Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 08:58, курсовая работа
Трудовой коллектив — это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).
Введение …………………………………………………………………………3
Глава1. Трудовой коллектив.
1.1 Понятие "трудовой коллектив", его особенности………………..….5
1.2 Морально-психологический климат в трудовом коллективе…...….7
1.3 Методы сплочения трудового коллектива………………………...…9
Глава 2. Деятельность руководителя по управлению трудовым
коллективом (практические рекомендации) …………………...…14
Заключение…………………………………………………………………..…18
Список литературы……………………………….………………………..…..19
Московский Институт Предпринимательства и Права
Управление
персоналом
Курсовая работа
на тему:
«Трудовой
коллектив: понятие, особенности управления»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Менеджмент организации
группа выходного дня
Сенцова О.С.
Москва 2010 г.
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………3
Глава1. Трудовой коллектив.
1.1 Понятие "трудовой коллектив", его особенности………………..….5
1.2 Морально-психологический климат в трудовом коллективе…...….7
1.3 Методы сплочения трудового коллектива………………………...…9
Глава 2. Деятельность руководителя по управлению трудовым
коллективом (практические рекомендации) …………………...…14
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………….…………………
ВВЕДЕНИЕ
В
процессе совместного труда люди
прямо или косвенно связаны между
собой, вступают в определенные отношения,
объединяются в группы, образующие
коллектив. Коллектив — это
группа людей, связанных устойчивой,
совместной и общественно полезной
деятельностью, которая предполагает
наличие единых целей, организации
и управления. Важнейшим звеном общественной
структуры являются трудовые или
производственные коллективы. Чтобы
производить материальные и духовные
ценности, люди вступают в определенные
связи и отношения, и только в
рамках этих связей существует производство.
Трудовой коллектив — это организационно
оформленная группа работников, созданная
для реализации комплекса производственных
целей. Важнейшей характеристикой
трудового коллектива является единство
целей его деятельности, которые
вытекают из общественных потребностей
и интересов. Поэтому трудовой коллектив
— это не только социальная категория,
но одновременно и средство достижения
целей. Если цели ясны и понятны членам
трудового коллектива и становятся
стремлением каждого его члена,
то они сплачивают трудовой коллектив.
Разумеется, что общность целей не
устраняет некоторых
Трудовой коллектив — это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).
Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности социальных ролей и совокупности людей, которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Характер
руководства, проявляющийся в том
или ином стиле взаимоотношений
между официальным
Глава1. Трудовой коллектив.
1.1Понятие "трудовой коллектив", его особенности
Люди
– решающий фактор эффективности
и конкурентоспособности
Работники играют особенную роль в организациях. С одной стороны, они являются создателями организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом организаций для реализации собственных целей.
Следовательно, для того, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, создавать, использовать и совершенствовать методы, программы организации этих процессов. Взятые в своем единстве методы, процедуры, программы представляют собой системы управления человеческими ресурсами.
Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников организации для достижения определенной цели.
Трудовая деятельность происходит в трудовой среде. Следовательно, трудовая среда - условия труда, взаимоотношения людей, участвующих в трудовом процессе, а так же средства, используемые в процессе.
Трудовому коллективу присуща своя трудовая среда.
Трудовая среда включает такие факторы, как условия, в которых происходит трудовой процесс, предметы труда и технологический процесс.
В процессе своей трудовой деятельности люди вступают в контакт, и в этих условиях формируются межличностные отношения. Характер этих отношений определяется социальным положением и ролью человека в трудовом коллективе, оказывает непосредственное влияние на поведение человека в трудовом коллективе, а так же на эффективность его трудовой деятельности.
Человеческий труд – это деятельность, в процессе которой создаются материальные и духовные блага для удовлетворения потребностей общества. Значение трудовых коллективов трудно переоценить. От результативности и качества труда работников, зависят процветание организации и общества в целом.
Трудовой коллектив любого предприятия условно можно разделить на основные составляющие:
Производственный персонал - рабочие, занятые в процессе материального производства, с большей долей физического труда. Весь производственный персонал можно разделить на: основных рабочих, занятых процессом производства и вспомогательных, обслуживающих данное производство. Результатом этой деятельности являются материальные блага, созданные в процессе производства;
Управленческий
персонал - работники, занятые процессом
переработки информации, подготовкой
управленческих решений, контролем
исполнения решений на производстве
с преобладающей долей
Организациями называют сознательно координируемые институты, объединяющие людей на относительно постоянной основе для достижения определенных целей. Организации, ставшие к концу XX века практически универсальной формой человеческой жизни, обладают набором признаков, которыми, в первую очередь, являются: целенаправленность создания, функционирования и развития, упорядоченная внутренняя структура, особая культура, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование природных, материальных и человеческих ресурсов2.
1.2
Морально-психологический
климат в трудовом
коллективе.
Для более эффективной работы трудового коллектива, прежде всего, необходимо создать благоприятный морально – психологический климат среди его членов.
Благоприятный
психологический климат - это та
обстановка, когда все члены коллектива
знают свое место в иерархии организации
и довольны им, заняты интересным для
себя делом и компетенции членов
коллектива не пересекаются, а значит
не возникает разногласий , и в
коллективе царит атмосфера
Для создания благоприятного морально – психологического климата, дружеских взаимоотношений, необходимо, чтобы в коллективе были распределены следующие неформальные роли:
Эмоциональный лидер — человек, который имеет авторитет среди членов коллектива, и оказывающий влияние на членов группы независимо от занимаемого им должностного положения;
Диагност — человек, который способен провести анализ морально- психологического климата в коллективе, а также способный распознать качества каждого индивида и его позицию по отношению к другим членам коллектива;
Интегратор
— человек, который способен сплотить
коллектив для решения
Но даже если роли распределены, и каждый член коллектива выполняет свои обязанности, необходима высокая квалификация руководителя, для создания идеального морально – психологического климата на предприятии.
Как
и в любом коллективе в данном
отделе существует свой эмоциональный
лидер, который оказывает
Для
данного руководителя характерен, если
можно так сказать, либерально-демонстрационный
стиль руководства. С одной стороны
он предоставляет свободу действий
своим подчиненным, в границах заданного
проекта, с другой стороны он возбуждает
чувство здорового
Руководитель своим поведением, заявлениями, призывами, широким внедрением корпоративной символики (в предметах труда, сувенирах), прививает всем сотрудникам организационную культуру, единство целей деятельности, что так же положительно влияет на атмосферу в коллективе.
Но, как и в любом творческом коллективе, в отделе возникают конфликты. Конфликт – это столкновение противоположно направленных позиций мнений или взглядов двух или более людей. В основном это межличностные конфликты, когда в коллективе сотрудники имеют противоположное мнение по поводу путей и способов достижения цели.
Но
все возникшие конфликты
Так что в трудовом коллективе отдела царит благоприятный морально – психологический климат, что, безусловно, способствует работе и творчеству членам коллектива.
1.3
Методы сплочения
трудового коллектива.
Одна из основных задач руководителя - сплочение трудового коллектива, что и является определенным процессом развития внутригрупповых связей.
Сплоченность
можно определить, как сумма всех
сил, действующих на членов группы,
чтобы удерживать их в ней. А под
понятием «силы», в данном определении,
подразумевается
Сплоченность означает, что данный состав коллектива не просто возможен, но и интегрирован наилучшим образом, а так же достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Существует два основных вида трудовой сплоченности:
Информация о работе Трудовой коллектив: понятие, особенности управления