Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:16, курсовая работа
Понятие «эго-идентичность» традиционно связывают с именем американского психолога Э. Эриксона. Он считал, что эго-идентичность представляет собой чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности к миру и другим людям. Эго-идентичность является способностью личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. А достижение зрелой эго-идентичности рождает чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений последнего и ситуации [10].
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы эго-идентичности в зарубежной и отечественной психологической науке………………………….9
1.1. Понятие «эго-идентичности» в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………………...……9
1.2. Модель статусного строения эго-идентичности Дж. Марсиа…………....14
1.3. Модель статусов эго-идентичности в теории нормативных кризисов развития личности Е.Л. Солдатовой……………………………………………20
Глава 2. Эмоциональный интеллект как новейшее понятие современной психологической науки………………………………………………………….26
2.1. История развития понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологической науке……………………………………...…26
2.2. Определение содержания понятия «эмоциональный интеллект» и структурные модели эмоционального интеллекта в теориях зарубежной и отечественной психологической науки………………………………………...32
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института…………………………………………………………………………44
3.1. Программа и организация процедуры эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов пединститута…………………………………………………………44
3.2. Результаты эмпирического исследования особенностей и структуры эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности студентов педагогического института……………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………………………………………………62
Приложение 1. Стимульный материал, использованный при проведении эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности студентов педагогического института………….66
Приложение 2. Сводные таблицы первичных результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………...72
Поэтому нами было принято решение исключить из дальнейшей математико-статистической обработки данные, полученные по результатам проведения методики «Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности (OMEIS-R)» Дж.Р. Адамса, и основываться только на данных, полученных по результатам проведения методики «Тест статусов и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест)» Е.Л. Солдатовой.
Таблица 4
Процентное соотношение
лиц с разными статусами эго-
Статус эго-идентичности |
«СЭИ-тест» Е.Л. Солдатовой | |
Частота |
Процент | |
Диффузный (размытый) |
25 |
19,5 |
Предрешенный |
66 |
51,6 |
Неопределенный (мораторий)1 |
15 |
11,7 |
Автономный (достигнутый) |
22 |
17,2 |
Согласно методике СЭИ-тест
преобладающим типом эго-
Опираясь на принятое ранее
решение, в ходе процедуры анализа
результатов эмпирического
Т.о., в качестве цели эмпирического исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта и статуса эго-идентичности как показателя стадии личностного развития студентов педагогического института. Объектами нашей работы выступили эмоциональный интеллект и эго-идентичность, предметами исследования – особенности парциального и интегрального эмоционального интеллекта и статус эго-идентичности как показатель стадии личностного развития студентов педагогического института.
В качестве гипотез нашего эмпирического исследования рассматривались следующие предположения:
Первоначально мы провели корреляционный анализ связи эмоционального интеллекта и его компонентов со статусами эго-идентичности (по методике СЭИ-тест). Полученные данные представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа связи парциального и интегрального эмоционального интеллекта и статусов эго-идентичности, а также значимых областей ее проявления
Статусы эго-идентичности |
Шкалы методики диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла | ||||||
Эмоциональная осведомленность |
Управление своими эмоциями |
Самодостаточность |
Эмпатия |
Распознание эмоций других |
Интегральный эмоциональный интеллект | ||
Шкалы и статусы эго-идентичности СЭИ-теста |
Ответственность за выбор |
-0,172 (0,053) |
-0,084 (0,344) |
-0,129 (0,146) |
-0,100 (0,262) |
-0,073 (0,415) |
-0,168 (0,058) |
Самодостаточность |
-0,148 (0,095) |
-0,066 (0,456) |
-0,088 (0,322) |
-0,013 (0,886) |
0,017 (0,847) |
-0,095 (0,285) | |
Осознанность жизненного пути |
-0,035 (0,694) |
0,035 (0,699) |
0,088 (0,324) |
0,038 (0,673) |
0,052 (0,560) |
0,069 (0,440) | |
Эмоциональная зрелость |
-0,016 (0,858) |
0,050 (0,873) |
-0,037 (0,522) |
-0,062 (0,489) |
-0,123 (0,161) |
-0,084 (0,345) | |
Принятие настоящего |
-0,034 (0,703) |
-0,082 (0,360) |
-0,046 (0,608) |
0,006 (0,946) |
-0,034 (0,703) |
-0,032 (0,716) | |
Особенность собственных ценностей |
-0,0170 (0,054) |
0,024 (0,792) |
-0,052 (0,362) |
0,096 (0,528) |
0,025 (0,777) |
-0,044 (0,620) | |
Соответствие себе |
-0,055 (0,536) |
-0,045 (0,614) |
-0,074 (0,404) |
-0,133 (0,135) |
-0,001 (0,987) |
-0,064 (0,576) | |
Автономный А (достигнутый) |
0,235** (0,008) |
0,118 (0,184) |
0,195* (0,027) |
0,087 (0,330) |
0,083 (0,353) |
0,200* (0,023) | |
Диффузный С |
-0,130 (0,143) |
-0,233** (0,008) |
-0,267** (0,002) |
-0,052 (0,563) |
-0,098 (0,273) |
-0,221* (0,012) | |
Предрешенный Ф (принятый) |
-0,129 (0,148) |
0,132 (0,138) |
0,083 (0,350) |
-0,065 (0,469) |
-0,008 (0,932) |
0,003 (0,971) |
Примечание. * – различия значимые на уровне р ≤ 0,05, ** – различия значимые на уровне р ≤ 0,01.
Итак, прослеживаются статистически значимые положительные связи между такими компонентами эмоционального интеллекта, как эмоциональная осведомленность, самодостаточность, интегральный уровень эмоционального интеллекта, и автономным статусом эго-идентичности, а также отрицательные связи – между управлением своими эмоциями, самодостаточностью и интегральным уровнем эмоционального интеллекта и диффузным статусом эго-идентичности (по СЭИ-тесту).
Индивиды, находящиеся в стадии завершения кризиса личностного развития (т.е. автономные), более информированы и осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени; лучше могут справиться с эмоциональным напряжением, изменяя свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности, т.е. они лучше управляют собственными эмоциями и настроением; а также в целом более эмоционально зрелы и имеют более высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
Диффузные индивиды, т.е. находящиеся только в начале, в дебюте кризиса личностного развития, наоборот, хуже справляются со своими эмоциями, слабо их контролируют, а, соответственно, и управляют ими, не умеют адекватно реагировать на критику, проявляя в ответ враждебность. Диффузные индивиды импульсивны, эмоционально незрелы и имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта.
Далее мы провели сравнительный анализ студентов с разными статусами эго-идентичности по степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта. Полученные данные представлены в таблице 6. В целом результаты сравнительного анализа подтверждают результаты корреляционного.
Таблица 6
Среднее значение компонентов эмоционального интеллекта студентов пединститута с разными статусами эго-идентичности (по СЭИ-тесту)
Шкалы эмоционального интеллекта |
Среднее значение эмоционального интеллекта |
U, р |
Среднее значение эмоционального интеллекта |
U, р |
Среднее значение эмоционального интеллекта |
U, р |
Среднее значение эмоционального интеллекта |
U, р |
Среднее значение эмоционального интеллекта |
U, р |
Среднее значение эмоционального интеллекта |
U, р | ||||||
Диффузный (n = 25) |
Предрешенный (n = 66) |
Предрешенный (n = 66) |
Автономный (n = 22) |
Диффузный (n = 25) |
Автономный (n = 5) |
Диффузный (n = 25) |
Неопределенный (мораторий) (n = 15) |
Предрешенный (n = 66) |
Неопределенный (мораторий) (n = 15) |
Автономный (n = 22) |
Неопределенный (мораторий) (n = 15) | |||||||
Эмоциональная осведомленность |
6,7 |
6,6 |
810,5 (0,897) |
6,6 |
10,6 |
439,5** (0,006) |
6,7 |
10,6 |
174,5* (0,032) |
6,7 |
7,6 |
183 (0,900) |
6,6 |
7,6 |
469 (0,752) |
10,6 |
7,6 |
91,5* (0,022) |
Управление своими эмоциями |
-1,5 |
3,9 |
537** (0,010) |
3,9 |
4,6 |
674 (0,616) |
-1,5 |
4,6 |
166,5* (0,020) |
-1,5 |
3 |
127,5 |
3,9 |
3 |
468 (0,742) |
4,6 |
3 |
143 (0,495) |
Самодостаточность |
4,4 |
7 |
666 (0,157) |
7 |
9,7 |
544 (0,079) |
4,4 |
9,7 |
152,5** (0,009) |
4,4 |
6,7 |
158,5 (0,416) |
7 |
6,7 |
465 (0,715) |
9,7 |
6,7 |
99* (0,041) |
Эмпатия |
7,3 |
6,7 |
772 (0,637) |
6,7 |
8,8 |
593,5 (0,201) |
7,3 |
8,8 |
241,5 (0,474) |
7,3 |
7,4 |
173,5 (0,695) |
6,7 |
7,4 |
429,5 (0,425) |
8,8 |
7,4 |
164,5 (0,988) |
Распознавание эмоций других |
5,8 |
5,3 |
799 (0,817) |
5,3 |
8,2 |
590,5 (0,190) |
5,8 |
8,2 |
226,5 (0,299) |
5,8 |
6,5 |
169,5 (0,614) |
5,3 |
6,5 |
453,5 (0,613) |
8,2 |
6,5 |
152 (0,686) |
Интегральный эмоциональный интеллект |
22,7 |
29,5 |
715 (0,328) |
29,5 |
41,8 |
514,5* (0,041) |
22,7 |
41,8 |
160,5* (0,015) |
22,7 |
31,1 |
151 (0,308) |
29,5 |
31,1 |
481,5 (0,870) |
41,8 |
31,1 |
116 (0,129) |
Примечание. U – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни, р – значимость признака; * – различия значимые на уровне р ≤ 0,05, ** – различия значимые на уровне р ≤ 0,01.
Имеются статистически значимые различия между студентами с разными статусами эго-идентичности (определенные по СЭИ-тесту) в степени выраженности компонентов эмоционального интеллекта.
Так, при сравнении диффузных студентов (т.е. тех, кто находятся в апогее, пике кризиса личностного развития) и студентов, имеющих предрешенный статус (т.е. находящиеся на начальном этапе кризисного периода личностного развития), мы установили, что студенты с предрешенным статусом эго-идентичности лучше контролируют свое эмоциональное состояние и, соответственно, управляют своими эмоциями, их реакции на критические замечания более адекватны и объективны.
Сравнивая студентов с предрешенным и студентов с автономным статусами эго-идентичности, мы пришли к выводу, что студенты, находящиеся на этапе завершения кризиса личностного развития, лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени, что позволяет им более эффективно справляться с эмоциональным напряжением. Кроме того, автономные студенты в целом имеют более высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
Студенты с автономным статусом эго-идентичности (находящиеся на этапе завершения кризиса личностного развития) в отличие от диффузных студентов (в апогее кризиса личностного развития) лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени. Это позволяет им успешно справляться с эмоциональным напряжением, а также более эффективно контролировать собственные эмоции и настроение. Такие индивиды эмоционально зрелы и обладают более высокоразвитым эмоциональным интеллектом.
Студенты с автономным статусом эго-идентичности (находящиеся на этапе завершения кризиса личностного развития) в отличие от студентов со статусом моратория (находящихся в стабильном периоде личностного развития) лучше осведомлены относительно собственного эмоционального состояния, лучше разбираются в том, какие эмоции и чувства они испытывают в настоящий момент времени, что дает им возможность произвольно изменять свой эмоциональный статус в соответствии с ситуацией деятельности. Также они эмоционально зрелы и способны успешнее управлять своими эмоциями и настроением.
Подводя итог нашей исследовательской работы можно говорить о том, что наши гипотезы подтвердились частично. Мы установили наличие значимых и достоверных связей между статусами эго-идентичности и отдельными компонентами эмоционального интеллекта, также нами были найдены различия в степени выраженности парциального и интегрального эмоционального интеллекта у студентов пединститута с разными статусами эго-идентичности.
Результаты нашего эмпирического исследования не могут быть перенесены на всех студентов педагогического института, т.к. наша выборка относительно небольшая и поэтому не является в достаточной мере репрезентативной. Но полученные нами в ходе эмпирического исследования результаты представляют интерес как для исследователей проблем психологии развития личности, а также для исследователей, занимающихся решением вопросов, рассматриваемых педагогической психологией, так и для психологов-практиков, работающих в направлениях консультационной и развивающей деятельности, педагогов высшей школы и родителей.
Заключение
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: