Особенности мотивации современных дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44

Файлы: 1 файл

1курсовая работа. Быкова Е..doc

— 932.00 Кб (Скачать)

министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И. А. БУНИНА»

 

 

 

Факультет педагогики и психологии дошкольной

 

 

 Курсовая работа

Особенности мотивации

современных дошкольников

(на примере старших  дошкольников).

 

Выполнила:

студентка ОЗО группы Д – 32

Е. А. Быкова

Проверила:

кандидат психологических наук доцент кафедры психофизиологии и педагогической психологии Л.Ю.Комлик

 

 

 

 

ЕЛЕЦ 2011

Содержание.

Введение………………………………...…………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников

         1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в

            психолого-педагогической науке………………………………….……6

        1.2.Развитие мотивов  детей старшего дошкольного возраста……….….11

        1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития

           мотивации современного дошкольника………………………………17

Выводы………………………………………………...…………………………23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению

              мотивов старших дошкольников

        2.1.Основные этапы  методики исследования............................................27

        2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30

Выводы…………………………………………………………………………...35

Заключение…………………………………………………………………..…..38

Список литературы...............................................................................................44

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе поведения – одна из наиболее важных в психологии. Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов.              

Проблема изучения  мотивации    дошкольников нашла свое отражение в работах многих исследователей: Л.И.Божович, А.Л.Венгера, Л.С.Выгодского, К.М.Гуревич Я.Л.Коломенского, А.Н.Леонтьева А.К.Марковой,  Д.Б.Эльконина.

Так, например, Я.Л.Коломинский [8] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации дошкольника, появление новых мотивов, обусловленных большей социализацией дошкольников по сравнению с детьми раннего возраста. Это же направление исследований можно наблюдать и у Л.И. Божович [3] которая, проанализировав онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей различного возраста. Д.Б. Эльконин [27]  и А.Л. Венгер, указывают на существенные изменение в мотивах поведения старших дошкольников.

В настоящее время, проблема является  актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Однако, не смотря на такое внимание со стороны исследователей,  мотивации дошкольника, требует своего дальнейшего изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществе, в сфере образования (появление негосударственных учреждений дошкольного образования, новых образовательных технологий и т.п.), так и с ростом научно-технического процесса.

Следует признать, что психологические закономерности развития   познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о роли взрослого и сверстника в ее становлении.

Особую актуальность приобретает изучение мотивов современных  детей старшего дошкольного возраста. Данное положение обуславливается рядом причин. Во-первых, дошкольное детство, является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения.

Во-вторых,  в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т.п.), поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка, в контексте исполняемой им деятельности.

В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами из бегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.

Кроме того, в дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивов поведения ребенка. [12]  

Таким образом, данная курсовая работа посвящена проблеме  мотивации поведения  современных дошкольников.

Цель исследования: выявить особенности  мотивации поведения детей  старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:   мотивация  дошкольников.

Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.  

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи: 

  • Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
  • Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.
  • Рассмотреть  влияние сюжетно- ролевой игры на развитие мотивов поведения дошкольников.  
  • Исследовать мотивацию поведения современных дошкольников.

Гипотеза исследования:  мы считаем, что мотивами определяющими   поведение ребёнка 5-6 лет, в настоящее время, являются следующие: интерес к миру взрослых, стремление к познанию нового, уважительное отношение к окружающим. 

Организационная база исследования.  Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Пятницкое.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.                 

 

 

Глава1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников

1.1. Общая характеристика понятия мотивов и мотивации

в психолого - педагогической науке

          В поведении  человека есть две функционально  взаимосвязанные стороны: побудительная  и регуляционная. Побуждение обеспечивает  активизацию и направленность  поведения, а регуляция отвечает  за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

          Психические  процессы, явления и состояния  (ощущения, восприятие, память воображение, внимание, мышление, темперамент, характер, эмоции) – обеспечивают регуляцию поведения человека. Что же касается стимуляции или побуждения поведения, то оно связано с понятиями  мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, которые заставляют его вести себя определенным образом.

           Рассматривая  мотивацию человека как психологический  феномен, ученые столкнулись со  многими трудностями. Прежде всего, возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности (А. Б. Орлов, 1989)          

          Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

          Мотивация  занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения. Проблема мотивации относится как к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении, так и к  числу сложных и неоднозначных. Мотивация представляет совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность,  объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация, являясь глубинной сущностью личности, часто «спрятана» от посторонних глаз.          

            Термином «мотивация» в современной  психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. [15,513с.]                 

             Мотивация поведения человека  может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.  

   Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большое количество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого из нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания[19,c.370]. Изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов.     

           Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций. Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный – слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности.

             Итак, под мотивом обычно понимают  внутреннее побуждение личности  к тому или иному виду активности (общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от биологических до высших социальных. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

              Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

              Мотив имеет сложную внутреннюю  структуру: 1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий, возможно, достичь желаемого; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. [22] 

  Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения[19,c.372]. 

Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников