Особенности студенческого коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 21:27, реферат

Краткое описание

Творческое овладение профессией, улучшение воспитания в процессе учёбы – предмет внимания отделов воспитательной работы, общественных организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления и др. Одна из задач студенческих коллективов – организация рационального использования свободного времени в целях всестороннего развития личности, утверждения в студенческой среде здорового, культурного образа жизни.

Файлы: 1 файл

портфолио.docx

— 38.65 Кб (Скачать)

Настроение зависит от мировоззрения, характера, темперамента, опыта человека, и поэтому в одной и той же обстановке индивидуальные настроения людей могут быть разными. В то же время общность условий, деятельности, задач и качеств студентов содействуют формированию коллективного настроения.

Традиции, как и другие социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных коллективах. Традиции могут быть элементом психологии всего народа, нации, класса или социальной прослойки, условной (профессиональной, возрастной) и конкретной группы людей. В студенческом коллективе — это правила, нормы поведения, передающиеся от одних студентов к другим.

Специфика традиций вузовского коллектива связана с постоянной его динамикой, обновлением и взаимодействием коллектива преподавателей, сотрудников и коллектива студентов, и вместе с тем она придает ему своеобразие и неповторимость. У каждого вуза — своя родословная, свои образцы для следования, для вновь приходящих в его стены и т. д. 
Наряду с общими традициями вуза внутри каждого студенческого коллектива зарождается, крепнет и бытует немало своих традиций, имеющих большое значение для его сплочения. По меткому выражению А. С. Макаренко, традиции являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое. Традиций в студенческом коллективе может быть много. Они порождают определенный настрой, тон и стиль коллектива. Поэтому положительные традиции следует всемерно развивать, сохранять преемственность для накопления.

 

 

 

 

 

 

 

4. Академическая группа  как первичный студенческий коллектив

 

Основным, наиболее значимым по влиянию на студентов, является коллектив академической группы. Возможности этого коллектива предопределяются тем, что:

• все студенты вуза являются членами определенных академических групп в течение длительного времени (пять лет);

• образуются наиболее длительные и устойчивые отношения студентов друг с другом и с преподавателями;

• происходит общение студентов, обмен различной информацией, формируются и развиваются их интересы, духовные потребности, ценности;

• наиболее отчетливо видны движение, рост каждого студента по всем направлениям. Но степень влияния академической группы на студента зависит от уровня развития ее коллектива, от того, стал ли он воспитательным развитым коллективом. Мы выделяем четыре этапа становления студенческого коллектива академической группы.

Первый этап - формирование коллектива (I курс). Сплочение студентов в социально-психологическую общность является основной целью организаторов этого процесса — кураторов, преподавателей, деканатов, старост, студенческого актива. Они выдвигают цель, определяют совместную деятельность. Студенты изучают и познают друг друга, вступают в личностные и деловые отношения, проходят процесс адаптации к вузу и к новой социальной роли. Этот этап обычно завершается к концу первого года учебы, ведь студенты уже имеют (в школе) опыт коллективной жизнедеятельности.

Второй этап - становление и укрепление коллектива (II-III курсы). Студенты адаптировались к своему вузу, чувствуют себя полноправными его членами. Они уважают свою академическую группу и друг друга, выдвигают самостоятельно цели и определяют формы деятельности, стремятся вместе проводить свободное время. В группе формируются нормы коллективной жизни, утверждаются определенные традиции, ценности. Роль организатора коллектива берет на себя в основном студенческий актив. Он планирует работу, выдвигает цели, определяет виды деятельности, смелее предъявляет требования к членам коллектива и защищает их в случае необходимости. Влияние кураторов менее заметно. Студенческий коллектив активнее проявляет свою воспитательную функцию, четче действует студенческое самоуправление.

Третий этап - совершенствование коллектива (III-IV курсы). На данном этапе инициатором и организатором коллективной жизнедеятельности становится весь коллектив группы. Существенную роль играет общественное мнение, не подчиниться которому невозможно. Сложившаяся система ценностей разнообразна, но каждый уважает позицию товарища, если и не разделяет ее. У студентов сформировано чувство защищенности, уверенности в себе и своем коллективе. Развито студенческое самоуправление. Преподаватели являются консультантами при решении сложных, проблемных вопросов жизни группы. Активно выражена воспитательная функция коллектива.

Четвертый этап - завершение развития и функционирования коллектива (V курс). У студентов-выпускников отчетливо проявляются профессиональные интересы, что выражается в занятиях профессиональной деятельностью. После получения диплома академическая группа как студенческий коллектив прекращает свое функционирование. Но традиции, ценности, законы, которые создавались в течение пяти лет, еще долгое время будут оказывать влияние на молодых учителей. Выделение этапов процесса формирования студенческого коллектива академической группы в известной мере условно, нередко бывает трудно определить тот или иной этап. Но эта процедура облегчает понимание движения коллектива от простой организационной общности высокого уровня его развития.

В современных условиях коллектив академической группы выполняет пять основных функций:

1) организаторскую - студенческий  коллектив есть саморазвивающийся  «организм». Он является организатором своей жизни и деятельности, студенты сами планируют, осуществляют свои планы, подводят итоги, анализируют собственную деятельность и руководят ею;

2) коммуникативную - одним  из важных факторов жизнедеятельности  коллектива является постоянное общение его членов, которое возникает в процессе и посредством организации разнообразных видов деятельности. При этом между студентами складываются избирательные личностные и деловые отношения, временные или более длительные, отношения ответственной зависимости;

3) воспитывающую - начинает  проявляться уже на первом  этапе становления коллектива, но наиболее действенной становится в развитом коллективе, который создает свой нравственный микроклимат, является носителем и пропагандистом политических, эстетических, нравственных ценностей и убеждений, благодаря чему оказывает воспитательное воздействие на студентов;

4) профессиональную - поскольку  студенческий коллектив создается  и действует в профессиональном учебном заведении, он не может не включаться в решение вопросов подготовки будущих учителей. Профессиональная направленность академической группы проявляется в формировании у студентов интереса к будущей педагогической деятельности, в тематике групповых собраний, в шефской и волонтерской работе с детьми и т. д.;

5) стимулирующую - обеспечивает  формирование значимых для студентов  стимулов к участию в деятельности, регулирует взаимоотношения и поведение студентов, стимулирует развитие их активной позиции.

Реализация названных функций дает возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на студентов. В формировании такого коллектива существенную роль играют:

• общие цели, задачи, перспективы;

• совместная деятельность в различных видах;

• постоянное общение студентов, внутри коллективные отношения;

• совместное проведение досуга;

• традиции, рожденные в коллективной жизнедеятельности;

• общественное мнение;

• заинтересованная позиция студентов, предпринимаемые ими меры по сплочению коллектива.

В развитом коллективе академической группы на основе взаимопонимания, взаимного уважения и взаимной ответственности складываются благоприятные условия для воспитания студентов, формирования коллективизма, гармонизации личных и общественных интересов. В коллективе студенты получают необходимое им внимание и дружеское единение, ощущение защищенности и уверенности в своих силах и возможностях. В совместной деятельности могут развиваться организаторские способности, создаются условия для разностороннего развития личности.

В условиях вуза функционирует много различных студенческих коллективов, которые отличаются друг от друга содержанием деятельности, массовостью, продолжительностью работы, степенью сплоченности, влияния на своих членов. Но ведущее значение имеет коллектив академической группы: он стабилен (функционирует пять лет), охватывает всех студентов, обладает внутренними потенциальными возможностями позитивного влияния на студентов. Но чтобы коллектив реализовал свой потенциал, необходимо его сформировать, возвести в ранг воспитательного коллектива.

Будучи сформированным воспитательным коллективом, он, опираясь на такие критерии, как общение, деятельность, общественное мнение, традиции, психологическая атмосфера, оказывает на студентов большое влияние. Опыт коллективной жизни, приобретенный в студенческие годы, может быть использован затем в педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, структура коллектива достаточно сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус и роли если не каждого, то хотя бы большинства членов коллектива. 
Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно значимой работы. Студенческий коллектив выступает не только сферой учебной деятельности, но и сферой самоутверждения, самовыражения, самореализации, сферой общения, гарантом защищённости и поддержки, носителем социально-нравственных норм и ценностей, реализующихся в коллективной деятельности и коллективных отношениях, т.е., в конечном счёте, духовным, ценностно-ориентированным единством людей.

Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микросреды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.

Основным источником и условием коллективообразования является социально обусловленная совместная предметная деятельность людей; в условиях вуза - это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъектные взаимоотношения.

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п.Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы : учебное пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск : Тесей, 2003. – 352 с.
  2. Ефремов, Д.А. Педагогическое управление процессом коллективообразования в студенческой академической группе : автореф. дис / Д.А. Ефремов. – Воронеж, 2012. – 23 с.
  3. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005 г.
  4. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы : ученое пособие / Р.С. Пионова. – Минск : Высш. шк., 2005. – 303 с. 

 

 

 


Информация о работе Особенности студенческого коллектива