Особенности студенческого коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 21:27, реферат

Краткое описание

Творческое овладение профессией, улучшение воспитания в процессе учёбы – предмет внимания отделов воспитательной работы, общественных организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления и др. Одна из задач студенческих коллективов – организация рационального использования свободного времени в целях всестороннего развития личности, утверждения в студенческой среде здорового, культурного образа жизни.

Файлы: 1 файл

портфолио.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество состоит из множества групп и коллективов, различающихся по численности, месту и роли в общественной жизни и деятельности. 
По численности выделяют макрогруппы (социальные прослойки, нации, вооруженные силы и т. д.) и микрогруппы (цех, школьный класс, студенческая академическая группа и т. д.). Группа - понятие более широкое, чем коллектив.

А. С. Макаренко говорил, что коллектив - «это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов... Коллектив - это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношений товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».

Каждый коллектив представляет собой социальное объединение людей, деятельность которых направляется на достижение общественно полезных целей. Однако существенные признаки коллектива этим не исчерпываются: они включают наличие руководства и определенную степень сплоченности.

Студент формируется в коллективе. «...Развитие индивида,- как доказали К. Маркс и Ф. Энгельс,- обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

Хороший психологический климат в коллективе студенческой академической группы способствует уверенности, взаимной требовательности, товариществу, дружбе, достижению успехов в учении.

Творческое овладение профессией, улучшение воспитания в процессе учёбы – предмет внимания отделов воспитательной работы, общественных организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления и др. Одна из задач студенческих коллективов – организация рационального использования свободного времени в целях всестороннего развития личности, утверждения в студенческой среде здорового, культурного образа жизни.

В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ. Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования. Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности студенческого  коллектива

 

Учение о коллективе, актуальное и для современного воспитания, поскольку студент получает образование в коллективе, отражает утвердившееся в педагогике положение о развитии личности не только в процессе воспитания, но и во взаимоотношениях с окружающей средой.

Активность студента в коллективе становится движущей силой его развития. В процессе коллективной деятельности у студента возникают соответствующие эмоциональные переживания, чувства, настроения. Благодаря этому создается ситуация, в которой общение становится источником непосредственного социально-психологического взаимодействия.

Одной из важных целей студенческого коллектива является содействие подготовке каждого его члена к предстоящей профессиональной деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.

Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями: 
- основным видом деятельности (обучение, направленное на получение высшего образования); 
- строгой последовательностью и планомерностью учебной работы; 
- сравнительно высокой степенью самоуправления  
единством цели — стремление членов коллектива получить знания и  приобрести специальность. Хотя студенческий коллектив по ряду показателей однороден, он объединяет людей различных национальностей, с различными индивидуальными психологическими качествами, отчасти уже получивших до вуза различные специальности и имеющих неодинаковое семейное положение.

В современных условиях, когда основная масса студентов приходит в вуз сразу со школьной скамьи, получение знаний и приобретение навыков, необходимых для выполнения в коллективе роли организатора и воспитателя, стало жизненной потребностью. Поэтому перед вузовскими коллективами была поставлена задача создания системы общественно-политической и трудовой практики, которая все более становится составной и неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса.

Студенческий коллектив характеризуется социальной направленностью на овладение профессией, общностью социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих достижение высоких результатов в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых принимают участие все члены группы, отношением членов коллектива к избранной профессии как к призванию, определенным уровнем сплоченности. 
О сплоченности следует сказать особо. Исследования академика А. В. Петровского свидетельствуют, что сплоченность как ценностно-ориентационное единство показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для дел группы в целом.

Укажем на характер взаимоотношений, общественного мнения и других социально-психологических явлений и процессов, имеющих место в студенческом коллективе. 
Взаимоотношения между членами студенческого коллектива, хотя и зависят от особенностей каждого из них, определяются прежде всего учебно-воспитательной работой, организацией деятельности студентов.

В структуре взаимоотношений в студенческом коллективе можно выделить несколько сфер: официальную, общественно-политическую и бытовую, а также их неотъемлемый аспект-систему личностных психологических отношений. 
Ориентация коллективов учебных групп на идеологические, профессиональные, культурные и моральные ценности на всех курсах примерно одинакова, но варьирует в зависимости от специальности.

2. Признаки, сущность и  специфика студенческого коллектива

 

Профессорско-преподавательский состав вуза, особенно педагогического, организуя процесс воспитания студентов, обладает значительными полномочиями и возможностями для решения задач формирования личности будущего учителя. Но эти возможности не безграничны, так как преподаватели и студенты:

• выполняют различные социальные роли, а значит, и задачи;

• относятся к разным возрастным категориям, а порой и поколениям людей;

• нередко обладают несовпадающими ценностными, нравственными и политическими ориентациями;

• подчас неоднозначно воспринимают сущность деятельности, коллективных мероприятий, форм и методов воспитания.

Другим организатором воспитательного процесса является студенческий коллектив, коллектив сверстников. Он также не обладает безграничными возможностями в силу ряда причин, но, будучи сформированным и полноценным воспитательным коллективом, он в состоянии продолжить и дополнить воспитательную деятельность преподавателей. В студенческом коллективе существуют реальные благоприятные условия для формирования личности студента, будущего учителя.

Обратимся к этимологии слова «коллектив». Оно латинского происхождения: означает собирательный, т.е. говорит об объединении людей. В психолого-педагогической литературе это слово имеет два значения. В первом случае под коллективом понимается любое объединение, организация людей (студенческая группа, коллектив физического факультета и т.д.) - это хотя и распространенное, но все же условное понимание коллектива. Во втором случае имеется в виду высокий уровень развития и организации группы людей, обладающих сплоченностью, духовным единством, взаимным влиянием друг на друга. О таком воспитательном коллективе и будет идти речь.

Коллектив - это объединение студентов на основе общественно значимых целей, общих интересов и ценностных ориентации, совместной деятельности и общения, ответственной зависимости, самоуправления.

Признаками коллектива являются:

• наличие общественно значимой цели;

• общие интересы и ценностные ориентации;

• духовное единство;

• совместная деятельность и общение;

• сплоченность, взаимная требовательность и ответственная зависимость;

• наличие дееспособных органов студенческого самоуправления.

Каждый из признаков важен сам по себе, но ведущим является общественно значимая цель, без этого признака невозможно говорить о полноценном воспитательном коллективе как структурной ячейке общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние коллектива на  личность студента

 

Психологические отношения и общение являются одной из сторон деятельности коллектива, оказывающей исключительно большое влияние на поведение студентов.

В процессе деятельности возникают и другие социально-психологические явления, которые также оказывают существенное влияние на поведение студенческой молодежи: подражание, самоутверждение, общественное мнение, коллективные настроения, традиции и т. д. 
Склонность к подражанию — ярко выраженное свойство, проявляющееся в направленности личности на образец и его воспроизведение, имеющее тенденцию к распространению. Очень часто оно захватывает широкие массы людей.

В ряде исследований показано, что сила воздействия на студентов лучших преподавателей вуза не ниже, а значительно выше силы воздействия учителя средней школы на учащихся. Это объясняется качественным скачком в развитии критичности ума у студентов и широтой их интересов. Готовность студентов подражать своим воспитателям в большой мере зависит от того, какие интересы и цели студенческого коллектива являются ведущими, какие взгляды и убеждения студенты разделяют, каково содержание коллективного мнения, каков авторитет воспитателя и его престиж среди студентов разных курсов. И это понятно, так как преподаватель, как правило,— идейно убежденный, эрудированный знаток предмета, умудренный жизненным опытом, что импонирует молодым людям. А среди самих студентов, например на первом курсе, особенно в начале его, высоким престижем пользуются студенты, знающие особенности трудовой деятельности, имеющие жизненный и трудовой опыт. На втором курсе студенчеству импонирует эрудиция, кругозор, способности, занятие спортом. На старших курсах важным показателем является общественная деятельность студента.

Самоутверждение личности — это ее действительное стремление занять и удержать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание, доверие, поддержку других членов коллектива. 
Исследования Я. Л. Коломинского показывают, что студенты, которые объективно находятся в неудовлетворенном положении в группе, переоценивают свое положение. По-видимому, здесь имеет место компенсаторская реакция, которая представляет собой своеобразное вытеснение мысли о неудовлетворенном положении, способной вызвать внутренний конфликт, поскольку она сталкивается с высоким уровнем притязаний в этой области.

Члены группы, которые находятся в благоприятном положении, имеют тенденцию недооценивать свое положение в группе. Самоутверждение личности — активный процесс осознания человеком своего равноправного места среди других людей, оценки удельного веса своих общественно полезных качеств и преимуществ других, сравнение и сопоставление себя с другими людьми с тем, чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности проявить себя, играть в деятельности коллектива значимую роль путем, например, участия в спортивной жизни коллектива, в художественной самодеятельности, в оказании учебной помощи отстающим и т. д.

Стремление к самоутверждению в коллективе порой приводит к образованию мелких неофициальных групп. Работа с ними — задача не только студенческого руководства коллективом, но и всех преподавателей. 
Общественное мнение — один из элементов общественной психологии коллектива. Оно воздействует на личность, группу, коллектив, влияет на формирование их обычаев, традиций, интересов, привычек.

Общественное мнение коллектива включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты, различные суждения и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы вопросам, явлениям. Оно может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т. д. Мнения в коллективе возникают в процессе обсуждения целей и задач деятельности, общественных событий и т. д. 
На формирование мнения влияет идеология, мораль. Общественное мнение — это не только проявление психологии, но и идеологии людей.  
Коллективное мнение может оказать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.

На практике нередко случается, когда на студенческом собрании вдруг обнаруживаются два мнения: официальное, внешнее, и внутреннее, нередко более действенное, хотя и глубоко скрытое в межличностных отношениях. 
Личность и коллектив образуют единство. Создание здорового общественного мнения в студенческом коллективе особенно важно, поскольку у молодежи студенческого возраста наряду с ярко выраженной потребностью в дружбе, в товариществе, в обмене опытом, знаниями существует стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет. Главным носителем передового общественного мнения в коллективе должны являться преподаватели.

Коллективное настроение — это совместное переживание, длительное эмоциональное состояние, влияющее на проявление личности, качество общей и индивидуальной работы. В коллективных настроениях на первый план выступает эмоциональная реакция на окружающие события, в то время как в общественном мнении главным является глубина осознания пользы и необходимости коллективных дел, внутри коллективных отношений. 
Коллективные настроения — самые повседневные явления общественной жизни студентов. От настроения людей зависит их поведение, результат воспитательных воздействий. Настроение одного человека передается другим.

Информация о работе Особенности студенческого коллектива