Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:46, реферат
Главным фактором, который и объединяет и разъединяет людей, являются их нравственные позиции. Трудно представить единство жизненных целей людей, не объединенных общими нравственными принципами. Однако одна только общность интересов и целей людей не означает, что она автоматически и во всех случаях приводит к формированию трудовых коллективов. Для этого нужны и другие объективные условия: материальные, организационные, психологические, и в первую очередь, - совместная деятельность. Связь совместной деятельности и общей цели - прямая. Формирование общей цели является первым и непременным условием совместной деятельности. Если такая цель (по каким-либо причинам) не сформирована, то совместная деятельность просто не состоится. Чем перспективнее общая цель, тем прочнее фундамент для совместной деятельности и больше возможность интеграции индивидуальных мотивов. Мелкие, частные, ограниченные цели - ненадежный фундамент для образования коллектива.
Особенности производственных коллективов.
“Коллектив - это
социальный организм в здоровом человеческом
обществе” - так образно определил
коллектив А.С. Макаренко. Если продолжать
сравнение с организмом, коллектив
зарождается и успешно
Социально-психологические признаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этих целей; организационная структура; морально-психологический климат. Эти признаки находятся в системной зависимости друг от друга. Отсутствие или неполное проявление любого из них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или невозможным.
Единство общественно полезных целей для членов группы - главный, определяющий признак коллектива, фундаментальный фактор, образующий коллектив. Однако единство целей нельзя понимать упрощенно, как простую сумму и одинаковость индивидуальных целей. В процессе жизни у личности формируется определенная система целей - личных и общественных, важных и второстепенных, перспективных и ситуативных и т.п., и еще неизвестно, какие конкретно потребности и интересы привели людей к совместной деятельности. “Включаясь в совместную деятельность, люди могут иметь (и обычно имеют) разные цели, - пишет психолог Б.Ф. Ломов, - случаи их полного совпадения - скорее исключение, чем правило”. Эти различия определяются многими факторами: возрастом, уровнем образования, общего развития, жизненным опытом, индивидуальными психологическими различиями, но все эти различия не приводят, не должны приводить к антагонизму во взглядах, к противоположным позициям в оценке общественных событий.
Главным фактором, который и объединяет и разъединяет людей, являются их нравственные позиции. Трудно представить единство жизненных целей людей, не объединенных общими нравственными принципами. Однако одна только общность интересов и целей людей не означает, что она автоматически и во всех случаях приводит к формированию трудовых коллективов. Для этого нужны и другие объективные условия: материальные, организационные, психологические, и в первую очередь, - совместная деятельность. Связь совместной деятельности и общей цели - прямая. Формирование общей цели является первым и непременным условием совместной деятельности. Если такая цель (по каким-либо причинам) не сформирована, то совместная деятельность просто не состоится. Чем перспективнее общая цель, тем прочнее фундамент для совместной деятельности и больше возможность интеграции индивидуальных мотивов. Мелкие, частные, ограниченные цели - ненадежный фундамент для образования коллектива.
Совместная деятельность невозможна без общения, как без общения немыслима вообще социальная общность. Группа, члены которой не имеют возможности общаться непосредственно, контактно, распадается, утрачивает социальные связи, привязывающие людей друг к другу. Степень интенсивности и характер общения, его культура и такт прямо влияют на продуктивность совместной деятельности, как своего рода психологическая “смазка” на эффективность работы социальной машины. В процессе общения рождается взаимопонимание людей и эмоциональные тяготения друг к другу, согласовываются совместные действия, формируется солидарность, единство мнений, оценок, усилий, рождается эффект сопричастности.
Совместная деятельность, кроме общей цели, предполагает и единый технологический процесс, приводящий к единому конечному результату. Организация совместной деятельности требует согласования усилий всех членов группы по месту, времени, специализации, а это значит, что необходимы планирование, внутригрупповая кооперация и разделение труда, координация и стимулирование усилий работающих, а также оценка результатов как индивидуальных, так и совместных действий на всех этапах деятельности.
Совместная деятельность может быть различной степени согласованности. Выделяют, в основном, три уровня согласования действий работающих.
Первый, самый низкий уровень согласования действий характеризуется тем, что каждый работник на своем рабочем месте выполняет задание, технологически не связанное с заданиями других работников, но в одно и то же с ними время, например, когда в одном помещении работают люди, производственные функции которых не взаимосвязаны. Объективной зависимости между работающими в процессе деятельности нет; это не совместная деятельность, а деятельность рядом в одно время. Связи между работающими на этом уровне самые поверхностные - на базе эмоциональных предпочтений. Формирование коллектива при таком уровне согласования действий весьма затруднено.
В основе второго
уровня согласования лежит кооперация
действий на основе разделения труда,
распределения трудовых операций -
это конвейерный тип
Третий, самый высокий уровень - это уровень согласования действий непрерывного, комплексного типа: все, имея высокую профессиональную подготовку, на основе максимальной взаимозаменяемости могут делать и делают все. Это не всегда достижимо при современном развитии производства, но сам факт возможности такой взаимозаменяемости рождает особое чувство трудовой солидарности и ответственности. Бригадные формы организации труда дают хорошие примеры высшего уровня согласования действий работников. Характерной чертой этого уровня является полное взаимопонимание и высокая психологическая совместимость в процессе деятельности. Технологический процесс, таким образом, протекает в максимально благоприятной психологической атмосфере, и деятельность приобретает социально полезное значение, что служит прочным основанием для успешного формирования коллектива. Совместная деятельность в этом случае переходит в деятельность коллективную, деятельность высшего уровня.
Организационная структура коллектива состоит из подструктур: производственной, социальной и психологической. Организационная оформленность коллектива определяется прежде всего характером производственной деятельности предприятия, технико-экономическими условиями и уровнем производства, социальной значимостью результата труда. Это является основой производственной структуры, которая закрепляется штатным расписанием и функционирует на основе различных положений, приказов, инструкций, определяющих ее должностной состав, права, обязанности и ответственность каждого.
Правовыми нормами и инструкциями между членами коллектива устанавливаются и организационные отношения, к которым относятся отношения координации и субординации, выражающиеся в сочетании линейной и функциональной систем управления. Производственная и организационная структуры, как правило, совпадают, в рамках этой общей структуры формируются служебные отношения.
Основой социальной структуры коллектива являются профсоюзная и другие общественные организации. В рамках социальной структуры устанавливаются и регулируются нравственные отношения членов коллектива, формируются общественное мнение, коллективные оценки, устанавливаются традиции, складывается коллективное сознание.
Производственная и социальная организации составляют официальную (формальную) структуру коллектива.
Однако формальная структура не охватывает всей совокупности общественных отношений. В процессе совместной деятельности и общения между людьми на основе взаимной симпатии, антипатии, престижности, лидерства и других предпочтений образуются личные, неформальные, отношения. Формируется психологическая структура. Внутри нее происходит групповая дифференциация, у каждого человека образуется свой статус, свое особое положение в микро группе и в коллективе, отличающее его от положения других членов, и по степени активности, авторитетности, популярности, привлекательности в коллективе образуется своеобразная групповая иерархия, которая держится, в основном, на эмоциональных тяготениях.
Таким образом, психологические, неформальные отношения в формальной группе, в коллективе выполняют духовно сближающую функцию, облегчающую общение и совместную деятельность.
Но группа, в которой существуют только неформальные отношения, т.е. неформальная группа, независимо от того, какого уровня в ней будут внутригрупповые отношения, коллективом называться не может, это будет союз, артель, компания, но не коллектив. Коллектив - это всегда формальная, официально организованная группа, в которой производственная, социальная и психологическая структуры дополняют и усиливают друг друга, создавая прочное диалектическое единство.
Каждая из названных структур коллектива лишь предназначается для выполнения определенных функций, но сами функции выполняют люди. Таким образом, любая структура “оживает” тогда, когда люди начинают выполнять предназначенные для них функции. Только в этом случае образуется система производственных и социальных отношений, рождается коллектив. Подбор людей, способных выполнить все основные функции, в том числе их оптимальное количество, является важнейшей задачей руководителя.
Формирование общей цели, организация совместной деятельности, подбор людей для организационной структуры коллектива - выполнение этих важнейших задач не может осуществляться стихийно.
Морально-психологический климат – целостное, относительно устойчивое и типичное состояние, многообразно проявляющееся во всей жизнедеятельности конкретного коллектива. Это наиболее сложный и многозначный признак коллектива. Как каждая личность есть неповторимая индивидуальность, так и каждый коллектив имеет свое неповторимое “лицо”, свой характер и отличается от других коллективов своей “индивидуальностью” - морально-психологическим климатом.
Термины “климат” и “атмосфера”, заимствованные психологами из географии в период активного развития учения о коллективе, принесли с собой и логику понимания нового содержания: психологическая атмосфера понимается как явление подвижное, переменчивое, летучее, а социально-психологический, морально-психологический или психологический климат (слова синонимы) - как устойчивое, стабильное явление.
На образование морально-психологического климата в большей или меньшей степени, прямо или косвенно влияют абсолютно все факторы - объективные и субъективные, внешние и внутренние, стабильные и ситуативные, касающиеся данного коллектива. Специфика морально-психологического климата состоит в том, что он представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью кумулятивности, т.е. возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик группового состояния, не сводимых к одному суммарному признаку, но образующих в совокупности определенный тип климата. Этим можно объяснить исключительную сложность его изучения, заключающуюся в том, что поскольку климат это результат всей работы коллектива, то и изучать непосредственно его невозможно, его можно изучать лишь через проявления в отдельных аспектах жизнедеятельности группы, опосредованно.
При формировании
морально-психологического климата
надо учитывать социально-
Объективными являются и социально-психологические факторы: оптимальный по количеству и наиболее целесообразный по подготовленности для данного характера работы состав коллектива, организация и содержание всей общественной работы в коллективе, удовлетворенность членов коллектива трудом, его оплатой, взаимоотношениями в коллективе, общением с товарищами и др.
Безусловно, объективными являются и все внешние факторы, которые оказывают влияние на коллектив в целом и на его членов, - это коллективы смежных предприятий, семьи сотрудников, работа городских учреждений быта, транспорта, снабжения, культуры и отдыха и другие факторы макросреды.
К субъективным факторам будут относиться все внутри коллективные психологические образования: межличностные отношения, их характер и динамика; коллективные настроения, переживания и состояния, их тон и направленность; коллективные потребности и интересы, оценки и суждения, на основе которых вырабатывается коллективное мнение; коллективные нормы и правила, неписанные порядки и требования, которые образуют обычаи и традиции коллектива.
Информация о работе Особенности производственных коллективов