Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 12:29, курсовая работа
На сегодняшний день актуальным в отношении управления коллективом остается определение мотивации труда. Это стремление работника удовлетворить свои потребности, получить определенные блага путем трудовой деятельности. Поэтому для выявления мотивации в трудовом коллективе мы провели направленное исследование с целью выявления социально-психологических особенностей мотивации трудового коллектива педагогов ДОУ.
Результаты исследования
1. Методика «Q-сортировка»
(В. Стефансон)
Анализ среднестатистических значений сформированное личности представлений о себе в экспериментальной группе показал следующее.
По полученным данным
мы видим, что в экспериментальной группе
ярко выражены такие тенденции по показателям,
как: — зависимость —
12,8, которая проявляется во внутреннем
стремлении индивида к принятию групповых
стандартов и ценностей (социально и морально-этических);
общительность —
11,5, что свидетельствует о контактности,стремлении
к эмоциональным проявлениям в общении
как в группе, так и за ее пределами; избегание
«борьбы» — 10,7, говорит нам о стремлении
уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет
в групповых спорах и конфликтах, склонность
к компромиссным решениям.
|
Среднее значение показателей |
1. Зависимость | 12,8 |
2. Независимость | 4,7 |
3. Общительность | 11,5 |
4. Необщительность | 6,7 |
5. Принятие «борьбы» | 6,7 |
6. Избегание «борьбы» | 10,7 |
Оценка характеристик коллектива
(по B.C. Лазареву)
Анализ характеристик коллектива в экспериментальной группе показал следующее.
По полученным данным мы видим, что среднее значение общей оценки уровня развития коллектива — 510,8, что значительно выше среднего показателя. Это говорит о положительно развитых его интегральных и первичных характеристиках, а также о стабильных сторонах развития коллектива.
По полученным данным мы видим, что наиболее значимыми и сильными характеристиками коллектива являются:
— ориентированность
коллектива на текущие достижения — 66,6
, единство ориентации — 67,6 ,ориентированность
коллектива на саморазвитие педагогов
— 67,8 и включенность членов коллектива
в управление — 62,4 — имеют уровень развития
выше среднего показателя несомненно
являются движущими сторонами развития
коллектива в целом, что позволяет нам
предположить дальнейшее успешное развитие
коллектива как микро- и макро-группы.
Низким показателем является – организованность
коллектива-52,6; показатель сработанности
в коллективе -57, а так же низкий показатель
в сплоченности коллектива- совместимость
членов коллектива-48,8. Это может быть связано
с текучестью кадрового состава из-за
низкой материальной заработной платой,
преобладанием подавленного настроения,
пессимизма, некоторой конфликтности,
антипатии членов коллектива друг к другу,
что приводит к возникновению конфликтующих
между собой группировок, отказывающихся
от участия в совместных делах .
|
Среднее значение показателей | |
I. Ценностно-ориентационная зрелость коллектива-66 | ||
А1 | Ориентированность коллектива на текущие достижения | 66,6 |
А2 | Ориентированность коллектива на развитие способов деятельности | 66,8 |
A3 | Ориентированность коллектива на саморазвитие педагогов | 67,8 |
II. Организованность коллектива-52,6 | ||
Б1 | Ответственность | 59,6 |
Б2 | Сработанность | 57 |
БЗ | Включенность членов коллектива в управление | 62,4 |
III. Сплоченность коллектива-57,7 | ||
В1 | Единство ориентации | 67,6 |
В2 | Совместимость членов коллектива | 48,8 |
ВЗ | Потенциальная стабильность | 56,6 |
Оценка удовлетворенности работой (по В.А. Ядову)
Таблица среднестатистических значений удовлетворенности работой трудового коллектива педагогов ДОУ показал следующее.
По полученным данным мы видим, что среднестатистическое значение показателей оценки удовлетворенности работой — 30,6. Это говорит о позитивных микроклиматических условиях труда, удовлетворительных взаимоотношениях с руководителями и коллегами, положительных условиях для профессионального роста.
По полученным данным средних показателей удовлетворенности работой получены следующие результаты:
Оба утверждения
затрагивают общегосударственный аспект,
связанный с оплатой труда в бюджетных
образовательных учреждениях
|
Диагностика мотивационной структуры личности
По полученным данным
мы видим, что производственная мотивация
(рабочая направленность) — 39,5 — чуть
ниже по показателям, чем
потребительская мотивация (общежитейская
направленность) — 50,7, что в большей степени
говорит о доминировании натуральных
потребностей субъекта и обеспечение
его жизнедеятельности.
Ж | К | С | О | д | ДР | од | Потребительская мотивация | Производственная мотивация |
11,7 | 10,5 | 14,3 | 14,2 | 13 | 13,5 | 13 | 50,7 | 39,5 |
Социометрические
данные.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
1 | Картунова ВВ | -1 | -2 | +3 | -3 | +1 | +2 | |||||||||
2 | Богданова ЗГ | +3 | +1 | -1 | -2 | -3 | +2 | |||||||||
3 | Соколова ЛД | +2 | +1 | +2 | -1 | -2 | -3 | |||||||||
4 | Балыкова ЕГ | +1 | -2 | -1 | +2 | +3 | -3 | |||||||||
5 | Большева ЛС | +3 | -1 | -2 | -3 | +1 | +2 | |||||||||
6 | Ульянова ВН | +2 | -1 | -2 | -3 | +1 | +3 | |||||||||
7 | Рощина АВ | -2 | -1 | +3 | +2 | -3 | +1 | |||||||||
8 | Максимова НЕ | -3 | -2 | +3 | +1 | +2 | -1 | |||||||||
9 | Емельянова ОО | +2 | -1 | -2 | +3 | +1 | -3 | |||||||||
10 | Гиптер ЮВ | +3 | +2 | -1 | +1 | -2 | -3 | |||||||||
11 | Ильина СС | +1 | -1 | -2 | -3 | +3 | +2 | |||||||||
12 | НиколаеваОН | +3 | -1 | -2 | +2 | -3 | +1 | |||||||||
13 | Петрова МА | +2 | -3 | -2 | +3 | -1 | +1 | |||||||||
14 | Галиниченко ОС | +1 | -3 | -2 | +2 | +3 | -1 | |||||||||
15 | Гречаная НВ | +1 | +2 | -1 | -2 | -3 | +3 | |||||||||
Социометрический статус | +20 | -3 | -12 | +4 | +2 | -3 | -2 | _14 | +9 | -15 | +11 | +5 | +6 | -7 | +2 | |
Количество выборов | 10 | 9 | 10 | 2 | 3 | 1 | 8 | 9 | 6 | 6 | 11 | 7 | 7 | 4 | 1 | |
Количество взаимовыборов | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | - | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | - | 1 |
В результате исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы, что социально-психологические личностные особенности педагогов ДОУ влияют на мотивацию трудового коллектива.
По приведенным данным мы можем говорить о том, что в нашей экспериментальной группе преобладает потребительская мотивация, с ярко выраженными характеристиками, такими как зависимость от решения, принимаемого в группе, единство ориентации. Стремление к развитию избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранять нейтралитет. Это подтверждается тем, что педагоги недостаточно ориентированы на саморазвитие, также это проявление педагогов ДОУ может объясняться недостаточным уровнем заработной платы.
Информация о работе Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ