Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день актуальным в отношении управления коллективом остается определение мотивации труда. Это стремление работника удовлетворить свои потребности, получить определенные блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации в трудовом коллективе мы провели направленное исследование с целью выявления социально-психологических особенностей мотивации трудового коллектива педагогов ДОУ.

Файлы: 1 файл

Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ

 На сегодняшний день актуальным в отношении управления коллективом остается определение мотивации труда. Это стремление работника удовлетворить свои потребности, получить определенные блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации в трудовом коллективе  мы провели направленное исследование с целью выявления социально-психологических особенностей мотивации трудового коллектива педагогов ДОУ.

  Объект исследования: трудовой коллектив педагогов.

 Предмет исследования  социально-психологические особенности мотивации педагогов.

 Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально-психологические особенности педагогов ДОУ влияют на мотивацию трудового коллектива.

  1. Задачи : Подобрать и апробировать диагностический материал.
  2. Выявить особенности мотивации педагогов ДОУ.
  3. Проанализировать полученные результаты.

 Для решения задач используются следующие методики.

  1. Методика «Q-сортировка» (В. Сте-фансон).
  2. Оценка характеристик коллектива (по B.C. Лазареву).
  3. Оценка удовлетворенности работой (по В.А. Ядову).
  4. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Мильман).
  5. Социометрия.

Описание контингента испытуемых

 Обследование проходило в МАДОУ № 11 г.Великого Новгорода.

В группу эксперимента вошли педагоги ДОУ № 11 в количестве 15 чел., женского пола, возрастной период которых составил от 20 до 65 лет.

Возраст педагогов: от 20-35 лет-47%, от40-50 лет-60%, от 55-65лет-13%.

Квалификация педагогов: высшую категорию имеют-60 % педагогов, 1 категорию-13%, 2 категорию-13% и 8 разряд-13%. Образование педагогов:высшее педагогическое- 47%( из них- 1% высшее дошкольное),  неполное высшее- 13%(5 курс вуза; из них-1% дошкольное высшее),среднее специальное(дошкольное)-33%. 

      Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон)

 Данная методика разработанная, В. Стефансоном в 1958 г., предназначена для изучения представлений о себе.

 Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от«наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен тест-опросник «Q-сортировка» с высказываниями.

 Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

 Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

 Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических). Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами. Тенденция принятия «борьбы» — это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. В противоположность этой тенденции, избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.

* * *

 Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует Вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить: «Сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.

    Тест-опросник

  1. Я критичен к товарищам (да / нет / сомневаюсь).
  2. У меня возникает тревога, если в группе начинается конфликт (да / нет / сомневаюсь).
  3. Я склонен следовать советам лидера (да / нет / сомневаюсь).
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами (да / нет / сомневаюсь).
  5. Мне нравится дружественность в группе (да / нет / сомневаюсь).
  6. Я склонен противоречить лидеру (да / нет / сомневаюсь).
  7. Я испытываю симпатию к одно-му-двум определенным товарищам (да / нет / сомневаюсь).
  8. Я избегаю встреч и собраний в группе (да / нет / сомневаюсь).
  9. Мне нравится похвала лидера (да / нет / сомневаюсь).
 
 
  1. Я независим в суждениях и манере поведения (да / нет / сомневаюсь).
  2. Я готов встать на чью-либо сторону в споре (да / нет / сомневаюсь).
  3. Я склонен руководить товарищами (да / нет / сомневаюсь).
  4. Я радуюсь общению с одним-двумя друзьями (да / нет / сомневаюсь).
  5. При проявлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен (да / нет / сомневаюсь).
  6. Я склонен контролировать настроение всей группы (да / нет / сомневаюсь).
  7. Я не придаю значения личным качествам членов группы (да / нет / сомневаюсь).
  8. Я склонен отвлекать группу от ее целей (да / нет / сомневаюсь).
  9. Я испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру (да / нет / сомневаюсь).
  10. Я хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы (да / нет / сомневаюсь).
  11. Я предпочитаю оставаться нейтральным в споре (да / нет / сомневаюсь).
  12. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит (да / нет / сомневаюсь).
  13. Я предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия (да / нет / сомневаюсь).
  14. Я недостаточно сдержан в выражении чувств (да / нет / сомневаюсь).
  15. Я стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников (да / нет / сомневаюсь).
  16. Я недоволен слишком формальным (деловым) отношением (да / нет / сомневаюсь).
  17. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу (да / нет / сомневаюсь).
  18. Я предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе (да / нет / сомневаюсь).
  19. Я привязан к группе больше, чем к определенным товарищам (да / нет / сомневаюсь)
  20. Я склонен затягивать и обострять спор (да / нет / сомневаюсь).
  21. Я стремлюсь быть в центре внимания (да / нет / сомневаюсь).
  22. Я хотел бы быть членом более узкой группы (да / нет / сомневаюсь).
  23. Я склонен к компромиссам (да / нет / сомневаюсь).
  24. Я испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям (да / нет / сомневаюсь).
  25. Я болезненно отношусь к замечаниям друзей (да / нет / сомнева-ось).
  26. Я могу быть коварным и вкрадчивым (да / нет / сомневаюсь).
  27. Я склонен принять на себя руководство в группе (да / нет / сомневаюсь).
  28. Я откровенен в группе (да / нет / сомневаюсь).
  29. У меня возникает беспокойство во время группового разногласия (да / нет / сомневаюсь).
 
  1. Я предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ (да / нет / сомневаюсь).
  2. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия (да / нет / сомневаюсь).
  3. Я склонен сердиться на товарищей (да / нет / сомневаюсь).
  4. Я пытаюсь вести друзей против лидера (да / нет / сомневаюсь).
  5. Я легко нахожу знакомства за пределами группы (да / нет / сомневаюсь).
  6. Я стараюсь избегать быть втянутым в спор (да / нет / сомневаюсь).
  7. Я легко соглашаюсь с предложениями других членов группы (да / нет / сомневаюсь).
  8. Я оказываю сопротивление образованию группировок в группе(да / нет / сомневаюсь).
  9. Когда я раздражен, то насмешлив и ироничен (да / нет / сомневаюсь).
  10. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться (да / нет / сомневаюсь).
  11. Я предпочитаю меньшую, но более интимную группу (да / нет / сомневаюсь).
  12. Я пытаюсь не показывать свои истинные чувства (да / нет / сомневаюсь).
  13. Я становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях (да / нет / сомневаюсь).
  14. Я инициативен в установлении контактов в общении (да / нет / сомневаюсь).
  15. Я избегаю критиковать товарищей (да / нет / сомневаюсь).
  16. Я предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим (да / нет / сомневаюсь).
  17. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны (да / нет / сомневаюсь).
  18. Я люблю затевать споры (да / нет / сомневаюсь).
  19. Я стремлюсь удерживать свое положение в группе (да / нет / сомневаюсь).
  20. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их (да / нет / сомневаюсь).

 59.Я склонен к перепалкам,задиристый (да / нет / сомневаюсь).

 60. Я склонен выражать недовольство лидером (да / нет / сомневаюсь). 

    Обработка и интерпретация результатов

 Ответы испытуемого согласно ключу распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из них. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей обследуемому индивиду и проявляющейся не только в определенной социальной группе, но и за ее пределами. 

1 Зависимость 3 9 15 21 27 33 39 45 51 54
2 Независимость 6 12 18 24 30 36 42 48 57 60
3 Общительность 5 7 13 19 25 31 37 43 49 52
4 Необщительность 4 10 16 22 28 34 40 46 55 58
5 Принятие «борьбы» 1 11 17 23 29 35 41 47 56 59
6 Избегание «борьбы» 2 8 14 20 26 32 38 44 50 53
 

Оценка характеристик коллектива (по B.C. Лазареву) 

 Оцените по 10-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений: 0 — полностью не соответствует; 10 — полностью соответствует. Долго не задумывайтесь. Подходите к каждому утверждению по отдельности, отложите их анализ до завершения оценки. Постарайтесь быть как можно более объективными, чтобы иметь возможность увидеть, на чем следует сосредоточить свое внимание.

Информация о работе Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ