Особенности производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:16, реферат

Краткое описание

Для успеха экономических реформ, осуществляемых в России, крайне важны изменения в различных сферах управления. Идет смена социально-экономической системы; возникают новые требования к управлению предприятиями, выдвигаемые рыночными отношениями.
Современный этап переходной экономики России характеризуется ростом предпринимательской активности и переходом к разнообразным формам собственности; происходят, хотя и медленно, изменения в технологической базе производства.

Оглавление

Введение_________________________________________________2
История развития производственного менеджмента_____________4
Понятие производства, производственного менеджмента. Его место в системе менеджмента предприятия__________________________8
3.1Функции и методы производственного менеджмента____________10
4. Роль производственного менеджмента в современной экономике России_____________________________________________________14
5.Заключение_______________________________________________16
Список литературы_____________________

Файлы: 1 файл

Особенности производственного менеджмента.docx

— 40.75 Кб (Скачать)

3. Координация. Фирма живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.

4.Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а часто многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, т. е. поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым сотрудникам.

5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента – контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.

Все перечисленные  функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с  другом, проникают друг в друга, так  что порой их трудно разделить.[5]

          Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, т. е. способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические.

Организационные методы. Прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: нацелена ,спроектирована, урегулирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями и правилами регламентирующими поведение трудового коллектива в различных ситуациях. Именно организационные методы управления создают необходимые условия для функционирования предприятия. Они  являются регламентированными (пассивными), составляя необходимый фундамент для трех остальных групп методов, которые по отношению к применяемому методу являются активными.

Административные методы, или методы властной мотивации, сводятся к открытому принуждению людей заниматься тем или иным видом деятельности, либо к созданию возможности подобного принуждения. Методы из данной группы применяются, если не возможны отклонения от однозначных способов решения конкретных задач. Основанием для применения методов данной группы являются: законодательные акты страны и региона; нормативно-директивные и методические документы, разработанные предприятием; планы, программы, задания; система оперативного руководства высших органов управления предприятия.

Экономические методы. Методы данной группы позволяют исполнителю проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и нести ответственность за принимаемые решения. Они предполагают косвенное воздействие на объект. Руководитель устанавливает исполнителю только цели и общую линию поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет предпочтительные для него пути. Инициатива, проявляемая работником, выгодна как для предприятия- поставленные руководителем задачи выполняются с использованием креативных средств, и чаще всего перевыполняются, так и для работника – в виде материального вознаграждения.

Группа  экономических методов подразделяется на методы, которые регулируются на разных уровнях:

  • Федеральными и региональными органами: налоговая система страны ,региона; кредитно-финансовый механизм страны, региона.
  • Предприятием: экономические нормативы, система материального поощрения персонала, система ответственности за качество и эффективность работы.

Социально-психологические методы. Эта группа методов применяется при непосредственном управлении в тех случаях, когда экономические методы демонстрируют свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых не только деньги являются стимулом к работе. Существуют два основных направления , в которых применяются социально-психологические методы:

  • Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, активизация изобретательской  и рационализаторской деятельности, социальное обслуживание-все это способствует большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей.
  • Выявление и развитие  индивидуальных способностей каждого работника, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Роль производственного менеджмента в современной экономике России.

Последнее время экономика России по наблюдениям специалистов характеризуется  началом производственной эры. К  таким надеждам и прогнозам привел целый ряд объективных факторов:

  • Успехи производственных компаний с западными инвестициями в пищевой и текстильной промышленности
  • Отдельные успехи производственных программ с крупным российским капиталом 
  • Концентрация интересов отечественных финансовых групп на производствах.

Первыми на оптимизацию производственных процессов и структуры обращают внимание компании с западным стилем производственного менеджмента  и западными и собственниками. Они прививают стиль управления и пытаются наложить эффективную  производственную систему материнской  компании на российскую действительность, забывая, что эта система является плановой (ожидаемой), но построенной (рассчитанной) на западном факте.  
    У всех отечественных предприятий, которые затевают определенные преобразования в операционной стратегии, есть первая и совершенно конкретная цель – приближение к мировым стандартам, способность и возможность работать с западными (европейскими, в лучшем случае американскими) партнерами. 
      Несмотря на общую нерадостную ситуацию с управлением и организацией производством в отечественной экономике, ряд производственных предприятий не только не прекратил работу по оптимизации процессов и нормированию трудозатрат, но и создал новую высококачественную нормативную и организационную базу. Это позволило (в условиях общеэкономического кризиса) увеличить выпуск продукции, повысить производительность труда и среднемесячную зарплату персоналу. 

Целый ряд  проблем, с моей точки зрения, вызван тем, что в экономической системе и ее образовательных институциях на протяжении последних 10 лет не было предусмотрено понятия производственный менеджер. Не инженер-экономист или бухгалтер, а именно менеджер-производственник – человек, принимающий управленческие и организационные решения на производстве. Поэтому чаще всего, на любом отечественном производстве – это один или ряд «рукотворных гениев», на которых стоит завод, организационную систему которого они построили и модернизировали своими руками, проводя на производстве 2/3 своей жизни. Но как только ставится вопрос о расширении производства, новых стратегиях и требованиях, передачи части ответственности, обязанности и контроля, то возникают непредвиденные до этого проблемы и система ускользает из рук или тяжелеет настолько, что ее не вынести этим специалистам.  
     Отсутствие адекватного восприятия и понимания роли менеджеров- производственников перед руководством как класса и отсутствие их самоощущения как ведущих менеджеров компании ставит также целый ряд проблем на пути развития отечественных производств.  
      Особенности мифического представления об успешном управлении компанией в условиях молодой российской экономики заключаются в том, что основное внимание уделяется финансовой и маркетинговой составляющим менеджмента. Операционный уровень эффективной организации бизнеса пока остаётся лишь мечтой производственника и ждет своего часа.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

Управление  современными российскими предприятиями  сталкивается со многими проблемами. Ряд их низ связан с изменениями  в характере отношений между  реальными собственниками предприятий  и управляющими (менеджерами). Вместо одного собственника предприятия получили сразу нескольких. Существенно расширился круг задач, которые требуется решать и за которые нужно отвечать перед  новыми собственниками менеджерам предприятий. Эти задачи охватывают не только организацию и управление персоналом (хотя это не потеряло своего значения), но и включает определение номенклатуры и объемов выпуска продукции с учетом потребностей и возможностей рынка, поиск и привлечение ресурсов (прежде всего, финансовых), обеспечение реализации продукции, проведение своевременных расчетов с поставщиками и потребителями, повышение качества и конкурентоспособности продукции и др. Чтобы управлять предприятием, менеджеры должны иметь четко обозначенные цели. Ведь далеко не каждое предприятие в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию.

      Одним из путей выхода российских предприятий из кризиса является использование достижений теории и практики современного менеджмента, обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении производством.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Производственный менеджмент, под ред. В.А.Козловского, М.: ИНФРА-М, 2003.
  2. Фатхутдинов Р.А., Производственный менеджмент,М.: Дашков и Ко,2002.
  3. Управление производством  http://www.up-pro.ru/library/production_management/operations_management/
  4. Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru
  5. Производственный менеджмент http://gendocs.ru
  6. http://menedjeram.ru/page91/page101/index.html

 

 


Информация о работе Особенности производственного менеджмента