Особенности производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:16, реферат

Краткое описание

Для успеха экономических реформ, осуществляемых в России, крайне важны изменения в различных сферах управления. Идет смена социально-экономической системы; возникают новые требования к управлению предприятиями, выдвигаемые рыночными отношениями.
Современный этап переходной экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности и переходом к разнообразным формам собственности; происходят, хотя и медленно, изменения в технологической базе производства.

Оглавление

Введение_________________________________________________2
История развития производственного менеджмента_____________4
Понятие производства, производственного менеджмента. Его место в системе менеджмента предприятия__________________________8
3.1Функции и методы производственного менеджмента____________10
4. Роль производственного менеджмента в современной экономике России_____________________________________________________14
5.Заключение_______________________________________________16
Список литературы_____________________

Файлы: 1 файл

Особенности производственного менеджмента.docx

— 40.75 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение_________________________________________________2
  2. История развития производственного менеджмента_____________4
  3. Понятие производства, производственного менеджмента. Его место в системе менеджмента предприятия__________________________8

3.1Функции  и методы производственного менеджмента____________10

4. Роль производственного менеджмента в современной экономике России_____________________________________________________14

5.Заключение_______________________________________________16

 Список литературы____________________________________________17

 

1.Введение.

Для успеха экономических реформ, осуществляемых в России, крайне важны  изменения в различных сферах управления. Идет смена социально-экономической  системы; возникают новые требования к управлению предприятиями, выдвигаемые  рыночными отношениями.

Современный этап переходной экономики  России характеризуется ростом предпринимательской  активности и переходом к разнообразным  формам собственности; происходят, хотя и медленно, изменения в технологической  базе производства.

Производство является важнейшим  компонентом любой страны. Именно производство определяет уровень жизни. Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители  должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные  структуры. Возникают многочисленные проблемы, связанные с изменениями в культуре, управлением информационными потоками и политикой в области человеческих ресурсов. Все это имеет значение для эффективного функционирования, извлечения прибыли из технологических возможностей.

Переход к эффективному управлению производством не только необходим, но и возможен. Говоря об общих условиях в производстве и социально-экономической сфере, существующих в странах со зрелой рыночной экономикой, можно выделить ряд направлений и концепций, в соответствии с которыми развивается наука и практика управления.

Во-первых, –это перестройка на современной информационной и технологической основе организации производственно-хозяйственной деятельности и управления или реинжиниринг.

Во вторых, развитие концепции внутренних рынков корпораций, Это означает использование принципов рыночного хозяйства во внутренней деятельности компаний. Такие преобразования охватывают все подразделения. Подразделения фирм становятся автономными звеньями, приобретающими товары и услуги как внутри фирмы, так и за ее пределами. Вместе с тем они объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской структурой.

В-третьих, происходят интеграционные процессы в управлении, ориентированные  на более эффективное использование  всех ресурсов, прежде всего, научно-технических, инвестиционных и финансовых. Это  способствует появлению многообразных  форм горизонтального объединения  организаций.

В-четвертых, все большее распространение  получают нефинансовые измерители эффективности  управления. Ведь нефинансовые измерители могут лучше оценить достижения организации. Такими неосязаемыми критериями оценки являются интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, полнота  и комплектность использования  информационных технологий. Последнее  обусловлено тем, что роль информационных технологий в хозяйственной деятельности предприятий изменилась. Информационная технология превратилась в важнейшую  составную часть продукта.[4]

Российские предприятия, в свою очередь, стали больше уделять внимание организации производства, формированию структур, обеспечивающих четкое разделение работ, контроль выполнения и стимулирование исполнителей по результату труда.

 

 

 

 

 

 

 

2.История развития производственного менеджмента.

Традиционный  взгляд на управление производством  начал формироваться в XVIII в., когда  Адам Смит рассмотрел экономические  преимущества специализации труда (1776). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд  мелких операций, каждая из которых  выполнялась отдельными рабочими, что  повышало мастерство рабочих и эффективность  их труда. В 1798г. Эли Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей  на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развитию промышленности.

В 1878 г. Фредерик Уинслоу Тейлор подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда.

Тейлор  также полагал, что управление должно отвечать за планирование, отбор и  обучение рабочих, определение эффективного способа выполнения каждого вида работ, достижение сотрудничества между  руководством и рабочими и разграничение  деятельности по управлению производством  и чисто производственной деятельностью. В 1911 г. вышла его классическая книга  «Принципы научного управления».

Генри Л. Гантт был сотрудником Тейлора. Он развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, он разработал методы планирования последовательности операций, которые применяются и поныне (загрузочный и планировочный/временной графики Гантта). Гантт выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда. Среди последователей Тейлора появились специалисты по анализу технологических операций и трудовых процессов. К ним обычно относят совместно работавших Фрэнка и Лилиан Гилберт, которые сумели расчленить технологические операции таким образом, что выделенные компоненты операций не зависели от содержания работы. Это позволило «проектировать» любую работу из стандартных компонентов, которые назвали «треблигами», что соответствует слову Гилберт, прочитанному наоборот. Лилиан Гилберт подчеркивала значение психологического фактора в трудовом процессе. Многие ее исследования посвящены проблеме утомляемости рабочего.

В 1910-е  гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который  отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся  к управлению детерминированными производственными  процессами. В1913 г. Генри Форд и позднее  Чарльз Соренсон объединили идеи взаимозаменяемости деталей и сборочной полулинии по упаковке мясных продуктов и сортировке почты и дополнили их концепцией координируемой (синхронизируемой) сборочной линии.

В 1924 г. Уолтер Шухарт использовал методы статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей, выдвинутая Уитни, нашла окончательное разрешение. Требования к технологии изготовления, обусловленные установленными допусками и спецификациями, можно было проанализировать с точки зрения затрат и результатов. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы. С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны служащих, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдварде Деминг (1950). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.

К середине XX в. произошли изменения в области  изучения Вселенной. Она уже не представлялась абсолютным воплощением законов  классической механики; физики отказались от чисто детерминистской трактовки основных научных законов. Эта система взглядов повлияла и на развитие производственного менеджмента. Теперь уже как на уровне отдельной технологической операции, так и на уровне производственного процесса аналитические методы обогатились новыми представлениями. Получили признание теория вероятностей и математическая статистика. Сформировалось представление о наличии риска и неопределенности и понимание того, что они играют важную роль в планировании. К решению производственных проблем стали широко привлекаться ученые. Они привнесли в менеджмент математическое моделирование, анализ систем, теорию принятия решений, линейное программирование, теорию массового обслуживания, теорию информации и теорию регулирования.

В СССР развитие производственного менеджмента  имело специфику, связанную с влиянием тейлоризма. Тейлоризм в советской экономической науке трактовался как система, имеющая двойственный характер, сочетавшая «утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения научных систем учета и контроля и т. д.». В условиях заидеологизированности государственного управления в СССР и господствующего в идеологии постулата о ведущей роли рабочего класса в стране представления о том, что является прогрессивным в системе Тейлора, а что не является таковым, было весьма затруднительным. Поэтому в СССР использование многих прогрессивных методов, разработанных мировой наукой управления производством, носило половинчатый характер, что снижало производительность труда и эффективность производства.

Постепенно  это отставание от капиталистических  стран накапливалось, и к середине 1980-х гг. производительность труда  в СССР была значительно ниже, чем  в США, хотя это и не признавалось официально. Централизованно управляемая  экономика, не способная обеспечить баланс затрат и результатов, лишь усиливала это отставание. В результате постепенно механизм управления производством в СССР приобрел ярко выраженный затратный характер. В поисках выхода из создавшегося положения стало очевидным, что в центре проблемы стоит само производство, т. е. производственный процесс и человек, его обслуживающий, который так и не овладел мировыми достижениями в организации производства. Получает развитие нормирование труда, внедряются компьютеры в управление производством.

В СССР, начиная с 1960-х гг., большое внимание уделялось развитию автоматизированных систем управления производством (АСУП), которые рассматривались как  панацея от недостатков организации производства на предприятиях.Однако несмотря на прилагаемые усилия, управление производственными процессами продолжало развиваться по «своим правилам», сохраняя все присущие ему недостатки. Задания, поступающие на рабочие места из информационно-вычислительного центра (ИВЦ), как правило, в силу тех или иных причин не выполнялись или выполнялись не в полном объеме. В результате расхождения между планируемыми производственными процессами и фактическими процессами со временем только увеличивались, что делало АСУП неэффективным инструментом управления. Кроме того, процесс внедрения и усовершенствования АСУП был прерван распадом СССР, что предопределило отставание России в использовании вычислительной техники в управлении производством. В последние годы процесс компьютеризации управления производством в странах с рыночной экономикой получил дальнейшее развитие.[1,2]

 

 

 

 

 

3. Понятие производства, производственного менеджмента. Его место в системе менеджмента предприятия.

Объектом производственного менеджмента  является производство и производственные системы.

В производственном менеджменте понятие "производства" несколько шире, чем в литературе по организации  производства. Под производством  понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного. Производственная система – целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в  полезную продукцию. Для постановки и решения задач в производственном менеджменте используется системный  подход, предполагающий рассмотрение различных составляющих производственного  менеджмента с целью осмысления их структуры, организации и других особенностей, выявления закономерностей  развития и совершенствование методов  управления.

Современному производству свойственно  обособление отдельных процессов  и работ, что позволяет специализировать орудия труда, сокращать производственный цикл, повышать производительность труда. Это обособление процессов работ  предполагает разделение труда по отраслям в системе общественного разделения труда. Эффективное функционирование любой организации, связанной с  созданием материальных благ, т.е. продукции, предполагает качественное управление основными производственными процессами, что и составляет содержание производственного  менеджмента.

Производственный  менеджмент - это самостоятельная область знаний и профессиональной деятельности, направленная на создание и реализацию товаров путем преобразования ресурсов в готовую продукцию. 

Производственный менеджмент это одна из наиболее распространенных функциональных областей управленческой деятельности во всех сферах народного хозяйства, обеспечивает рациональное сочетание производственных факторов во времени и пространстве производственной деятельности предприятия. Это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Эта система включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыт, фирменное обслуживание товара на всех стадиях жизненного цикла продукции.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Функции и методы производственного менеджмента.

Функции - особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Сущность производственного менеджмента  выражается в его функциях, т. е. тех  задачах, для решения которых  он предназначен. Таких функции можно  насчитать пять: они сформулированы в начале XXстолетия «отцом научного управления» Анри Файолем.

1. Планирование. Функцией менеджмента “номер один” общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.

Информация о работе Особенности производственного менеджмента