Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 12:29, курсовая работа
На сегодняшний день актуальным в отношении управления коллективом остается определение мотивации труда. Это стремление работника удовлетворить свои потребности, получить определенные блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации в трудовом коллективе мы провели направленное исследование с целью выявления социально-психологических особенностей мотивации трудового коллектива педагогов ДОУ.
Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ
На сегодняшний день актуальным в отношении управления коллективом остается определение мотивации труда. Это стремление работника удовлетворить свои потребности, получить определенные блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации в трудовом коллективе мы провели направленное исследование с целью выявления социально-психологических особенностей мотивации трудового коллектива педагогов ДОУ.
Объект исследования: трудовой коллектив педагогов.
Предмет исследования социально-психологические особенности мотивации педагогов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально-психологические особенности педагогов ДОУ влияют на мотивацию трудового коллектива.
Для решения задач используются следующие методики.
Описание контингента испытуемых
Обследование проходило в МАДОУ № 11 г.Великого Новгорода.
В группу эксперимента вошли педагоги ДОУ № 11 в количестве 15 чел., женского пола, возрастной период которых составил от 20 до 65 лет.
Возраст педагогов: от 20-35 лет-47%, от40-50 лет-60%, от 55-65лет-13%.
Квалификация педагогов:
высшую категорию имеют-60 % педагогов,
1 категорию-13%, 2 категорию-13% и 8 разряд-13%.
Образование педагогов:высшее педагогическое-
47%( из них- 1% высшее дошкольное), неполное
высшее- 13%(5 курс вуза; из них-1% дошкольное
высшее),среднее специальное(дошкольное)-33%.
Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон)
Данная методика разработанная, В. Стефансоном в 1958 г., предназначена для изучения представлений о себе.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от«наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен тест-опросник «Q-сортировка» с высказываниями.
Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.
Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических). Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами. Тенденция принятия «борьбы» — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции, избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.
* * *
Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует Вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить: «Сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.
Тест-опросник
59.Я склонен к перепалкам,задиристый (да / нет / сомневаюсь).
60. Я
склонен выражать недовольство лидером
(да / нет / сомневаюсь).
Обработка и интерпретация результатов
Ответы
испытуемого согласно ключу
распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается
частота проявления каждой из них. Причем
количество ответов «да» по одной из тенденций
суммируется с количеством ответов «нет»
по полярной тенденции в сопряженной паре.
Если полученное число приближается к
20, то можно говорить об истинном преобладании
той или иной устойчивой тенденции, присущей
обследуемому индивиду и проявляющейся
не только в определенной социальной группе,
но и за ее пределами.
1 | Зависимость | 3 | 9 | 15 | 21 | 27 | 33 | 39 | 45 | 51 | 54 |
2 | Независимость | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 57 | 60 |
3 | Общительность | 5 | 7 | 13 | 19 | 25 | 31 | 37 | 43 | 49 | 52 |
4 | Необщительность | 4 | 10 | 16 | 22 | 28 | 34 | 40 | 46 | 55 | 58 |
5 | Принятие «борьбы» | 1 | 11 | 17 | 23 | 29 | 35 | 41 | 47 | 56 | 59 |
6 | Избегание «борьбы» | 2 | 8 | 14 | 20 | 26 | 32 | 38 | 44 | 50 | 53 |
Оценка
характеристик коллектива (по
B.C. Лазареву)
Оцените по 10-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений: 0 — полностью не соответствует; 10 — полностью соответствует. Долго не задумывайтесь. Подходите к каждому утверждению по отдельности, отложите их анализ до завершения оценки. Постарайтесь быть как можно более объективными, чтобы иметь возможность увидеть, на чем следует сосредоточить свое внимание.
Информация о работе Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ