Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.
Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44
Особый интерес представляет взаимосвязь мотивации и волевого действия, которая проявляется в феномене борьбы мотивов. Сложным волевым актам обычно предшествует несколько различных и зачастую противоречивых мотивов, которые взаимно противодействуют друг другу, задерживают волевой акт, вызывая состояние внутреннего колебания, носящее название борьбы мотивов. Борьба мотивов, как правило, завершается победой какого-либо одного желания, причем побеждает то, которое представляется более предпочтительным или важным.
Суть борьбы мотивов заключается не в механическом преобладании более сильного мотива (когда сознание будто бы пребывает в каком-то пассивном состоянии), а именно в предпочтении, сознательно отдаваемом одному мотиву перед другим. Борьба мотивов предполагает более или менее высокую организацию личности человека, ее интересов и идеалов. Чем богаче духовная жизнь человека, тем выше и сложнее руководящие им мотивы, тем сложнее и сам процесс борьбы мотивов; в нем отражаются противоречия между чувством страха и сознанием долга, между дозволенным и недозволенным, между общественными идеалами и чувственными стремлениями личности и т. д. [17,c.497]
На формирование мотивов
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам можно отнести мотив избегания неудач, мотив достижения успехов, самооценку. Мотив достижения успехов - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудач - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
В современной психологической
литературе существует
В
новейших психологических
Дошкольный период является
Среди
разнообразных мотивов
Вместе с тем можно выделить
некоторые виды мотивов, типичных
для дошкольного возраста в
целом, оказывающих наибольшее
Другая важная группа мотивов,
постоянно проявляющихся в
В дошкольном детстве
Особую роль в развитии
Особое значение в развитии
мотивов поведения имеют нравст
К концу дошкольного детства
ребенок понимает значение
Среди нравственных мотивов
Однако как показали
Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». [19] Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.
Для более конкретного представления развития мотивационной сферы дошкольников, рассмотрим данный вопрос более подробно, на примере детей 5 - летнего возраста.
Возраст 5 лет является хронологической
границей перехода от младшего
дошкольного возраста к
Так, в сфере общения ребенка с взрослым на первый план выходят внеситуативные формы общения — познавательная и личностная. Взрослый выступает перед ребенком в новом качестве как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить его сомнения и ответить на его вопросы. Примерно в 5-летнем возрасте возникает новая своеобразная коммуникативная потребность — потребность в уважении взрослого, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Главным средством такого общения, естественно, служит речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.[13]
Дошкольники 5-летнего возраста
Становление внутренней
Важнейшим новообразованием
Несмотря на все вышеуказанные достижения, 5-летний ребенок остается дошкольником и все его интересы и потребности лежат в сфере игры.
Все
важнейшие новообразования
Мотивы дошкольника
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Потребность в деятельности как своеобразный компонент мотивации наиболее ярко проявляется в таком виде деятельности как игровая. Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.
Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников