Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:28, аттестационная работа
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.
Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.
То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.
К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя.
Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.
Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.
Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение. Воспользуйтесь этим.
Владение словом – риторическая оснащённость
Голос – отзвук о человеке
Неприятный
голос может оказаться
К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с некрасивыми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью. Одна из причин этого – отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речевого эталона играли радио- и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. Поскольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону. Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях. С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой – разнобой в произношении и непрофессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.
Прекрасная
возможность соприкоснуться с эталоном
– регулярное посещение Малого и
Художественного театров, которые
хранят культурные традиции и имеют
возможность ставить пьесы
Современные исследования психологии восприятия речи показывают, что почти 40% успеха в речевом общении зависит от звуковой стороны произносимого слова. Поэтому освоение техники речи, обеспечивающей правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикционное произношение – первый необходимый шаг в создании магии звучащего слова
Эффект дикции
Слово «дикция»
в точном переводе означает «произношение».
Под хорошей дикцией
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
4. Для
достижения выразительности
5. Педагог
должен говорить с интонацией,
т. е. уметь ставить
6. Мелодичность
придает голосу педагога
Флюидное излучение – создание личностного биоэнергетического поля»
Александр
Блок писал: "В моей душе лежит
сокровище, и ключ поручен только
мне..." Кто знает, может быть, заглянув
в свою душу, мы получим единственный
шанс научиться излучать шарм, искушать,
покорять, удивлять и побеждать?
Попытаемся определить природу "флюидного
излучения".
В настоящее время теоретико-прикладные
исследования, проведённые как в России,
так и за рубежом, позволили вплотную подойти
к раскрытию закономерностей той материи
и энергии, которые определяют психическую
деятельность человека. У специалистов
есть основания думать, что психическая
деятельность как реальное проявление
материи, энергии и информации может оказаться
мощным орудием в руках умело владеющего
ею человека.
Приёмы флюидного излучения.
Во-первых,
это чудодейственная улыбка. Улыбка не только
рождается чувством, но и порождает его.
Конечно, улыбка улыбке рознь. Поэтому
не будем ни для кого специально строить
свои ослепительные "смайлы", поулыбаемся
для себя, и только для себя. Помните: "Улыбайтесь,
господа!"? Подлинная, изнутри светящаяся
улыбка по-настоящему действует не только
на нас самих, но и на других. Итак, улыбайтесь,
даже если вам не хочется. Улыбайтесь как
можно чаще! Воспламенять взглядом
- это следующий приём "флюидного излучения".
В облике любого человека самое выразительное
- глаза. В наших интересах "извлечь"
из своих глаз всё по максимуму. Эффектное интонирование
– еще один приём "флюидного излучения".
Многие психологи считают, что собственная
речь, воспринимаемая слухом, для самочувствия
человека в общении значит примерно то
же, что ощущения от ног для равновесия
при ходьбе. Надо подружиться со своим
голосом. Он должен стать уверенным, бодрым,
ясным, твёрдым, сочным, с богатыми и гибкими
интонациями. Конечно, добиться выразительности
и артистичности вашего звучания нелегко.
Элегантность манер- следующий прием.
Французский писатель и поэт Жан Кокто
однажды сказал: "Элегантность - это
искусство не вызывать удивления". Трудно
с ним не согласиться, не правда ли? Правильные
манеры - это дар небес, благодаря которым
люди себя чувствуют в обществе непринуждённо,
легко, свободно. Иногда кажется, что времена
хороших манер канули в Лету. Обмен "флюидами"
преследует нас повсюду. И процесс этот
происходит быстрее мысли, так как суть
его - закодированные и часто непроизвольные
сигналы от подсознания к подсознанию.
Любой человек - это источник, излучатель
и генератор таких сигналов. Вступая в
общение, вы сразу же подвергаетесь "излучениям"
окружающих. Вы так же внушаемы, как и они.
Каждый создаёт своё поле, каждый светит
"своим светом". Чем сильнее источник,
тем ярче и отражение. Чем богаче в человеке
представлены радостные чувства и благородные
мысли, тем мощнее выброс её флюидов в
социальную среду. Такие люди обладают
магическим притяжением, ибо они щедро
дарят человеческое тепло и симпатии.
Человек равен воображению. Убедите себя
стать обаятельным! И не бойтесь, что хотите
слишком многого. Посмотрите спокойно
и с любовью (стоит ли совершенствовать
то, что не любишь?) на свои достоинства
и недостатки. И, не пытаясь сравнивать
их с другими, бесстрашно полюбите их,
ощутите их ценность. После чего можно
и задуматься над тем,как лучше преподнести
их окружающим. Обаяние глубоко индивидуально.
Будьте искренни при самовыражении! Ведь
только вы знаете о том, что в вас есть
уникального и особенного. И чем бы вас
ни одарила Природа, обаяние еще больше
украсит вас. У Виктора Франкла есть такие
слова: "Человек - это больше, чем психика;
человек - это дух".
Коммуникативная механика – мастерство общения
Педагог
выступает в учебном процессе
не только как организатор
Можно выделить
следующие группы профессионально-
1. Социально-психологические
2. Нравственно-эстетические
3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.
Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.
Общительность педагога
Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего -важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Общительность как свойство личности включает в себя:
коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение "погружаться" в мир другого человека.
Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество,
порождая требования к профессиональному
имиджу учителя, влияет на его содержание.
Но из поколения в поколение
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».
Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Станете ли вы таким Учителем, зависит только от вас.
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.
Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.
Перед школой стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».