадают, то делается заключение: нет необходимости в формировании имиджа. Если выявлено, что status id и status quo явно не совпадают, то констатируется наличие «проблемы имиджа» и принимается решение о его формировании.
Начальным моментом в создании и осознании необходимости изменения имиджа является самоанализ. Он будет складываться из нескольких моментов: сначала человек дает оценку себе. Для этого используются специальные анкеты, а также вопросы, которые условно делятся на две категории: что я хочу изменить и как это сделать. Важно акцентировать свое внимание на следующем. Анализируемое качество – это достоинство или недостаток? Как его можно развить или как избавиться от него? Чему еще нужно научиться? Где и в каком объеме можно получить недостающую информацию? Потребуется ли перемены специального изучения или достаточно самообразования?Затем эти же вопросы задаются разным категориям людей, с которыми общается человек (коллеги по работе, родители, друзья и др.), и затем полученные данные анализируются и сравниваются.
Этап 2. Целеполагание. Целью формирования имиджа педагога является возникновение такой ситуации, когда ученик, имея положительное мнение об учителе, доверяя и прислушиваясь к его мнению, будет следовать рекомендациям, эффективно взаимодействовать в процессе обучения.
Этап 3. Планирование. На данном этапе определяется система мер, обеспечивающих формирование позитивного имиджа педагога
Этап 4. Реализация запланированных мероприятий. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер.
Этап 5. Оценка.
Предполагается сопоставление и
соизмерение результатов с
3. Матрица создания персонального имиджа
Базовая
модель технологии имиджирования состоит
из следующих позиций
Я-концепция
«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В работе над имиджем вашего клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья... – и это определенным образом действует на нас» (Цит. по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 58.). Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция». Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя. Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения. В Приложении I содержатся некоторые практические упражнения, направленные на формирование «Я-концепции».
Фейсбилдинг
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).
В стандартных
ситуациях общения
Какой же должна быть маска учителя?
Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.
И несколько
слов о декоративной косметике. Ни для
кого не секрет, что большинство
педагогов в современных
Кинесика
Выразительность пластики тела
Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям. Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
В таблице (Приложение II) указано, как учащиеся могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога.
Дизайн одежды
Правила создания стиля одежды
Первое правило – необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать. Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Естественно, что любая профессия накладывает отпечаток на человека. Например, имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей. Подобная среда требует неукоснительно соблюдать общепринятые правила, а потому характеризуется традиционностью. Любая попытка соригинальничать (вроде знаменитых белых брюк Бориса Немцова на официальном приёме) будет расценена негативно. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб. Поэтому лучший способ выделиться из окружающих – быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху – это строгое соответствие вашего имиджа вашей профессии.
Второе правило в создании стиля одежды можно условно назвать законом ассоциативности – при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации.У этого правила есть ещё одна сторона: никакая деталь в нашем имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций. Заранее продумайте всё, вплоть до мелких деталей и аксессуаров. Недаром Микеланджело говорил: «Совершенство создаётся из мелочей». В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства. Не бывает элегантных женщин с облупившимся на ногтях лаком или аптечной резинкой в причёске. Не думайте, что, надев модное платье и обувь, вы тем самым получаете разрешение на вульгарную косметику или дешёвые аксессуары. И никакие собственные привычки не могут служить оправданием небрежности. Везде и всюду нас ждут людские оценки: «Какая элегантная дама!» или: «Ну и вырядилась», либо: «Ничего особенного» (а ведь самое страшное для женщины – быть как все...). Поэтому надо стараться всегда объективно оценивать себя со стороны, не забывая о достоинствах и недостатках своей внешности.
Третье правило: созданный вами образ самого себя должен быть адекватен вашему истинному «Я». Однако для этого вы должны обладать объективной самооценкой. Как писал об этом Оноре де Бальзак в своём «Трактате об элегантности»: «Равно плохо выглядеть и скупым богачом и расточительным бедняком... Будете ли вы слишком тщеславны или слишком скромны, вы ... нарушаете закон единства, непременным следствием которого является ... счастливое равновесие между вашими возможностями и вашим внешним обликом».
Правило четвёртое. Важнейшая задача имиджа – выделять вас из общей массы, чтобы о вас нельзя было сказать словами М. Зощенко: «Таких по десять штук в каждом трамвае ездют». Хоть в чём-то вы обязаны быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. Манера ношения – это и слегка приподнятый воротник, и надвинутый на лоб или надетый набок головной убор, и шарф, пропущенный под лацканы. Но самое главное – даже следовать общепринятой моде вы должны только в присущей вам манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит именно для вас, потому что она не диктует, а предлагает. Вам же остаётся только сделать правильный выбор из веера многочисленных возможностей.
Пятое правило. Имидж должен быть подвижным, динамичным и меняться в зависимости от моды, которая, являясь формой выражения общественных настроений, вкусов и увлечений, подчёркивает извечную справедливость слов французского поэта Фарга: «Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни».
Основной
стиль учителя – это классика.
Этот стиль символизирует следующие
качества: уверенность в себе и
самообладание, решительность и
психологическая гибкость, а также
авторитет. Эти качества являются для
учителя профессионально
Кстати
о цвете. Стоит учесть, что цвет
нашей одежды воздействует как на
нас, так и на наше окружение. Он является
нашей психологической
Говоря
об одежде, следует вначале сказать
два слова о современной
Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.
Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.
Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.