Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:38, курсовая работа
Краткое описание
Сущность мотивации заключается в том, чтобы, ориентируясь на систему потребностей работников, обеспечить полное и эффективное использование их трудового потенциала для скорейшего достижения целей организации. Целью курсового проекта является изучение теоретической основы мотивации трудовой деятельности.
В настоящее время ни у кого
не вызывает сомнения, что самым важным
ресурсом любой компании являются её сотрудники.
Однако далеко не все руководители понимают,
как трудно управлять этим ресурсом. От
того, сколь эффективным окажется труд
сотрудников, зависит успех любой компании.
Задача менеджеров состоит в том, чтобы
максимально эффективно использовать
возможности персонала. Какими бы сильными
не были решения руководителей, эффект
от них может быть получен только тогда,
когда они удачно воплощены в дела сотрудниками
компании. А это может произойти только
в случае, если работники заинтересованы
в результатах своего труда. Для этого
необходимо человека как-то мотивировать,
побудить к действию. Понятно, что основным
мотивирующим фактором является заработная
плата, однако, существует множество и
других факторов, заставляющих человека
работать.
На сегодняшний день имеется
колоссальное количество способов воздействия
на мотивацию конкретного человека, причем
диапазон их постоянно растет.
Более того, тот фактор, который
сегодня мотивирует конкретного человека
к интенсивному труду, завтра может способствовать
"отключению" того же самого человека.
Никто точно не может сказать, как детально
действует механизм мотивации, какой силы
должен быть мотивирующий фактор и когда
он работает. При всей широте методов,
с помощью которых можно мотивировать
работников, руководитель компании должен
сам выбирать, каким образом стимулировать
каждого работника для выполнения главной
задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной
борьбе.
Ни тщательно спланированная
стратегия, ни современное оборудование
и технологии не будут вести к достижению
цели, если у персонала не будет желания
добросовестно выполнять свою работу.
Если знать и понимать, что побуждает человека
действовать, к чему он стремится, выполняя
определенную работу, можно построить
управление организацией так, что он сам
будет желать выполнять свою работу наилучшим
способом ради достижения целей организации.
Путь к эффективному управлению человеком
лежит через понимание его мотивации,
его потребностей, через совпадение личных
целей работников и целей организации.
Функция мотивации заключается
в том, что она оказывает влияние на трудовой
коллектив организации в форме побудительных
мотивов к эффективному труду, общественного
воздействия, коллективных и индивидуальных
поощрительных мер. Данные формы воздействия
активизируют работу субъектов управления,
повышают эффективность всей системы
управления организацией.
Сущность мотивации заключается
в том, чтобы, ориентируясь на систему
потребностей работников, обеспечить
полное и эффективное использование их
трудового потенциала для скорейшего
достижения целей организации.
Целью курсового проекта является
изучение теоретической основы мотивации
трудовой деятельности.
1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ
МОТИВАЦИИ
1.1. Теория иерархии потребностей Абрахама
Маслоу
А. Маслоу установил, что человек
испытывает одновременно потребности
различных уровней, но потребности какого-то
одного уровня будут всегда доминировать.
Кроме того, человек испытывает потребности
более высокого уровня только после того,
как он удовлетворит потребности более
низких уровней.
Менеджер должен определять
доминирующую потребность каждого работника
и мотивировать эффективность его работы,
удовлетворяя эту потребность.
В пирамиду потребностей Маслоу
входят следующие группы:
1. Физиологические потребности. К данной группе
потребностей относятся потребности в
пище, одежде, воздухе, убежище, т.е. те
потребности, которые человек должен удовлетворять,
чтобы выживать, поддерживать организм
в жизнедеятельном состоянии. Люди, в которых
доминируют эти потребности, мало интересуются
содержанием работы, уровень оплаты, условия
труда, удобство на рабочем месте являются
для них определяющими.
2. Потребность в безопасности. Связана со стремлением
и желанием людей находиться в стабильном
состоянии, лишенном риска, страха, болей,
болезней и страданий. Люди с доминирующей
потребностью безопасности любят порядок,
четкие правила, ясные инструкции, избегают
рискованных ситуаций, свою работу они
оценивают с позиции стабильного существования
в будущем. Для них важны гарантии на работе,
пенсионное обеспечение, медицинское
страхование, они учатся, чтобы застраховать
себя в будущем, но не любят изменений
и преобразований. Таких людей надо мотивировать
гарантиями социального обеспечения,
применять ясные и справедливые правила
регулирования их деятельности, поручать
им формализованные задачи, но нельзя
давать задания, связанные с риском и принятием
ответственных решений.
3. Потребность принадлежности
и причастности. Человек с доминирующей
потребностью в причастности стремится
к участию в совместных действиях, он хочет
дружбы любви, быть членом какой-либо организации,
участвовать в общественных мероприятиях.
Он ценит коллектив и старается устанавливать
теплые, дружеские отношения со своими
коллегами. Чтобы мотивировать таких людей,
необходимо давать им задания, связанные
с групповой работой, давать им общественные
поручения, напоминать о том, как их ценят
коллеги.
4. Потребность признания и самоутверждения. Люди с такой
потребностью желают быть компетентными,
сильными, способными, уверенными в себе,
стремятся к тому, чтобы окружающие признавали
их заслуги и уважали, они занимают лидерское
положение и ценят авторитет. Чтобы эффективно
стимулировать таких людей, надо давать
им ответственные задания, делегировать
им часть своих полномочий, публично выражать
признание их заслуг, присуждать им звания.
5. Потребность самовыражения. Выражается в
стремлении человека к наиболее полному
использованию своих знаний, способностей,
умений и навыков, в творческом отношении
к работе, независимости суждений, открытости
к восприятию себя и людей. Таким людям
нужно давать творческие задания, требующие
оригинальность мышления и изобретательность,
их не ограничивать строгими правилами
и контролем.1
Первые две группы потребностей
первичные, остальные вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности можно
расположить в строгой иерархической
последовательности в виде пирамиды, в
основании которой лежат первичные потребности,
а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического
построения заключается в том, что для
человека приоритетны потребности более
низких уровней, и это сказывается на его
мотивации. Другими словами, в поведении
человека определяющим является удовлетворение
потребностей сначала низших уровней,
а затем, по мере их удовлетворения, становятся
стимулирующим фактором и потребности
более высоких уровней.
Высшая потребность – потребность
самовыражения человека как личности
– никогда не может быть удовлетворена
полностью, поэтому процесс мотивации
человека через потребности бесконечен.
А. Маслоу полагал, что поведение
людей мотивируется неудовлетворенными
потребностями разных уровней, на него
оказывают влияние условия профессиональной
жизни, а также социальные, экономические
и психологические проблемы.
Стремление человека найти
себя в деятельности и узнать себя в результатах
своего труда в настоящее время бесспорно
и признается всеми. Об иерархии А. Маслоу
следует помнить каждому менеджеру. Для
того чтобы поведение людей было эффективно,
необходимо удовлетворить первый и второй
уровни потребностей, иначе побудительные
мотивы для достижения следующего уровня
могут исчезнуть. В то же время, несмотря
на сложное материальное и социальное
положение, многие люди нуждаются в разнообразном
взаимодействии с другими. Это связано
не только с их развитой коммуникабельностью,
но и с профессиональной необходимостью;
одни хотят быть независимыми, компетентными,
уверенными в себе, других привлекают
признание и возможность профессионального
роста, третьих – престиж и уважение со
стороны других.
Комплекс отношений человека
к окружающему миру и людям, мотивация
его действий и поступков для многих составляют
концепцию жизни и деятельности, направленную
вовне. Если на работе у человека нет возможности
для самореализации, он будет удовлетворять
эту потребность вне ее. Именно самоактуализация
личности способствует самораскрытию
и творчеству, порождает неудовлетворенность
личными успехами и заставляет постоянно
учиться и расти.
1.2. Двухфакторная теория Фредерика
Герцберга
Теория мотивации Фредерика
Герцберга появилась в связи с растущей
необходимостью выяснить влияние материальных
и нематериальных факторов на мотивацию
человека.
Ф. Герцберг был специалистом
по психическим заболеваниям среди рабочих
в промышленности. Им была предложена
концепция по стимулированию работников.
Герцберг создал двухфакторную модель,
которая показывает удовлетворенность
работой. Он классифицировал побуждения
к труду по характеру их действия, разбив
все побуждения на две группы, которые
основываются на потребностях: поддерживающие (или гигиенические)
и мотивационные (мотиваторы). Гигиеническая
составляющая включает первые три этажа
потребностей А. Маслоу:
· потребности в безопасности,
· в хорошей заработной плате
и надбавках,
· в хорошем начальнике и благоприятном
климате,
· в хороших условиях труда,
· в хороших человеческих отношениях.
Согласно Герцбергу, факторы,
приносящие удовлетворенность работой,
значительно отличаются от факторов, приносящих
неудовлетворенность работой. Следовательно,
менеджеры, которые стремятся устранить
факторы, порождающие неудовлетворенность
работой, могут принести мир, но мотивацию,
как правило, не всегда. Они будут умиротворять
и успокаивать своих подчиненных, а не
мотивировать их.
В результате рабочие условия,
такие как качество управления, заработная
плата, политика компании, рабочие условия,
отношения с коллегами и гарантированная
занятость, были охарактеризованы Герцбергом
как гигиенические факторы. Когда эти
факторы наличествуют, люди не чувствуют
себя неудовлетворенными, как, впрочем,
и удовлетворенными тоже.
Чтобы мотивировать служащих,
по мнению Герцберга, акцент нужно сделать
на факторах, ассоциирующихся с самой
работой или с ее непосредственными результатами,
такими как продвижение по службе, личный
рост, признание со стороны коллег и руководителей,
ответственность и успех.
Однако Герцберг относит все
эти потребности не к мотиваторам, а к
гигиеническим факторам, которые, во-первых,
как только удовлетворяются, так становятся
циклическими (т. е. возникают вновь), во-вторых,
постоянно
растут, в-третьих, в случае
недостаточности вызывают неудовлетворенность
и соответствующее ей фрустрационное
поведение. Гигиенические потребности
нужны для того, чтобы люди имели мотивы
к деятельности, поэтому их нужно обязательно
удовлетворять, но, как показывает практика,
для многих работников этого недостаточно.
Для того чтобы сделать эффективным
взаимодействие, побудить людей к старанию
и качественному выполнению своей деятельности,
нужно удовлетворять и мотивационные
потребности, т. е. в признании, в возможности
учиться и развиваться, в уважении, в карьере,
в дополнительной ответственности и сложной
работе, в возможности осуществлять самореализацию.
В рамках профессиональной деятельности
такая удовлетворенность может быть обеспечена
как предоставлением интересной и ответственной
работы, возможностью личностного и профессионального
роста, так и моральным стимулированием,
новыми
задачами, делегированием полномочий,
расширением обязанностей, вовлечением
в процесс принятия управленческих решений,
эффективным взаимодействием.
Герцберг считал, что некоторые
факторы работы по своей сути способны
вызывать внутреннее удовлетворение и
мотивировать индивидов.
К внутренним условиям мотивации,
связанным с самим содержанием трудового
процесса, относятся:
· достижение;
· признание;
· ответственность;
· продвижение;
· собственно работа, ее сложность,
творческий потенциал;
· возможность роста.
Этот энтузиазм менеджеров,
вызванный надеждами на повышение производительности
труда за счет вышеперечисленных возможностей,
сегодня практически потерян.
Внешние условия в контексте
работы – это:
· вознаграждение (зарплата);
· гарантии рабочего места;
· условия труда;
· статус;
· деятельность компании;
· качество руководства;
· качество взаимоотношений
с коллегами, начальниками, подчиненными.2
1.3. Теория мотивации Д. Мак Клелланда
В своей теории Дэвид Мак Клеланд
утверждает, что любая организация предлагает
человеку возможности для удовлетворения
трёх потребностей высшего уровня: потребность
во власти, в успехе и в принадлежности.
Его наиболее популярные идеи заключаются
в том, что потребность в успехе положительно
влияет не только на работу служащих, но
и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность в успехе лежит
в иерархии потребностей Маслоу где-то
между уважением и самовыражением. Человек,
ориентированный на достижение успеха,
обычно приемлет достаточно высокий уровень
риска, хочет знать о конкретных результатах
своей работы, хочет нести ответственность
за решение каких-либо проблем, и имеет
тенденцию к постановке реальных целей.
Кроме этого, он обладает серьёзными навыками
в плане организации и планирования. Менеджеры,
которые стремятся понять, управлять и
создать мотивационную среду для подчинённых
с ярко выраженной потребностью в успехе,
должны знать, что последние получают
удовлетворение в основном от самого процесса
работы, от начала до завершения, и в меньшей
степени - от награды, которую получают
за хорошо выполненную работу.
Потребность во власти также
находится между потребностями в уважении
и самовыражении Маслоу. Эта потребность
является выражением желания человека
оказывать влияние на других людей. Мак
Клеланд рассматривал эту потребность
как позитивную и тесно связывал её с желанием
добиться руководящей должности. Он утверждал,
что существует несколько стадий в развитии
представления человека о власти, и что
менеджеров можно убедить отказаться
от мысли, что человек не должен пытаться
оказывать влияние на других. Наоборот,
эффективный лидер и менеджер должен быть
самоотверженным альтруистом, преданным
целям организации и старающимся привить
чувство преданности организации своим
подчинённым.