Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72

Файлы: 1 файл

Исследование эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института.docx

— 224.97 Кб (Скачать)

Поэтому нами было принято  решение исключить из дальнейшей математико-статистической обработки  данные, полученные по результатам  проведения методики «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса, и основываться только на данных, полученных по результатам проведения методики «Тест статусов и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест)» Е.Л. Солдатовой.

 

Таблица 4

Процентное соотношение  лиц с разными статусами эго-идентичности по результатам выполнения методики «СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой

 

Статус эго-идентичности

«СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой

Частота

Процент

Диффузный (размытый)

25

19,5

Предрешенный

66

51,6

Неопределенный (мораторий)1

15

11,7

Автономный (достигнутый)

22

17,2


 

Согласно методике СЭИ-тест преобладающим типом эго-идентичности является «предрешенный (принятый) статус эго-идентичности», свойственный 51,6 % испытуемым нашей выборки. Но выборка исследования с точки зрения представленности результатов, полученных по методике СЭИ-тест, является относительно разнородной  в распределении статусов эго-идентичности.

Опираясь на принятое ранее  решение, в ходе процедуры анализа  результатов эмпирического исследования мы произвели уточнение методологических параметров исследования.

Т.о., в качестве цели эмпирического  исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности как показателя стадии личностного развития студентов педагогического института. Объектами нашей работы выступили эмоциональный интеллект и эго-идентичность, предметами исследования – особенности парциального и интегрального эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития студентов педагогического института.

В качестве гипотез нашего эмпирического исследования рассматривались  следующие предположения:

    1. существует взаимосвязь между компонентами эмоционального интеллекта и статусом эго-идентичности как показателя стадии развития личности;
    2. существуют различия в степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта у студентов педагогического института с разными статусами эго-идентичности как показателя стадии развития личности.

Первоначально мы провели  корреляционный анализ связи эмоционального интеллекта и его компонентов  со статусами эго-идентичности (по методике СЭИ-тест). Полученные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты корреляционного  анализа связи парциального и  интегрального эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности, а также значимых областей ее проявления

Статусы эго-идентичности

Шкалы методики диагностики  эмоционального интеллекта Н. Холла

Эмоциональная осведомленность

Управление своими эмоциями

Самодостаточность

Эмпатия

Распознание эмоций других

Интегральный эмоциональный  интеллект

Шкалы и статусы эго-идентичности СЭИ-теста

Ответственность за выбор

-0,172

(0,053)

-0,084

(0,344)

-0,129

(0,146)

-0,100

(0,262)

-0,073

(0,415)

-0,168

(0,058)

Самодостаточность

-0,148

(0,095)

-0,066

(0,456)

-0,088

(0,322)

-0,013

(0,886)

0,017

(0,847)

-0,095

(0,285)

Осознанность жизненного пути

-0,035

(0,694)

0,035

(0,699)

0,088

(0,324)

0,038

(0,673)

0,052

(0,560)

0,069

(0,440)

Эмоциональная зрелость

-0,016

(0,858)

0,050

(0,873)

-0,037

(0,522)

-0,062

(0,489)

-0,123

(0,161)

-0,084

(0,345)

Принятие настоящего

-0,034

(0,703)

-0,082

(0,360)

-0,046

(0,608)

0,006

(0,946)

-0,034

(0,703)

-0,032

(0,716)

Особенность собственных  ценностей

-0,0170

(0,054)

0,024

(0,792)

-0,052

(0,362)

0,096

(0,528)

0,025

(0,777)

-0,044

(0,620)

Соответствие себе

-0,055

(0,536)

-0,045

(0,614)

-0,074

(0,404)

-0,133

(0,135)

-0,001

(0,987)

-0,064

(0,576)

Автономный А (достигнутый)

0,235**

(0,008)

0,118

(0,184)

0,195*

(0,027)

0,087

(0,330)

0,083

(0,353)

0,200*

(0,023)

Диффузный С

-0,130

(0,143)

-0,233**

(0,008)

-0,267**

(0,002)

-0,052

(0,563)

-0,098

(0,273)

-0,221*

(0,012)

Предрешенный Ф (принятый)

-0,129

(0,148)

0,132

(0,138)

0,083

(0,350)

-0,065

(0,469)

-0,008

(0,932)

0,003

(0,971)


Примечание. * – различия значимые на уровне р ≤ 0,05, ** – различия значимые на уровне р ≤ 0,01.

 

Итак, прослеживаются статистически  значимые положительные связи между  такими компонентами эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, самодостаточность, интегральный уровень эмоционального интеллекта, и автономным статусом эго-идентичности, а также отрицательные связи – между управлением своими эмоциями, самодостаточностью и интегральным уровнем эмоционального интеллекта и диффузным статусом эго-идентичности (по СЭИ-тесту).

Индивиды, находящиеся в  стадии завершения кризиса личностного  развития (т.е. автономные), более информированы  и осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются  в том, какие эмоции и чувства  они испытывают в настоящий момент времени; лучше могут справиться с эмоциональным напряжением, изменяя  свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности, т.е. они  лучше управляют собственными эмоциями и настроением; а также в целом  более эмоционально зрелы и имеют  более высокий уровень развития эмоционального интеллекта.

Диффузные индивиды, т.е. находящиеся  только в начале, в дебюте кризиса  личностного развития, наоборот, хуже справляются со своими эмоциями, слабо  их контролируют, а, соответственно, и  управляют ими, не умеют адекватно  реагировать на критику, проявляя в  ответ враждебность. Диффузные индивиды импульсивны, эмоционально незрелы  и имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта.

Далее мы провели сравнительный  анализ студентов с разными статусами  эго-идентичности по степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта. Полученные данные представлены в таблице 6. В целом результаты сравнительного анализа подтверждают результаты корреляционного.

 

 

Таблица 6

Среднее значение компонентов эмоционального интеллекта студентов пединститута с разными  статусами эго-идентичности (по СЭИ-тесту)

Шкалы эмоционального интеллекта

Среднее значение эмоционального интеллекта

U, р

Среднее значение эмоционального интеллекта

U, р

Среднее значение эмоционального интеллекта

U, р

Среднее значение эмоционального интеллекта

U, р

Среднее значение эмоционального интеллекта

U, р

Среднее значение эмоционального интеллекта

U, р

Диффузный

(n = 25)

Предрешенный

(n = 66)

Предрешенный

(n = 66)

Автономный

(n = 22)

Диффузный

(n = 25)

Автономный

(n = 5)

Диффузный

(n = 25)

Неопределенный (мораторий)

(n = 15)

Предрешенный

(n = 66)

Неопределенный (мораторий)

(n = 15)

Автономный

(n = 22)

Неопределенный (мораторий)

(n = 15)

Эмоциональная осведомленность

6,7

6,6

810,5

(0,897)

6,6

10,6

439,5**

(0,006)

6,7

10,6

174,5*

(0,032)

6,7

7,6

183

(0,900)

6,6

7,6

469

(0,752)

10,6

7,6

91,5*

(0,022)

Управление своими эмоциями

-1,5

3,9

537**

(0,010)

3,9

4,6

674

(0,616)

-1,5

4,6

166,5*

(0,020)

-1,5

3

127,5

3,9

3

468

(0,742)

4,6

3

143

(0,495)

Самодостаточность

4,4

7

666

(0,157)

7

9,7

544

(0,079)

4,4

9,7

152,5**

(0,009)

4,4

6,7

158,5

(0,416)

7

6,7

465

(0,715)

9,7

6,7

99*

(0,041)

Эмпатия

7,3

6,7

772

(0,637)

6,7

8,8

593,5

(0,201)

7,3

8,8

241,5

(0,474)

7,3

7,4

173,5

(0,695)

6,7

7,4

429,5

(0,425)

8,8

7,4

164,5

(0,988)

Распознавание эмоций других

5,8

5,3

799

(0,817)

5,3

8,2

590,5

(0,190)

5,8

8,2

226,5

(0,299)

5,8

6,5

169,5

(0,614)

5,3

6,5

453,5

(0,613)

8,2

6,5

152

(0,686)

Интегральный эмоциональный  интеллект

22,7

29,5

715

(0,328)

29,5

41,8

514,5*

(0,041)

22,7

41,8

160,5*

(0,015)

22,7

31,1

151

(0,308)

29,5

31,1

481,5

(0,870)

41,8

31,1

116

(0,129)


Примечание. U – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни, р – значимость признака; * – различия значимые на уровне р ≤ 0,05, ** – различия значимые на уровне р ≤ 0,01.

 

 

Имеются статистически значимые различия между студентами с разными  статусами эго-идентичности (определенные по СЭИ-тесту) в степени выраженности компонентов эмоционального интеллекта.

Так, при сравнении диффузных  студентов (т.е. тех, кто находятся  в апогее, пике кризиса личностного  развития) и студентов, имеющих предрешенный статус (т.е. находящиеся на начальном этапе кризисного периода личностного развития), мы установили, что студенты с предрешенным статусом эго-идентичности лучше контролируют свое эмоциональное состояние и, соответственно, управляют своими эмоциями, их реакции на критические замечания более адекватны и объективны.

Сравнивая студентов с  предрешенным и студентов с автономным статусами эго-идентичности, мы пришли к выводу, что студенты, находящиеся  на этапе завершения кризиса личностного  развития, лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие  эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени, что  позволяет им более эффективно справляться  с эмоциональным напряжением. Кроме  того, автономные студенты в целом  имеют более высокий уровень  развития эмоционального интеллекта.

Студенты с автономным статусом эго-идентичности (находящиеся  на этапе завершения кризиса личностного  развития) в отличие от диффузных  студентов (в апогее кризиса личностного  развития) лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие  эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени. Это  позволяет им успешно справляться  с эмоциональным напряжением, а  также более эффективно контролировать собственные эмоции и настроение. Такие индивиды эмоционально зрелы  и обладают более высокоразвитым эмоциональным интеллектом.

Студенты с автономным статусом эго-идентичности (находящиеся  на этапе завершения кризиса личностного  развития) в отличие от студентов  со статусом моратория (находящихся  в стабильном периоде личностного  развития) лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени, что дает им возможность произвольно изменять свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности. Также они эмоционально зрелы и способны успешнее управлять своими эмоциями и настроением.

Подводя итог нашей исследовательской работы можно говорить о том, что наши гипотезы подтвердились частично. Мы установили наличие значимых и достоверных связей между статусами эго-идентичности и отдельными компонентами эмоционального интеллекта, также нами были найдены различия в степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта у студентов пединститута с разными статусами эго-идентичности.

Результаты нашего эмпирического  исследования не могут быть перенесены на всех студентов педагогического института, т.к. наша выборка относительно небольшая и поэтому не является в достаточной мере репрезентативной. Но полученные нами в ходе эмпирического исследования результаты представляют интерес как для исследователей проблем психологии развития личности, а также для исследователей, занимающихся решением вопросов, рассматриваемых педагогической психологией, так и для психологов-практиков, работающих в направлениях консультационной и развивающей деятельности, педагогов высшей школы и родителей.

 

Заключение

 

По результатам проведенного эмпирического исследования можно  сделать следующие выводы:

    1. Существуют связи между выраженностью статусов эго-идентичности как показателя стадии личностного развития и характерными для индивида особенностями эмоционального интеллекта:
  • студенты, имеющие автономный статус эго-идентичности (соответствует стадии завершения кризиса личностного развития), более информированы и осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени; лучше могут справиться с эмоциональным напряжением, изменяя свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности, т.е. они лучше управляют собственными эмоциями и настроением. Они в целом более эмоционально зрелы и имеют более высокий уровень развития эмоционального интеллекта;
  • студенты с диффузным статусом эго-идентичности (соответствует начальной стадии, дебюту кризиса личностного развития) хуже справляются со своими эмоциями, слабо их контролируют, а, соответственно, и управляют ими, не умеют адекватно реагировать на критику, проявляя в ответ враждебность. Они импульсивны, эмоционально незрелы и имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта.
    1. Существуют различия в особенностях проявления эмоционального интеллекта у индивидов с разными статусами эго-идентичности как показателя стадии личностного развития:
  • студенты с предрешенным статусом эго-идентичности (соответствует начальной стадии, дебюту кризисного периода личностного развития) лучше контролируют свое эмоциональное состояние и, соответственно, управляют своими эмоциями, их реакции на критические замечания более адекватны и объективны, чем студенты с диффузным статусом эго-идентичности (соответствует стадии апогея, пика кризиса личностного развития);
  • студенты с автономным статусом эго-идентичности (соответствует стадии завершения кризиса личностного развития), лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени, что позволяет им более эффективно справляться с эмоциональным напряжением. Кроме того, они в целом имеют более высокий уровень развития эмоционального интеллекта, чем студенты с предрешенным статусом эго-идентичности (соответствует начальной стадии, дебюту кризисного периода личностного развития);
  • студенты с автономным статусом эго-идентичности (соответствует стадии завершения кризиса личностного развития) лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени. Это позволяет им успешно справляться с эмоциональным напряжением, а также более эффективно контролировать собственные эмоции и настроение. Такие индивиды эмоционально зрелы и обладают более высокоразвитым эмоциональным интеллектом, студенты с диффузным статусом эго-идентичности (соответствует стадии апогея кризиса личностного развития);
  • студенты с автономным статусом эго-идентичности (соответствует стадии завершения кризиса личностного развития) лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени, что дает им возможность произвольно изменять свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности. Также они эмоционально зрелы и способны успешнее управлять своими эмоциями и настроением, чем студенты со статусом моратория (соответствует стабильному периоду личностного развития).

Информация о работе Исследование особенностей жизнестойкости и эго-идентичности студенческой молодежи